Конспект занятия по естествознанию Экспериментирование с деревом на тему Тонет — не тонет в средней группе


Конспект занятия по естествознанию «Экспериментирование с деревом» на тему « «Тонет – не тонет» в средней группе
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
Совершенствовать навыки мелкой моторики, используя разные материалы.
Развивающие:
Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности ; взаимодействие с другими материалами ; познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: рассматривание предметов из различных материалов, отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Материал и оборудование: предметы из дерева – матрешка, деревянные бруски разных размеров, скалка, спички, ложка, карандаш, линейка, кисточка , таз с водой, мяч, предметы из железа – гвозди, ножницы , болты, гайки.
Словарная работа: свойства, опыт, эксперимент.
Билингвальный компонент: ағаш – дерево, су – вода, доп – мяч.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, почтальон принес нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. В ней лежат разные предметы и письмо, а в нем подсказка – это загадка. Слушайте внимательно:
Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки упали все рубашки. (дерево)
Дети: Дерево.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О дереве.
Воспитатель: Правильно, ребята , сегодня мы будем говорить о дереве и о предметах сделанных из дерева.
Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то он какой? (Деревянный).
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Посмотрите на предметы, которые лежат на столе, выберите из них деревянные предметы.
Воспитатель: Ребята, скажите какие предметы вы выбрали, почему и для чего нужны эти предметы?
Дидактическая игра на развитие внимания «Найди предметы из дерева».
Дети находят предметы из дерева и называют их. Например: стол, стул, шкаф и т.д.
Воспитатель: Ребята, скажите какие предметы можно сделать из дерева?
Называют предметы, которые находятся в группе, в спальне.
Воспитатель: Скажите, какую пользу приносят деревья?
Дети: Они помогают очистить воздух, выделяют кислород, создают природную красоту, можно спрятаться в тени дерева в жаркий день, дровами топят печи.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. В лаборатории проводят
опыты и эксперименты. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы проведем опыты с деревом.
Опыт 1. Воспитатель: Ребята, как вы думаете дерево тонет в воде или нет? Давайте проведем с вами эксперимент и посмотрим – утонет или не утонет. На столе стоит таз с водой, опустите деревянные брусочки в воду.
Дети взяли брусочки разных по размеров, положили их в таз с водой и наблюдают, что происходит с брусочками.
Воспитатель: Ребята, скажите, брусочки, которые находятся в воде тонут или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте положим в воду мяч, что мы видим? Мяч не тонет, потому что он сделан из резины; резина легкая и внутри мяча есть воздух, и поэтому он не тонет.
Вывод: Дерево в воде не тонет.
Опыт 2.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
Дети: За окном видна улица, деревья, детская площадка, беседка.
Воспитатель: Теперь возьмите деревянные бруски, поднесите их к глазам, через брусок видна улица, деревья?
Дети: Нет.
Вывод: Дерево непрозрачно.
Физминутка:
Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней, Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветер их качает, гнет.
Опыт 3.
Воспитатель: На столах лежат деревянные брусочки и металлические пластины. Ребята возьмите в одну руку брусок и приложите к щеке, в другую руку возьмите пластину и приложите к другой щеке. Что вы почувствовали, где холоднее?
Дети: Холоднее там, где металлическая пластина. Вывод: Дерево теплое, а металл холодный.
Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята смотрите внимательно, я возьму деревянный брусок и попробую забить гвоздь, у меня получилось. Теперь попробую забить гвоздь в металлическую пластину. Что происходит?
Дети: Гвоздь нельзя забить в металлическую пластину.
Вывод: Дерево мягче, чем металл.
Дерево поддается обработке, поэтому из него делают игрушки, ложки, мебель, можно
выполнить резьбу по дереву, выточить, выпилить, вырезать.
Воспитатель : Давайте вспомним ребята, о каких свойствах дерева мы узнали?
Дети: Дерево в воде не тонет. Дерево непрозрачное, удерживает тепло. Дерево
поддается обработке.
Воспитатель: Людям необходимо знать о свойствах различных материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать, и что из них можно делать.
Итог занятия: 1. Что вы узнали интересного для себя? 2. О каких свойствах дерева вы узнали ? 3. Какой опыт заинтересовал вас больше всего? 4. Какие предметы можно сделать из дерева?