Дифференцированный подход в обучении учащихся английскому языку


Статья «Дифференцированный подход в обучении английскому языку в начальной школе».
Учитель английского языка Зотова Любовь Николаевна.
2014 год
Цель уроков английского языка на начальном этапе- привить интерес к изучению иностранного языка, сформулировать учебные умения (умение вести себя на уроке, овладение фонетической и грамматической стороной речи, понимание на слух иноязычной речи, овладение навыками говорения, общения, диалогической и монологической речью).
Обучение иностранному языку требует индивидуального подхода, учитывающие разные способности учеников (память, речевой слух, способность к имитации).
Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор, например, карточки с буквами, звуками, цифрами), работа в группах. Различные упражнения (фонетические, грамматические), многократное повторение лексического материала, зрительные опоры, схемы помогают усвоению учебного материала. Ученики с рассеянным вниманием, плохой памятью и заторможенным восприятием усваивают учебную программу после многократного повторения, помощи со стороны учителя (дополнительные упражнения, зрительные опоры) и работы в группах (парах) с «сильными» учениками. Необходимо поощрять малейшие успехи учащихся, поддерживая интерес к изучению иностранного языка. Ученики, которые быстро усваивают учебный материал, привлекаются к ведению урока, проведению музыкальных и физкультурных минуток, им предлагаются индивидуальные творческие работы (азбуки, книжки о лучшем друге, загадки-закладки, их оформление и представление в классе), что способствует развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении заключается:
1)В подборе заданий различной сложности и объема, как на уроке, так и при выполнении домашних заданий;
2) в вариативности темпа освоения учебного материала;
3)в организации помощи со стороны учителя и работе в парах;
4) в привлечении учащихся к выполнению индивидуальных творческих заданий (проектов).
Основными формами организации учебной деятельности являются:
1)групповая работа.
А) Например, чтобы проверить знания лексики пройденного материала, на уроке во 2 классе можно дать филлворд, в сетке которого даны слова,(для более слабых учеников дается опора: список этих слов)
(window, vest, zip, rabbit, umbrella, yacht, box,tree)
W in d o w a v
B y c d e f g e
R a b b it h s
I c j o s r k t
L h p x n e v z
M t q s a e w iN o r t k u x p
u m b r e l l a
Б) Также для проверки знаний используется такое задание, как найти слова, обозначающие «животные» среди разных слов на английском языке:
AntrabbitGlass snake
Jug umbrella
Mouse lamp
Cat dog
Zip box
В) Для проверки знаний в 3 классе по теме «Еда» дается задание: нарисовать те продукты питания, о которых скажет учитель, например:
I have got 2 apples, 1 fish, 3 pieces of cheese, 10 potatoes, some bread, a lot of carrots.(также здесь повторяются числительные и слова,обозначающие количество).
2) коллективная работа.
Например, чтобы проверить учащихся 2 класса на знание букв английского языка, необходимо их расставить в алфавитном порядке, как они представлены в английском языке.

3) парная работа.
Для того, чтобы закрепить знания лексики по определенной теме дается задание на развитие диалогической речи: сделать диалог, используя опорные слова и выражения, которые были пройдены на уроке, например,по теме «Знакомство» во 2 классе:
What is your name? I`m fine thanks.How old are you? Yes, I can.(No. I can not)
How are you? My name is…….
Can you swim (dance)? I am 8 (9).
4) индивидуальная работа.
А) например, чтобы проверить знание алфавита и цифр можно дать такое задание: расшифровать слово, заменяя цифры буквами английского алфавита(alphabet):
1 12 16 8 1 2 5 20
Б) также можно выполнить задания на проверку полученных знаний в течение 1 года обучения во 2 классе участвовав в различных конкурсах, олимпиадах, тестах, например, конкурс «Catchmistakes»,в котором нужно найти правильный ответ на определенное задание).Примеры:1) в слове fam…ly выбрать подходящую букву:a)ob)ac)id)u;2) выбрать глаголы связки:am, you, jump,are.
3)выбратьподходящийответнавопрос: Can you swim?a)Yes, I can b)Yes, I am c) Yes, I do d)Yes,I can`t.
Главными видами заданий являются:
карточки-информаторы, которые включают наряду с заданиями элементы дозированной помощи (карточки с буквами, звуками);
Когда мы начинаем изучать английский алфавит, мы используем алфавитную книгу, с ее помощью осваиваем и закрепляем лексику, которая в дальнейшем нам встретится.
Для каждой английской буквы у нас есть карточка, на которой дается название буквы, слово, начинающееся с этой буквы и изображение данного предмета. Знакомим детей с буквами и словами и, по мере запоминания, добавляем новые на каждом уроке. Иногда получается выучить четыре буквы, и, соответственно, четыре слова за одно занятие.
Сначала учитель называет букву, затем показывает ученикам предмет и называют его на английском языке, например, яблоко. “Apple” – дети все это повторяют. Затем учитель закрывает название предмета, и просит детей назвать данное изображенное слово. И так далее, учащиеся узнают букву за буквой, слово за словом. Дети начинают легко узнавать напечатанные слова. И, как показывает практика, если они забывают название изображенного предмета, то учитель показывает это слово на английском языке, чтобы посмотреть на буквы, которые стали для них уже знакомым сигналом. Слово становится для них подсказкой. И это тогда, когда дети еще не знают всего алфавита, и тем более, правил чтения.
В этом и заключается методика чтения «образа слова». На следующем этапе учитель вместе учениками привязывают чтение к узнаванию первой буквы, второй, буквосочетаний. Вспоминают, как читаются те или иные буквы, то есть вводится изучение правил чтения, из которых, как известно, существуют многочисленные исключения.
2)альтернативные задания для добровольного выполнения (например, распределить продукты питания по 3 колонкам: еда, напитки, овощи/фрукты);
3) задания различной деятельности (песни, разминки, творческие задания).
Дифференцированный подход к обучению на уроках это:
1. положительные эмоции;
2.комфорт;
3.защищенность;
4.интерес к учебе;
5.повышение самооценки учащихся;
6.снижение барьеров страха;
7.доверие к педагогу;
8. доброжелательные отношения в классе.
Таким образом, дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и боязни языка у детей с низкой и средней степенью обучаемости, а «сильным» детям – проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.