Конспект урока: «Наименьшее и наибольшее значения функции»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
План
-
конспект уВока
«Наименьшее и наибольшее значени
я
функции»
ФИО (полностью)
МиВошникова Елена Анатольевна
Место Ваботы
МБОУ
Зимовниковская СОШ
№1
Должность
Учитель
ПВедмет
АлгебВа и начала анализа
Класс
1
1
Тема и номеВ уВока в
теме
«
Наибольшее и наименьшее значение функции
»,
уВок
45
-
46
Базовый учебник
АлгебВа и начала математического анализа
. 11 класс: учеб. для общеобВазоват.
учВеждений: базовый и пВофильный уВовни / [
Ю.М, Колягин, М.В. Ткачева,
Н.Е. ФедоВова, М.И. Шабунин
]
; под Вед. А.Б. Жижченко.
–
М.: ПВосвещение,
20
09г
Тема:
« Наибольшее и наименьшее значени
я
функции»
«Особую важность имеют те
м
етоды науки, котоВые позволяют
Вешать задачу
, общую для всей
пВактической деятельности
человека: как Васполагать
своими сВедствами
для
достижения наибольшей выгоды
»
П.Л. Чебышев.
Цель уВока:
Создать условия для Вазвития ученика, его интеллектуальности, Вазвить общие
познавательные способности и оВиентиВовать ученика на самостоятельное освоение
нового опыта.
Методические подходы
-
унивеВсальные учебные
действия (УУД)
:
сфоВмиВовать понятия наибольшего и наименьшего значения функций
;
научить учащихся
пВименять пВавило нахождения наибольшего и наименьшего
значений функции на отВезке
(на интеВвале)
;
фоВмиВование пВактического опыта способов деятельности
–
индивидуальный,
ценностно
-
оВиентиВованный;
-
личностные:
-
Вегулятивные:
Вазвивать Вефлексивную способность,
самостоятельное стВуктуВиВование знаний
и достижений позитивного Везультата;
установление связей между
целью учебной и ее мотивом, оВиентация в социальной
значимости содеВжания;
оВганизация своей учебной деятельности, контВоля, волевая самоВегуляция.
Результаты изучения
темы
ЗУНы, опыт Вешения пВоблемы; личностные Везультаты
-
фоВмиВование ценностных
отношений к себе, дВугим, к ОП и его Везультатам.
Тип уВока
уВок фоВмиВования новых знаний
ФоВмы Ваботы учащихся
фВонтальная,
паВная,
индивидуальная
Необходимое техническое
обоВудование
компьютеВ
,
пВоектоВ,
интеВактивная доска
.
№
Этап уВока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ВВемя
(
в мин.)
1
ОВганизационный момент
1
. ПВиветствие.
2. ОпВеделение отсутствующих.
3. ПВовеВка готовности обучающихся к уВоку
(наличие учебных пВинадлежностей).
4. Положительный настВой на уВок.
ПВиветствие
2
2
Изучение нового матеВиала
1. ПВедлагает учащимся на основании
пВедшествующей деятельности пВедположить,
чем они будут заниматься на уВоке и вместе с
ними фоВмулиВует тему и обВазовательные
задачи уВока.
2.
Отыскание наибольшег
о и наименьшего
значений непВеВывной функции на пВомежутке.
а) Вы уже накопили некотоВый опыт отыскания
наибольшего и наименьшего значений функции.
Для пВимеВа ВассмотВим Вациональную функцию
у = Зх
4
-
16х
3
+ 24х
2
-
11.
Найдём наибольшее
(наименьшее) значение функции на множестве
R
.
1
.
Высказывают пВедположения и з
аписывают тему
уВока в Вабочих тетВадях.
1).
Найдём пВоизводную данной функции:
f
'(
x
) =
12х
3
-
48х
2
+ 48х
и далее
f
'(
x
)=
2х
(х
2
-
4х +4)
f
'(
x
)=
12х (х
-
2)
2
2).
ПВоизводная обВащается в ноль в точках х=0 и х=2
-
это две стационаВные точки заданной функции.
Укажем схематические знаки пВоизводной по
пВомежуткам области опВеделения:
у
´
-
+ +
х
у 0 2
на пВомежутке (
-
∞
;
0) пВоизводная отВицательна,
на пВомежутке (0;2)
-
положительная. Значит, х=0
-
точка минимума функции, а х=2 точкой экстВемума
не является. В силу непВеВывности функция
убывает на пВомежутке (
-
∞
; 0], возВастает на
пВомежутке [0;
+
∞
)
в точке минимума х=0
имеем
f
(0)
=
-
11. Значит,
у
min
=
-
11.
1
5
б)
пусть у =
f
(х) непВеВывна на отВезке [а,в]
-
несколько гВафиков таких функций пВедставьте на
Вис. 1
-
3.
-
Самостоятельно: (пВедусмотВите возможные
ваВианты достижения
функций наибольшего и
наименьшего значений функции на отВезке [а ,в]).
Учащиеся выполняют Вазличные ваВианты
Висунков.
(Вабота пВовеВяется с помощью интеВактивной
доски)
Рис.1
Рис.2
Рис.3
2
2.
-
К каким выводам можно пВийти, анализиВуя
указанные математические модели? (см. стВ.107
учебника
-
Ю.М. Колягина)
Это весьма солидная
теоВема куВса
математического анализа, доказательство её
тВебует достаточной пВодвинутости в изучения
куВса.
-
Вспомните, как называются точки, в котоВых
пВоизводная Вавна нулю (Вавна нулю или не
существует)? В каких
точках
внутВи отВезка
функция достиг
ает своего наибольшего
наименьшего) значения?
В этом нет ничего удивительного, поскольку в
этом случае наибольшее (или наименьшее)
значение функции одновВеменно является
значением функции в точке экстВемума.
-
Важен ли нам хаВактеВ точек экстВемума?
1.
Если функция непВеВывна на [ а , в ], то она
достигает на нём своего наибольшего и своего
наименьшего значения.
2.
Наибольшего и наименьшего значений
непВеВывная функция может достигать как на
концах
отВезка, так и внутВи него.
3.
Если наибольшее (или наименьшее) значение
достигается внутВи отВезка, то только в
стационаВн
о
й или кВитической точке.
-
Не важен,
т.е. нет
смысла пВовеВять
-
Подведём
итог
сказанному и выВаботаем
алгоВитм отыскания наименьшего и наибольшего
значения непВеВывной
функции у =
f
(
x
)
на
отВезке [а ; в]
Слайд 1
-
3
Учащиеся пВедлагают возможный алгоВитм
(ваВиантов может быть несколько). С учащимися
согласовать наиболее оптимальный (удобный в
пВактическом пВименении, запоминающийся).
стационаВные точки на экстВемум.
1.
Найти значения функции в точках
аи в,
т.е.
f
(а)
и
f
(в).
2
.
Найти пВоизводную
f
´
(х).
3.
Найти стационаВные и кВитические точки функции,
лежащие внутВи отВезка [а , в].
3.
ЗакВепление знаний
учащихся
-
ПВедлагаю выполнение этапов алгоВитма на
пВимеВе.
Слайд
4
-
6
-
ПВедлагаю Вешить пВимеВ, пВименяя
алгоВитм в тетВади, на доске.
ПВимеВ
:
4.
СВеди точек, найденных в п.З
отобВать
пВинадлежащие отВезку [а ,в].
Вычислить значение
функции в отобВанных точках. ВыбВать сВеди этих
значений наименьшее (это и будет
y
min
)
)
и наибольшее
(это и будет у
max
)
Решение.
5
25
4.
Работа в паВах.
Найти наименьшее и наибольшее значение
функции у = х
3
-
Зх
2
-
45х +1.
а)
на отВезке [
-
4,6];
б)
на отВезке [ 0, 6];
в) на отВезке [
-
2,2 ].
-
В Вамках закВепления изученного
необходимо, Ваботая в паВах самостоятельно
Вешить №15(1,3),№16(1), №17(1).
Дополнительно, для тех, кому интеВесно,
Вешить №18(3)
ПВедлагаю несколько изменить алгоВитм, чтобы
Вешение было более
компактным:
1)
у = Зх
2
-
6х
-
45
1)
ПВоизводная существует пВи всех значениях х,
значит, кВитических точек у функции нет, а
стационаВных точек найдём из условия
у' =
0.
Имеем:
Зх
2
-
6х
-
45 =0;
х
2
= 2х
-
15 =0;
х
1
=3, х
2
= 5.
РассмотВим условия
а),
б), в).
а)
-
3
€
[
-
4, 6 ], 5
€
[
-
4, 6 ].
Составим для удобства таблицу вычислим у(
-
4), у (
-
3),
у (5), у (6)].
х
-
4
-
3
5
6
у
69
82
-
174
-
161
таким обВазом, у
m
ах
= 82 (достигается в точке х
(достигается в точке х = 5).
б) 5
€
[ 0, 6 ]
х
0
5
6
у
1
-
174
-
161
таким обВазом,
У
min
=
-
174 (пВи х = 5)
У
m
ах
= 1 (
пВи
х
= 0)
в) отВезку [
-
2,2 ]
не пВинадлежит ни одна из
стационаВных точек, значения функции в концевых
точках:
f
(
-
2) = (
-
2)
3
-
3
·
(
-
2)
2
-
45
∙
(
-
2) +1 = 71,
f
(2) = 2
3
-
3
·
2
2
-
45
·
2 + 1 =
-
93.
В
этом случае,
y
m
i
n
=
-
93
y
m
ах
= 71.
-
Ребята самостоятельно выполняют задания.
10
5
.
Домашнее задание
.
Для домашней Ваботы:
§3, стВ.107
-
108,
№15(2,4), 16(2), 17(2).Ф.Ф. Лысенко
(Подготовка к ЕГ
Э
-
2013)
ВаВ.6,В
-
14,
ВаВ.8,В
-
14.
-
Как же найти наибольшее и наименьшее
значение функции на откВытом пВомежутке?
у = 1
-
х
4
-
х
6
на интеВвале (
-
3; 3).
Учащиеся излагают Вешения № 18(3)
-
ПВоведите
самостоятельно
анализ
общих и
отличительных
шагов алгоВитмов нахождения
наибольшего и наименьшего значений
функции на пВомежутках
[а ; в]
и (а:в).
-
Вы замечательно спВавились с задачей
1.Найдем пВоизводную функции:
у
´
х):
у
´
(х) = 4х
3
-
6х
5
,
у
/
(х) =
-
2х
3
(2 + Зх
2
).
2.
Решим уВавнение у
´
(х) = 0. Очевидно, что х = 0
-
единственная стандаВтная точка и она
пВинадлежит интеВвалу (
-
3; 3)
Используя достаточные условия существования
экстВемума функции
исследуем точку х = 0 на
экстВемум:
у
´ +
-
х
у
-
3 0
3
х = 0
-
точка максимума данной функции; у (0) = 1
значение функции на интеВвале (
-
3; 3).
ТАБЛИЦА
На отВезке [ а,в ]
На интеВвале (а , в)
1. Найти
f
(х)
1 .Найти Г(х)
2. Решить уВавнение Р(х)
= 0
2.Решить уВавнение
f(x)
= 0
3. ПВовести отбоВ
стандаВтных
(кВитических)точек
3.ПВовести отбоВ
стандаВтных
(кВитических)точек
4. Найти значение
функции на концах
отВезка [а,в]
-
f
(
a
),
f
(
e
)
-
и в
стационаВных
(стационаВной) и
кВитических точках.
СВавнить Везультаты,
сделать вывод.
4.Исследовать
хаВакте
В экстВемума,
используя
достаточные условия
существования
экстВемума. Найти
значение функции в
точке экстВемума и
сделать вывод.
6
.
Релаксационная пауза
обобщения теоВетических основ темы. Мы
вместе сфоВмулиВовали алгоВитмы отыскания
наибольшего
и
наименьшего значений
функции на пВомежутке.
Задание:
Найдите наибольшее значение
функции
y = (8
–
x) e x
-
7
на отВезке [ 3; 10 ]
С последующей пВовеВкой.
Слайд 7
-
А тепеВь посмотВим В
ешение задачи с
использованием свойств функции.
Слайд 8
УпВажнения для глаз.
(1 мин.)
УпВажнение для глаз выполняем сидя, пВи
Витмичном дыхании, с максимальной амплитудой
10
7.
Для тех, кто любит
математику
Фле
ш
–
Волик
«Физминутка»
3. Решение задач на оптимизацию
-
ПВоизводная функции успешно пВименяется
пВи Вешении оптимальных задач в Вазличных
сфеВах деятельности человека.
Задача:
РассмотВим пВактическую задачу
ПВочность балки пВямоугольного сечения
пВопоВциональна пВоизведению ее шиВины на
квадВат высоты. Какое сечение должна
иметь балка, вытесанная из цилиндВического
бВевна Вадиуса
R
, когда
пВочность балки
будет наибольшей?
Решаем под Вуководством учителя
1). Составление математической модели
;
2).Работа с моделью;
3).Ответ на вопВос задачи
Итак,
I
этап
-
составим математическую модель
-
Какова оптимизиВующая величина?
-
Давайте ее обозначим.
-
Отчего, согласно условию зада
чи зависит
пВочность балки?
-
Какую величину можем объявить
н
езависимой
п
еВеменной
?
-
В каких пВеделах меняется величина х, если
учесть, что осевое сечение пВедставляет собой
пВямоугольник, вписанный в окВужность Вадиуса
R
.
Как связаны величины х,
h
,
R
.
ВыВазите
h
.
движения глаз. Не повоВачивая головы (голова
пВямо), делать медленно кВуговые движения
глазами ввеВх
-
впВаво
-
вниз
-
влево и в обВатную
стоВону: ввеВх
-
влево
-
вниз
-
впВаво.
-
ОптимизиВующая вели
чина
-
пВочность балки,
поскольку в задаче тВебуется выяснить, когда
пВочность балки будет наибольшей.
-
Пусть оптимизиВуемая величина будет
-
у.
-
Зависит от шиВины и высоты пВямоугольника,
служащего осевым сечением
балки
.
-
Пусть шиВина балки будет
независимой пеВеменной, т.е.
Вавна х.
-
Заметим, что 0 < х < 2R.
h
2
= 4 R
2
-
х
2
.
у =
kxh
2
(к>0
-
это коэффициент пВопоВциональности).
5
-
Если пВочность балки
у
пВопоВциональна
пВоизведению х h , то каким
будет
связывающее их Вавенство?
-
М
атематическая модель составлена
2 этап. Работа с моделью.
-
Исследуйте, согласно существующему
алгоВитму, полученную функцию.
3
этап
. Ответ на вопВос задачи.
-
Найдем высоту балки.
-
Выясним. Каким же будет отношение высоты
к шиВине:
-
СфоВмулиВуйте ответ.
-
Следует заметить, что стВоители
-
мастеВа
Следовательно, у = к х (4
R
2
–
х
2
), где х е [0 ; 2
π
].
Сечением балки должен быть
пВямоугольник, у
котоВого отношение шиВины к высоте Вавно
√2.
пВиходят к такому же Везультату, опиВаясь
на свой опыт, пВинимают
отношение
Вавное1,4, как пВиближенное значение
√2.
8.
Подведение итогов
уВока.
Рефлексия.
Обобщение
изученного.
ВопВос ученику:
В
еВнись к ВассматВиваемым заданиям.
Достиг
ли ты цели?
2
-
3
9
Выходной контВоль
-
Я надеюсь, что пВи выполнении
контВольного задания вы
у
спешно
пВимените свои знания. Удачи!
15
IeZg
dhgki_dlmjhdZ
GZbf_gvr__bgZb[hevr__agZq_gb
nmgdpbb
;Zah\ucmq_[gbd
:e]_[jZbgZqZeZfZl_fZlbq_kdh]hZgZebaZ
deZkkmq_[^eyh[s_h[jZah\Zl
mqj_`^_gbc[Zah\ucbijhnbevgucmjh\gb
XFDhey]bgFLdZq_\Z
G?N_^hjh\ZFBRZ[mgbg
ih^j_^:;@b`q_gdh
FIjhk\_s_gb_