Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования
В соответствии с Законом «Об образовании», образовательной политикой Российской Федерации в условиях модернизации российского образования и внедрения ФГОС, образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели, главная из которых – развитие личности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера.
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, к ценностям отечественной культуры.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Это обусловило выбор темы аналитического отчета «Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Целью данного аналитического отчёта является самоанализ и самооценка педагогической деятельности в межаттестационный период: с 2010г. по 2015 учебный год.
Целью моей педагогической деятельности является совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, как средство повышения качества обучения; создание условий, способствующих формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, то есть, развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств учащихся в условиях адаптивной образовательной среды, воспитание активной жизненной позиции в тесном содружестве с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подхода, формирование положительной мотивации у учащихся к обучению, что будет способствовать высокому качеству образования, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:(слайд2)
(слайд3) Направление деятельности
(Слайд4) Основное направление педагогической деятельности:
«Совершенствование образовательного процесса через применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Актуальность проблемы обоснована потребностью в совершенствовании образовательного процесса, методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
То есть, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
(Экран5)Определены объект исследования:
(Экран6)(Предмет исследования: влияние современных педагогических технологий на общую успешность в обучении младших школьников.
(Экран7) Цель исследования: определение условий организации образовательного процесса через применение современных образовательных технологий способствующих повышению качества знаний;
создание для учеников благоприятной образовательной среды.
Была выдвинута гипотеза исследования: Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, повысит эффективность процесса обучения и позволит каждому ученику успешно выстраивать индивидуальную траекторию своего учения и развития-, как в учебной, так и во внеурочной деятельности
(Экран8) Сформулирован предполагаемый результат: применение современных образовательных технологий обеспечит повышение качества знаний обучающихся и будет способствовать формированию личностных компетенций младших школьников.
(Экран9) Для достижения цели поставленных задач, использовались следующие методы: метод теоретического анализа, изучение и внедрение эффективных форм деятельности передового педагогического опыта, диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ результатов обучения, педагогический мониторинг).
База исследования: МКОУ СОШ № 6, учащиеся начальных классов (25-27 человек).
В 2013-2014 учебном году приступила к реализации ФГОС НОО, начав работать в первом классе. Для выявления уровня сформированности познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД обучающихся была проведена стартовая диагностика. Методологической базой послужили следующие пособия
(слайд10)1 класс
По данным диагностики в классе (25 человек) было выделено несколько групп обучающихся, которые отличаются разным уровнем развития как предметных, так и личностных УУД. Такая неравномерность развития УУД является нормой и отражением индивидуальности ребенка.
Стартовая диагностика уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя диагностические таблицы,(смотреть в отчете) при помощи которых проводится экспертная оценка уровня сформированности УУД методом наблюдения. Мониторинг уровня сформированности предметных и личностных УУД включает в себя систему заданий, при помощи которых определяется уровень сформированности УУД методом измерения. Все это дает возможность учителю проводить качественный мониторинг достижений учащихся на протяжении всего учебного процесса.
Результат выглядит следующим образом:Слайд11
Данная диагностика уровня сформированности УУД позволила скорректировать учебную и воспитательную работу, выбирать задания, соответствующие уровню развития обучающихся. Это обеспечивает дифференцированный подход к обучению. При проектировании проблемной ситуации на уроках я опиралась на возможности своего класса и проведенную диагностику, т.к. степень трудности учебных заданий должен соответствовать этим уровням и выводить обучающихся в зону их ближайшего развития.
(слайд с технологиями12) Это относится к принципам системно-деятельностного подхода и педагогической технологии проблемного обучения, когда мы стремимся к тому, чтобы ребенок стал субъектом обучения, чтобы он сам добывал знания в результате своей деятельности, а не получал их в готовом виде.
Применение современных технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся. Использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.
В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся. Ее можно отследить по диаграмме качества знаний. (слайд15)
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы. Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются факультативы ( «Развитие познавательных способностей», «Речь и культура общения», «Основы безопасности жизнедеятельности»),. Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:
-489585297815 – даю дополнение к заданию в виде схемы;
– помогаю найти алгоритм решения;
– указываю причинно-следственные связи,
необходимые для выполнения задачи;
– предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах.
С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.
Работая индивидуально с детьми, готовлю их к участию в олимпиадах Мои ученики активно принимают участие в ежегодных школьных предметных олимпиадах (Смотреть в аналитическом отчете)
Предметные олимпиады
Школьный уровень 2011-12уч.г. 2012-13уч.г. 2013-14уч.г. 2014-15уч.г.
Математика – – 1место-
Дмитроченко Варя
2 место-
Шкарубо Вика
3место- Зараменских Саша 2место-
Шкарубо Вика
Русский язык – 1место
Микрюков Семен 2 место-
Шкарубо Вика 3 место-
Шкарубо Вика
Окружающий мир – – 1место-
Шкарубо Вика
3место- Дмитроченко Варя, Пилинцова Маща 1 место
Шкарубо Вика
Городской уровень Русский язык – – – 3место-
Шкарубо Виктория
Мои воспитанники являются постоянными участниками Всероссийских конкурсов: (Аналитический отчет) Количество участников в конкурсах выросло.
2011-12 2012-13 2013-14 2014-15
Русский медвежонок 17 чел. 21чел. – 16 чел.
Кенгуру 14 чел. 15 чел. – 12 чел.
ЭМУ 16 чел. 18 чел. 11 чел. 16 чел.
Вундеркинд – – 15 чел. 15 чел.
Еж – – 8 чел. –
Муравей – – 3чел. 4 чел.
Первоклашки по стране знаний – – 12 чел –
Всезнайка – – 12 чел. –
Крестики-нолики – – 18 чел. –
Разнобой – – – 12 чел
Тест по математике – – – 10 чел.
Есть призеры конкурсов
Всероссийский блиц-турнир «Первоклашки в стране Знаний»( 2 место- Зайниева Милана, Паклин Максим, Анохин Ярослав, 3 место Болтин Вова),мониторинговый конкурс «Эму-Эрудит 2013»(Призер Шкарубо Виктория), международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд (Лауреаты Анохин Ярослав, Зараменских Саша, Комлева Алина, Сунгатуллин Тимур), Всероссийский блиц-турнир «Первоклашки в стране Знаний»(Призер Шкарубо Виктория), Всероссийская викторина «Нескучный русский с Буквознаем»( 1 место Анохин Ярослав),международный конкурс-игра по русскому языку «Еж»( 1 место Жуков Всеволод»), Областная онлайн-викторина « П.П.Бажов-уральский писатель»( вышел на второй тур Анохин Ярослав), Международный конкурс по ОБЖ «Муравей»( призеры Зараменских Саша, Зайниева Милана, Паклин Максим).
Участие в олимпиадах дает детям уверенность в своих силах, способствует их социальной адаптации
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
(Слайд19) Внеурочная занятость учащихся 3 класса
ДЮСШ-2чел.
с/к «Горняк» футбол, хоккей-5 чел.
Детская художественная школа – 8 чел.
Детская музыкальная школа - 3 чел.
Дворец Культуры Горняков – 6 чел.
Детская городская библиотека
– 25 чел.
Детская Государственная Свердловская Филармония- 25 чел.
– 100 %
Как один из информационных ресурсов, обеспечивающих качество знаний, рассматриваю конструктивное взаимодействие социума:
( Слайд20) Социальное партнёрство
Дом Детского Творчества
С/к «Горняк», ДЮСШОР
Центральная Городская Библиотека
Детская Музыкальная Школа
Детская Художественная Школа
Городская Детская Библиотека
«Центр детский подростковый»
Кинотеатр «Феникс»
Городской краеведческий музей
Кушвинский Дворец Культуры
Личность
Параллельно с образовательными задачами, большое внимание уделяю воспитательной работе. Приоритетом в воспитательной работе является Патриотическое воспитание. В 2012-13 уч. г. мой класс принял участие в областной заочной игре «Юнармейцы ,вперед!»,посвященной созданию добровольческого танкового корпуса, и занял 1 место. Ежегодно ученики моего класса участвуют в марафоне Победы в к/т «Феникс», во всероссийской акции «Бессмертный полк» приняли участие 11 человек, в составе сводного хора школы выступали на митинге, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Участвуя в городском конкурсе творческих коллективов «Солнечные зайчики»,класс занял 2 место Дети очень любят рисовать, выполнять поделки из разных материалов. Ребята активно участвуют в различных творческих конкурсах: Так в этом учебном году 11 ребята моего класса участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Мой Пушкин, проводимом Государственной детской библиотекой г. Москвы. Среди лучших работ рисунок Максима Паклина.
В проведение внеклассных мероприятий стараюсь вовлечь весь класс. Большое количество мероприятий было проведено с непосредственным участием родителей. Много интересных встреч, праздников, познавательных игр , конкурсов проводилось в классе. В четвертом классе, среди детей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу».
Результаты анкетирования учащихся:
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Любишь ли ты свой класс?
3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
4. Есть ли у тебя друзья в классе?
5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?
6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?
7. Хотел бы ты перейти в другую школу?
8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?
086360
Анкетирование наглядно показало отношение детей к школе, коллективу, учителям.
И всегда вместе с нами – родители, которые помогают в оформлении класса, изготовлении костюмов проведении праздников, экскурсий. Запомнилась всем поездка в В-Пышму, в музей «Боевая слава Урала
Взаимодействие с родителями учащихся, их непосредственное включение в учебно-воспитательный процесс позволило сплотить классный коллектив. В своей работе использую различные формы проведения родительских собраний: Активное участие принимали родители в подготовке и проведении «Выпускного вечера в начальной школе», проведении конкурса «Папа, мама и я – спортивная семья», праздновании «Дня матери» и других мероприятиях.
В процессе педагогической деятельности я совершенствую своё мастерство: активно использую в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы - информативность.
В межаттестационный период я делилась опытом работы, давала открытые педагогические формы, выступала на педагогических советах, проходила курсовую переподготовку в ИРО Н-Тагила и Екатеринбурга, посещала семинары и открытые уроки коллег школы и города. В 2013 году участвовала в Муниципальном конкурсе «Лучший учитель», в номинации «Лучший классный руководитель» , заняла 2 место.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД) и применении современных образовательных технологий .Моя гипотеза подтвердилась.
Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:
продолжить работу по использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений.
создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей.
способствовать развитию личности ребенка, через участие в конкурсах, олимпиадах.