Статья Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении английскому языку.
На уроках английского языка он осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия , учитываю уровень экстравертированности /интровентированности учащихся.
Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.
Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.
Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения:
Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.
Пример выбора домашнего задания.
6 класс. Тема: «Мой день». Задание: рассказать о своем выходном дне.
На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
на 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).
Домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников
1) увлеченных, легко усваивающих материал,
2) испы¬тывающих определенные затруднения,
3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.
При составлении тестов нужно подбирать такие задания, чтобы они включали элемент занимательности. Задание к текстам помогут учащимся лучше осмыслить прочитанное, выделить главное в содержании, понять основную идею, будут стимулировать мыслительную деятельность. Используя данный метод, учащиеся обучаются умению выделять в тексте те слова и группы слов, в которых заключено основное содержание, относить информацию к важной и второстепенной, понимать общий, логический план изложения, т.е. устанавливать смысловые отношения между частями текста, объединять отдельные факты в смысловое целое. Например, формировать умение выделить в тексте его смысловые элементы, соотносить отдельные факты друг с другом, можно в текстах со следующими заданиями:
- подчеркнуть ключевое слово или словосочетание предложения;
- найти факт, подтверждающий или опровергающий идею текста или отрывок;
- определить количество фактов, изложенных в абзаце, тексте;
- распределить факты, изложенные в абзаце, по степени их важности;
- озаглавить абзац;
- придумать вопрос, ответом на который может служить данный абзац;
- выбрать из данных предложений ТО, в котором содержится наиболее важная информация;
- сократить текст, опустив несущественные детали;
- написать номера предложений в последовательности, отражающей события в тексте;
- исправить предложенный план текста;
- разделить текст на части в соответствии с предложенным планом.
Предлагаю учащимся посмотреть на картинку.
1. Если ты скажешь , что
- здесь изображено лето , река , лес ;
- на реке много детей ;
- некоторые дети купаются , другие играют в мяч , третьи читают и т. д.,
т.е. ты расскажешь только то , что изображено на картинке , то считай , что ты справился с заданием удовлетворительно .
2. Если ты хочешь ответить на оценку «хорошо» , то пофантазируй немного и скажи :
- что это за дети ;
- они пришли сюда одни или с родителями ;
- друзья ли это или просто знакомые ;
- хорошо ли они проводят лето .
3. А если к этому еще добавить несколько фраз о том ,
- как ты любишь проводить лето ;
- где ты был прошлым летом ;
- что там было интересного,
то считай, что справился с заданием отлично.
При обучении говорению используется прием « словесного обучения». Каждой группе дается составить диалог по данной ситуации. С по -
мощью этого упражнения осуществляется разнообразная коммуникативная деятельность.
Например:
1.Нескольким парам с разной языковой подготовкой задание предлагаю: выбрать одно из трех предложенных словесных ситуаций и составить короткий рассказ.
2. Упражнения по ключевым словам. Это упражнение способствует дальнейшему овладению иностранным языком с учетом индивидуальных особенностей учащегося.
3. Упражнения с использованием трех планов, которые отличаются друг от друга по степени трудности. Каждая группа в зависимости от уровня подготовки выбирает один из трех планов.
4. Упражнения для групп из 3-4 учеников с разной языковой под - готовкой. Цель упражнения оказать помощь школьникам с более слабой подготовкой в процессе овладения изученной лексикой по теме. Всем даю одно задание, например, «иностранному журналисту»предлагается взять интервью у знаменитого спортсмена, используя опорные слова.
При обучении составлению рассказа даю следующие дифференцированные задания.
Для учащихся, у которых не сформированы речевые навыки, эти задания могут быть представлены в облегченном варианте. Например:
1) составить рассказ по схеме ; 2) дополнить диалог ( даны только вопросы и ответы.)
Для учащихся, склонных к творчеству, возможны усложненные задания, например: восстановите рассказ по первому пункту плана ( повествовательной схемы ).
Если учитель выбирает групповую работу, можно ввести игровой элемент.
Для хорошо успевающих учеников предлагаю упражнения, дополняющие повествовательную схему, например:
- дополни рассказ портретом персонажа,
- придумай воспоминания героя о детстве,
- расскажи о мыслях и чувствах героев
Осуществлению дифференцированного подхода на индивидуальном уровне способствует новый метод обучения английскому языку с помощью ассоциограмм.
Особенно важно на уроке иностранного языка заинтересовать учащихся в теме урока. Для этого каждый урок, а особенно каждая новая тема начинается с ассоциограммы. Тем самым можно вовлечь каждого ученика в тему урока и учесть его интересы в этой теме. Обычно у ребят вызывает оживление перевод слов, предложенных ими, что, как следствие, обеспечивает их лучшее запоминание. Употребление в речи слов обеспечивается частым приёмом для работы в группах :составление диалогов по теме. Так ребята имеют возможность наиболее полно выразить свою индивидуальность. Как положительный результат применения данной методики можно рассматривать и то, что учитель имеет возможность работать с каждой парой индивидуально.
Дети называют эти ассоциограммы «ёжиками», потому что они напоминают по своему виду ежей. Что же представляет собой ассоциограмма?
Например:
В центре стоит ключевое (главное) слово , в данном случая «Моя родина». От этого слова отходят другие слова, например , что включает в себя понятие «родина». Важно то что учитывается мнение каждого ученика.
Вокруг ключевого слова записываются все слова, которые ассоциируется у учащихся с главным словом. Потом учащиеся образуют предложения с этими словами. Эти ассоциограммы помогают детям при составление рассказа по данной теме, а также служат опорной схемой при ответе. Очень важным является то, что каждый ученики из этой ассоциограммы может выбрать то, что соответствует его мнению, личному опыту, убеждениям и выбросить то, что он считает лишним. В ассоциограмму могут вписываться не только отдельные слова, но и их сочетания, и даже целые предложения.
В составление таких ассоциограмм тренирует память учащихся. Кроме того, по мнению психологов, информация, поданная учащимся в таком виде (обведённая овалом, или кругом, в центре главное, второстепенное вокруг главного) лучше запоминается и сохраняется у них в памяти более длительное время, чем если бы ученик просто прочитал текст, а потом составил бы план. Я начинаю вводить ассоциограммы уже в 5 – м классе. Сначала это маленькие «Ёжики» по темам «Моя семья», «Мой друг», «Мой город», «Погода». В старших классах схемы становятся всё более объёмными, но учащимся уже легко с ними работать и всегда интересно. Такие ассоциограммы можно использовать не только на уроках иностранного языка, но и на других предметах, например, литература.
Я часто задаю учащимся дифференцированное домашнее задание, менее обученным ученикам менее объёмное, легче, чем хорошо обученным ученикам, чтобы они смогли с ним справится самостоятельно. «Сильным» учащимся даю дополнительные задания, часто творческого характера. Домашнее задание объясняю по английскому и по - русскому , чтобы все поняли, если это грамматическое задание, то одно- два предложения мы выполняем в классе в качестве образца.
Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.
. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность
my motherland
my school
my friends
my home
my motherland
my school
my friends
my home