Семинар на тему «Опыт использования интерактивной доски как инструмент достижения новых образовательных результатов»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Староиликовомуниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Семинар
по теме:
«Опыт использования интерактивной доски как инструмент достижения новых образовательных результатов»
Руководитель семинара:
Учитель начальных классов
Мифтахова Флиса Фаниловна2015 г.
Утверждаю
директор МОБУ
СОШ с.Староиликово_________Э.А.Гайсина28.03.2015г.
Положение
о проведении семинара учителей по теме «Опыт использования интерактивной доски как инструмент достижения новых образовательных результатов»
Цель семинара: распространение успешного педагогического опыта использования интерактивной доски, обеспечивающего достижение планируемых результатов образовательной программы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Задачи семинара: 1. Познакомить участников семинара с возможностями интерактивной доски.
2. Продемонстрировать фрагмент урока по математики с использованием интерактивной доски.
3. Продемонстрировать работу тренажеров по математике и обучению грамоте на интерактивной доске.
4. Обсудить положительные и отрицательные стороны работы на интерактивной доске.
5. Рассмотреть на примерах конкретных задание, какие УУД формируются в процессе работы с интерактивной доской.
Дата проведения: 20.03.2015г.
Участники семинара: учителя МОБУ СОШ с.СтароиликовоПорядок проведения семинара:
№ Тема Ответственный
1 Знакомство с работой интерактивной доски SMART Board V 280, инструктаж.
(теоретическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
2 Демонстрация фрагмента урока по математики на тему «Больше, меньше равно» с использованием интерактивной доски.
(практическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
3 Демонстрация тренажеров по математики, обучению грамоте, окружающему миру.
(практическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
4 Рефлексия. Обсуждение положительных и отрицательных сторон работы на интерактивной доске и формирования УУД на уроках с использованием интерактивной доски. Участники семинара
5 Подведение итогов. Участники семинара
Утверждаю
директор МОБУ
СОШ с.Староиликово_________Э.А.Гайсина28.03.2015г.
План
проведения семинара по теме:
«Опыт использования интерактивной доски как инструмент достижения новых образовательных результатов»
Дата проведения: 30.03.2015г.
№ Тема Ответственный
1 Знакомство с работой интерактивной доски SMART Board V 280, инструктаж.
(теоретическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
2 Демонстрация фрагмента урока по математики на тему «Больше, меньше равно» с использованием интерактивной доски.
(практическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
3 Демонстрация тренажеров по математики, обучению грамоте, окружающему миру.
(практическая часть) Мифтахова Ф.Ф.
4 Рефлексия. Обсуждение положительных и отрицательных сторон работы на интерактивной доске и формирования УУД на уроках с использованием интерактивной доски. Участники семинара
5 Подведение итогов. Участники семинара
Ход работы.
Знакомство с работой интерактивной доски SMART Board V 280, инструктаж.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться. Продан Алевтина Константиновна, учитель начальных классов, учитель 1 категории. Работаю в 1 классе «А» по программе «Школа 2100».
Сегодня я хотела бы поделиться опытом использования в начальной школе интерактивной доски.
Данная интерактивная доска SMART Board V 280 – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы данной доски является самой распространенной в мире и безопасной для здоровья. Такие доски просты в использовании, не требует специальных навыков, надежны, вандалоустойчивы и не содержат каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
Интерактивная доска является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров, работы во внеурочное время. Работа данной интерактивной доски основана на технологии, где движение электронного маркера считывается и фиксируется на доске при помощи специальных встроенных в доску цифровых видеокамер. Доска реализует методику проведения «мозгового штурма», когда любая идея может быть быстро формализована при помощи простых переносов графических образов, диаграмм и текста из библиотеки готовых образов используя интерактивность.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет быстро, без длительного освоения начать применение в учебном процессе всех возможностей интерактивных технологий: работать с учебными материалами прямо на поверхности интерактивной доски, делать примечания, выделять важную информацию, создавать собственные интерактивные уроки, сохранять все содержание урока и записи, сделанные на доске, работать с дополнительными устройствами (Лего-конструкторами, цифровыми микроскопами, MacBook и т.д.).Демонстрация фрагмента урока по математики на тему «Больше, меньше равно» с использованием интерактивной доски.
– Рассмотрим на примере фрагмента урока математики работу с интерактивной доской и подумаем, какие есть положительные и отрицательные стороны работы на данном оборудовании и какие сформированы УУД.
Например, урок математики по теме: «Отношения больше, меньше, равно». (Урок введения нового знания).
Этап «Актуализация знаний».
На интерактивной доске изображены геометрические фигуры.
- Катя сделала на уроке труда геометрические фигуры и подарила Пете несколько фигур. Вот они.
– Давайте пересчитаем фигуры. (Счет прямой и обратный и называнием формы и цвета фигур).
Дополнительные вопросы:
- На каком месте стоит большой красный круг?
- Какая фигура стоит перед большим зеленым квадратом? Какая она по счету?
- Какой по счету с конца маленький желтый круг?
- Какая фигура справа от большого зеленого квадрата? А слева от него?
А как вы думаете, сможете ли вы выложить у себя на партах такой же ряд геометрических фигур. Давайте поможем друг другу.
Учащимся предлагается вопрос (практическое задание) на ошибку, а затем при помощи наглядности на интерактивной доске показывается ошибочность выполнения задания.
Ряд на доске закрывается. Идет работа в парах. Дети выкладывают один ряд на двоих, советуясь и помогая друг другу.
Регулятивные УУД – умение учиться и способность к организации своей деятельности
Познавательные УУД - логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков)
- общеучебные действия (самостоятельное создание алгоритмов деятельности)
-постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы)
Коммуникативные УУД – коммуникация как взаимодействие (учет позиции партнера по деятельности и коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, умение договариваться).-Кто догадался, как быстро заполнить расположение фигур? По какому закону они выстроились в ряд? Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему вы не смогли выполнить это задание?»
Ряд фигур открывается и обсуждается закономерность:
Классификация предметов по размеру: большая – маленькая, большая – маленькая фигура;
Классификация предметов по цвету: красная – синяя – зеленая – желтая фигура;
Классификация предметов по форме: квадрат-круг-треугольник.
- Какой фигурой можно было продолжить этот ряд?
Рассматриваются различные варианты выбора фигур и выбирается правильный –
Объясните ваш выбор.
Личностные УУД – самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях)
Регулятивные УУД – умение действовать по плану и планировать свою Д.
– способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
Коммуникативно-речевые УУД.
Познавательные УУД - логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)
-общеучебные действия (самостоятельное создание алгоритмов деятельности; поиск и выделение необходимой информации)
-постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы)
Этап – Совместное «открытие» нового знания и формулирование темы урока (понятия «больше», «меньше», «равно»).-А теперь давайте узнаем, каких фигур больше, а каких меньше? Как это сделать? (сравнивается количество кругов и треугольников, квадратов и кругов, квадратов и треугольников).
Рассматриваются различные варианты ответов, данная работа проводится и на партах у ребят и на интерактивной доске. Возникает проблемная ситуация: «Сколько в классе мнений, кто прав?»
Ответы учащихся: положить фигуры парами, соединить линией или пересчитать.
Делается вывод о том, что больше фигур в той группе, где при составлении пар остались «лишние» фигуры.
Регулятивные УУД – умение взаимодействовать в УД
– способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
Коммуникативно-речевые УУД – умение договариваться, находить общее решение
Познавательные УУД – логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)
-общеучебные действия (самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно строить речевое высказывание);
– постановка и решение проблемы (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сравнивать группы предметов)
- Что еще мы можем сравнить? (Большие и маленькие фигуры, красные и синие фигуры, зеленые и синие и т.д.)
3.Демонстрация тренажеров по математики, обучению грамоте, окружающему миру.
Далее идет первичное закрепление материала, самостоятельная работа с проверкой. Имея интерактивную доску можно работу на закрепление материала провести на ней. В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма. Для этого можно использовать различные тренажеры. Например, тренажер «Я учусь читать и считать!» (показ заданий на тренажере «Дополни!»), тренажер «Я готов к школе! (Задание 1 и 7 – «отношения больше, меньше».)
Данный тренажёр предназначен для подготовки ребёнка к школе. Кроме игр в серию включен набор тренажёров по русскому языку и математике для подготовки будущих первоклассников. Цель тренажёра – эффективно отработать и закрепить учебный материал, необходимый каждому первокласснику. Данные тренажеры разрабатывались специально для обучения в домашних условиях с применением компьютера и в школах при использовании активных досок и поэтому содержит уникальные возможности, недоступные в аналогичных программах. Задачей серии является развитие у дошкольника в процессе выполнения игровых заданий фантазии, ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Использование полного комплекта игр создает предпосылки для формирования у ребёнка системного видения мира и возникновения желания его творческого преобразования. Тренажёры позволяют существенно облегчить ребёнку изучение предметов, получить твёрдые навыки счёта и решения типовых задач, приобрести привычку грамотно писать и осмысленно относиться к использованию правил русского языка.
По статистике только 5% людей – аудиалы, то есть хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при решении математической задачи просто потому, что не видят перед глазами её условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Иллюстрирование каждой задачи обеспечивает ребёнку комфортные условия для логических размышлений, позволяя сосредоточиться на закономерностях, связывающих перечисленные в задаче элементы.
Как заявлено в программе, одна из основных целей преподавания в начальной школ – научить детей учиться. Для этого уроки должны быть построены так, чтобы они способствовали формированию положительной мотивации к учебной деятельности и позволяли превратить долгий и порой однообразный процесс формирования прочных вычислительных навыков в интересную и увлекательную работ, а также позволить сделать этот процесс более осознанным и осуществить перенос знаний и умений учащихся на более высокий уровень – уровень применения в новых условиях.Далее идет показ тренажеров по математике, по русскому языку, презентации – викторины по окружающему миру «Когда это бывает?», по информатике (конструирование, истинное и ложное высказывание, множества).
4.Рефлексия. Обсуждение положительных и отрицательных сторон работы на интерактивной доске и формирования УУД на уроках с использованием интерактивной доски.
Идет обсуждение отрицательных и положительных сторон работы с интерактивной доской, о том, какие УУД были сформированы на уроке и при работе с тренажерами.
Материалы к выступлению прилагаются.
5.Подведение итогов