Выступление на Всероссийском образовательном форуме по теме:Использование интеллект- карт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способно-стей учащихся(5-6 классы)
Использование интеллект- карт на уроках русского языка и литературы
как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей учащихся
«Ум - это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который необходимо зажечь»
Плутарх
В современных школах происходят большие перемены: на смену традиционным и привычным формам и содержанию обучения приходят новые технологии, методы и приёмы, которые становятся необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем развития каждого ученика. Эту проблему на своих уроках я стала решать при помощи использования разных методов и приёмов, где более эффективным, на мой взгляд, одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий оказался метод интеллект- карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Впервые об использовании интеллект- карт на уроках русского языка и литературы я услышала на курсах повышения квалификации в ВИРО(Воронежский институт развития образования). Меня это заинтересовало, и я стала изучать литературу, пытаясь понять суть и возможности данного метода с целью использования на своих уроках.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Т.Бьюзен создал интеллект- карты - инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.
Интеллект- карты имеют отличительные свойства:
- наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);
- привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, иллюстрации, с помощью которых можно легко разобраться даже в самом сложном проекте.
Сфера применения интеллект- карт огромна. Хочу представить свой опыт работы по внедрению метода интеллект- карт в образовательный процесс.
Работа по составлению интеллект- карт с целью формирования познавательных УУД, начиная с 5 класса, шла поэтапно: знакомство с интеллект- картой, совместное составление, работа в парах, группах, индивидуальная работа в классе и дома.
На своих уроках я применяю интеллект- карты в разных областях знаний:
- при изучении нового материала (например, на уроке русского языка в 7 классе, изучая тему «Наречие», я прибегаю к помощи интеллект- карты. Эта тема считается одной из самых сложных в русском языке, а при составлении интеллект- карты дети легче усваивают новый материал, причём запоминают без затруднений и с интересом.
- при подготовке к написанию сочинения по литературе (например, в 6 классе при изучении на уроке литературы романа А.С.Пушкина «Дубровский»,ребята составляли интеллект- карту. Когда нам нужно было писать сочинение, то я попросила детей достать готовые работы. Ребята были очень удивлены: видя перед собой на одном листе главных героев, их взаимосвязь друг с другом, учащиеся сразу поняли, в какой последовательности выстроить сочинение, чтобы части работы были логически связаны между собой, чтобы в своей творческой работе они не смогли упустить ни одну мелочь (в этом помощь оказали иллюстрации, сделанные по ходу составления интеллект- карты);
- при показе презентации (за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают);
- в групповой работе обучающихся (например, при обобщении темы в 6 классе «Разряды местоимений» на уроке русского языка. На самом деле, эта тема не такая уж и сложная, но, к великому сожалению, выпускники, решая задания ЕГЕ, плохо справляются с заданием №23.Поэтому, обобщив теоретический материал и внеся определённые пометы на каждый разряд местоимений, ребята запоминают теорию гораздо легче.);
-на уроках повторения и обобщения полученных знаний (при подготовке к написанию тестовых заданий или контрольного диктанта. Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное», учащиеся достали уже ранее составленные интеллект- карты и повторили изученный материал. В доступной форме, наглядно в интеллект- картах, новые знания запомнились лучше, и учащиеся хорошо написали тест по данной теме).
Исходя из своего опыта работы, я могу утверждать, что многие проблемы, источником которых являются затруднения учащихся в запоминании той или иной темы, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект- карт.
Очень важное условие в работе с интеллект- картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить. Кроме этого, системная работа с интеллект- картами способствует повышению уровня качества знаний; проявлению интереса к изучению таких предметов, как русский язык и литература, даёт возможность учителю преподнести свой предмет с той стороны, которая будет вызывать у ребёнка только положительные эмоции и развивать его творческий потенциал. Данный вид работы даёт возможность учителю уже с пятого класса вести целенаправленную работу с учащимися при подготовке к сдаче ОГЕ И ЕГЕ как по русскому языку, так и по литературе.