Статья Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Симферопольский экономический лицей»
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
Учитель английского языка
Смаженко В.А.
Симферополь, 2015
Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для правильного осуществления речевых действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Такая учебная ситуация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке в случае, если она близка учащемуся по характеру коммуникативной задачи, по деятельности, по способу её формирования. Следовательно, при подборе и распределении учебно-речевой ситуации учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативная компетенция, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка), интересы, склонности, поскольку это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации.
Самым главным при изучении иностранного языка в школе является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка, как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии. Что может сделать в таких условиях учитель? Применить метод индивидуальных заданий, который имеет немаловажное значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий учитель может восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого.
Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на «слабых» и «сильных». Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным и с общедидактических позиций вполне обоснованным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, сопряжены с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер, так как на уроке не всегда применяются объективные способы определения уровня владения учащимися речевыми навыками и умениями.
Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями – задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать.
Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Present Simple. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Учитель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся. Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные ими ошибки. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности :Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание описать картинку. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее.
Менее подготовленные воспитанники получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.
Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Simple. Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Simple и Present Continuous. Слабые учащиеся успешнее преодолевают трудности в различии этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually, эти слова помогают учащимся быстро сориентироваться.
Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет, как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.