Конспект урока на тему Употребление притяжательных местоимений в речи (6 класс)
6класс
Учитель русского языка МБОУ гимназия им. Н.Г.Басова при ВГУ
Щербинина Ярослава Игоревна.
Тема урока "Употребление притяжательных местоимений в речи" (2 час по теме).
Цели:
1.Осмысление языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2.Осознание эстетической ценности родного языка.
Задачи:
1.Формировать стремление к речевому самосовершенствованию
2.Учить извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов.
3.Развивать умение употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Оборудование:
1.Учебник «Русский язык.6кл. М.М.Разумовская, С.И.Львова - М.: Дрофа,2011».
2.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. Розе Т.В.-М.: ОЛМА Медиа Групп.2010.
3. Раздаточный материал.
4. Медиаподдержка.
Конспект урока:
1.Оргмомент. Оформление тетрадей. Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим наше путешествие по стране под названием Местоимение. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны проверить работу, заданную на дом. Проверять домашнюю работу мы будем по образцу, данному на доске, а затем объясним те ошибки, которые вы допустили при выполнении задания (слайд 1).
II. Объяснение нового материала.
Учитель: Познакомьтесь с проектом ученика «Мой выбор». Ребята, не случайно мы начали урок с этого проекта, в нём спрятана тема сегодняшнего урока. Определите её.
Учитель: Правильно, тема урока: "Употребление притяжательных местоимений в речи". Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (слайд 2).
(Правильно: о грамотном использовании притяжательных местоимений в речи).
Вам уже известно, что местоимения широко используются в устной и письменной речи, ведь они помогают избежать повторения одних и тех же слов, связывают предложения в тексте, однако необходимо избегать грамматических ошибок при их употреблении, ведь речь человека - это визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. И об этом сказал Сократ: "Заговори, чтоб я тебя узнал" (слайд 4).
Ребята, кто из вас знает, кто такой Сократ?
(Сократ из Афин 469 - 399 до н.э. Древнегреческий философ, идеал мудреца. Всё свободное время проводил в беседах с приезжими на темы: "Что добро, а что зло", "Что прекрасно, а что безобразно", "Можно ли научиться быть хорошим, и как приобрести знания".) (слайд 5)
А как вы поняли слова Сократа?
Учитель: И чтобы о нас с вами не подумали, что мы неучи и двоечники, сегодня на уроке будем учиться жить в мире и согласии с притяжательными местоимениями. И начнём прямо сейчас.
1. Работа по соблюдению речевых и грамматических норм.
Задание: найти и устранить недочёты.
1.Я взял у сестры еёный учебник.
2.Пограничники зорко охраняют рубежи своёшней родины.
3.Об ихней службе написано много книг.
4.Ихние разговоры мне всегда интересны.
5.Ейный брат- спортсмен.
6.Евоная очередь отвечать (слайд 6).
Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. Какая часть речи была неправильно употреблена? Что вы знаете о местоимении? Какие ошибки допущены в этих предложениях?
(В этих предложениях склоняются притяжательные местоимения его, её, их. Особенность этих местоимений в том, что они указывают на принадлежность, но не согласуются с существительными, в предложении являются несогласованными определениями. Например: их восторг, их радость, их интересы. Такая связь (по смыслу) называется примыкание.
2.Беседа о притяжательных местоимениях и их особенностях.
Отредактируйте 3 предложения и запишите их (слайд 7).Параллельно: фонетический разбор местоимения его на доске.
3. Подобные предложения были предложены ученикам нашей гимназии. Выступление ученика с социолингвистическим исследованием на тему «Употребление в речи местоимений учащимися 5-11 классов» страничка языкового паспорта (слайд 8, 9).
Учитель: Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты и писатели в своих произведениях любили использовать различные разряды местоимений. III. Давайте проведём лингвистическое исследование, понаблюдаем какую роль играют местоимения в художественной речи.
Практическая работа с текстом (письменный анализ).
У каждого из вас на парте лежит текст. Познакомьтесь с ним. Подумайте, из какого произведения взят этот отрывок (слайд 10).
Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Выполните задание по группам:
1.Объясните орфограммы.
2.Объясните пунктограммы.
3. Определите разряды местоимений, подчерните их как члены предложения.
4.Какую роль играют в этом тексте местоимения?
Он заиграл, сначала робко, неуверенно, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. Присутствие того властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. Он сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть (слайды 11, 12).
(Это отрывок из рассказа А.И. Куприна «Тапёр». Он посвящён кульминационному моменту в жизни героя. Повтор личных местоимений подчёркивает сосредоточенность пианиста, его ответственность за происходящее, а повторяющееся притяжательное местоимение «его» свидетельствует о том, что он смог преодолеть волнение и показать всем своё мастерство.)С какой целью автор выделяет местоимение того, кто за ним скрывается? (слайд 13).
(Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 – 1894) – великий русский композитор, пианист, известный всему миру дирижёр, директор Петербургской консерватории с 1862 по 1867 годы. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.). 2. Практическая работа с текстом (устный анализ).
Рассмотрим устно, какую роль играют местоимения в следующем отрывке из этого произведения:
- Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души поздравляю и радуюсь, что у меня на ёлке вам совсем случайно выпал такой подарок. Он заинтересован вашей игрой (слайд 14).
( Давайте вспомним, сколько лет Юрию Азагарову? (14 лет) Почему же Аркадий Николаевич называет его на вы? Это проявление уважения к юному таланту.)3. Сравните предложения, определите разряды местоимений, оформите свои выводы в виде таблицы.
Да неужели вы не узнали его?
Его имя всем известно.
Следует различать личные местоимения 3лица род. падежа и притяжательные его, её, их (слайды 16, 17).
Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
1.Отвечает на вопросы косвенных падежей. 1.Отвечает на вопросы чей? чьё? чьи?2.В предложении является дополнением. 2.В предложении является несогласованным определением.
3.Если добавить предлог, появляется начальное н. 3.С тем же предлогом начального н нет.
4.Да неужели вы не узнали его?
4.Его имя всем известно.
IV. Диагностика усвоения. Выполнение упр.667.
Выводы учителя и учащихся:
Местоимения играют важную роль в речи.
Во - первых, они, являясь словами – заменителями, позволяют избежать повторения одних и тех же слов. Связывают предложения в тексте.
Во – вторых, местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, об отношении к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя.
В – третьих, правильное употребление различных форм местоимений в речи свидетельствует о культурном уровне человека. А с таким человеком приятно общаться.
Следовательно, местоимения нужны в нашей речи, без них не обойтись.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Составьте текст диктанта для сборника "Удивительных Диктантов", используя все притяжательные местоимения в разных формах, или сочините сказку о местоимениях-паразитах и местоимениях-умницах (слайд 18).
9 апреля 2013г.
Приложение.
Лингвистическое исследование. 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Он заиграл, сначала ро…ко неуверенно но понемногу к нему в…рнулись смелость и вдохновение. Пр…сутствие того влас…ного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу арт…стическим волнением и пр…дало его пальцам исключительную ги..кость и послушность. Он сам чу…ствовал что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть.
2. Выполните задание по группам:
1.Объясните орфограммы.
2.Объясните пунктограммы.
3. Определите разряды местоимений, подчерните их как члены предложения.
4.Какую роль играют в этом тексте местоимения?
3. Сравните предложения, определите разряды местоимений, оформите свои выводы в виде таблицы.
Да неужели вы не узнали его?
Его имя всем известно.
Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
1.Отвечает на вопросы
1.Отвечает на вопросы
2.В предложении является 2.В предложении является
3.Если добавить предлог, появляется
3.С тем же предлогом
4.Например:
4.Например:
Социолингвистическое исследование.
Цель нашего исследования - выяснить, каков языковой паспорт обучающихся 5-11 классов. Мы провели небольшой опрос на тему «Употребление притяжательных местоимений в речи». Ученики должны были отредактировать 10 предложений, исправить грамматические ошибки в употреблении притяжательных местоимений. Всего в наше опросе приняли участие 196 обучающихся. Как видно из диаграммы, среди опрошенных пятиклассников правильно ответили 81,5 %,
шестиклассников- 65,5%,
семиклассников- 56 %,
восьмиклассников-91,5%,
девятиклассников- 95%,
десятиклассников-87,5%,
одинадцатиклассников-100%.
Наибольшие затруднения вызвало употребление местоимения их и правописание его.
Всем следует запомнить: только его, её, их!
Таким образом, выяснилось: не все учащиеся владеют правильной, грамотной речью. Но есть надежда, что это исследование заставит их задуматься и у них появиться стремление к речевому самосовершенствованию, ведь уважение к родному языку связано с чувством собственного достоинства и любовью к своей стране.