Дифференцированный подход в обучении русскому языку на основе проблемного обучения
-25146057785 «Дифференцированный подход в обучении русскому языку на основе проблемного обучения” Учитель :ТУХТАРОВА АЛМАГУЛЬ
Средняя школа им М.Ауэзова Курмангазинский район
В настоящее время образование в обществе рассматривается как общечеловеческая ценность.Молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы,подходить к ним критически,иметь альтернативное мнение и принимать правильные решения.Поэтому время требует от учителей качественного изменения мотивации учащихся к обучению,способствующей превращению интереса в достаточно устойчивое личностное образование.
Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания,учитель должен идти не со знаниями к ученикам,а с учениками к знаниям,т.е. необходима педагогика сотрудничества.В зависимости от цели,от задач школы обучение может проблемным и не проблемным.Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся,их творческих способностей,то педагогически грамотно организованное обучение не может быть не проблемным.Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения и будет творчески применять усво9енное на практике,то успех придёт сам.
Активизация учебной деятельности учащихся с помощью проблемного обучения - это создание проблемных ситуаций и постановка познавательных задач.Цель активизации путём проблемного обучения состоит в том,чтобы поднять уровень усвоения понятий,обучить системе умственных действий для решения нестереотипных задач.Это активность заключается в том,что ученик,анализируя,синтезируя,обобщая и конкретизируя фактический материал,сам получает из него новую информацию.Другими словами,это расширение знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.Изучив теорию и применив на практике элементы различных технологий,роль самостоятельной работы на уроках,дифференциацию ЗУН учащихся и технологию проблемного обучения,я пришла к выводу,что именно дифференциация в обучении русскому языку через проблемное обучение является самым эффективным методом
Жизнь показала,что деление учащихся на группы с учётом их индивидуальных особенностей и работа с этими группами даёт хорошие результаты.Обычно класс делю на три группы,учитывая уровень их знаний.Первую группу составляют ученики,которые занимаются по русскому языку на оценку «удовлетворительно».Они работают на уровне «закрепление ЗУН».Вторую группу составляют ученики,которые занимаются на оценку «хорошо».Они работают на уровне «развития ЗУН».В третью группу входят ученики,которые занимаютсяна оценку «отлично».Они работают на уровне «творчество».
Все три группы работают параллельно в течение урока,выполняют дифференцированные задания,которые оцениваются и комментируются сразу после выполнения.Ребята стараются перейти от низкого уровня закрепления в уровень развития и творчества,что стимулирует повышение личностного рейтинга.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности:
1)Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы.
2)Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.
3)Доказательство гипотезы.
В качестве примера можно привести этап урока закрепления ЗУН в 9 классе по теме «Виды сложносочинённых предложений».Чтобы вспомнить виды ССП ,учащимся уровня «закрепления ЗУН» предлагается из двух простых предложений составить ССП,используя данные союзы.
1.Я гашу лампу.Ночь начинает медленно светлеть.Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
2.Отец пожелал мне счастливого пути.Дочь проводила до телеги.Отец пожелал мне счастливого пути,а дочь проводила до телеги.
3.Ветер усиливался.Мы этого не замечали.Ветер усиливался,но мы этого не замечали.
Для уровня «развития ЗУН» предлагается работа по карточке,в которой необходимо расставить знаки препинания,объяснить постановку устно,выполнить полный синтаксический разбор.Это задание 1.
Почти каждый вечер они уезжали за город на дачу или на водопад и впечатления всякий раз были величавы.(Повествовательное,невосклицательное,сложносочинённое с соединительным союзом «И» со значением последовательности,состоит из двух простых предложений:первое – простое предложение,двусоставное,распространённое,полное,осложнено уточччняющим обстоятельством места;второе – простое предложение,двусоставное,распространённое,полное,осложнено однородными сказуемыми)
Вывод:Когда между простыми предложениями в ССП перед союзом «И» ставится точка с запятой? Если простые предложения внутри себя осложнены.
Уровень творчества : тематический тест из 10 вопросов на тему «Пунктуация в ССП перед союзом И».В каком ССП ставится: А)запятая; В)точка с запятой; С)тире; Д)знаки расставлены верно.
1.Тихая осень и листья опадают с деревьев. (А)
2.Упали две-три крупные капли дождя и вдруг ослепительно блеснула молния. (С)
3.По полям извиваясь блестящей струёй льётся речка студёной волною и беседка одетая сочной листвой наклоняясь над её глубиной отражается гладью речной.(В)
4.Ещё одно последнее сказанье и летопись окончена моя.(С)
5.В лесу и ветра не было и кругом стояла безмолвная тишина.(А)
6.Прошёл шагов десять и я увидел сухую сосну сваленную ветром.(С)
7.Льётся свет через множество сит и пылая пожаром медно-красное солнце висит над базаром.(А)
8.Кое-где по стенам сочилась вода слегка блестели известковые налёты.(Д)
9.Разговор то стихал то возобновлялся с новой силой и речная волна лениво перебирала береговую гальку.(А)
10.После грозы всё благоухало и сверкало и дышалось очень легко.(Д)
Задание 2:графический диктант .Учащиеся на слух определяют вид ССП ,вместо ответа ставят точки в ячейках одного вида ССП под порядковым номером прочтённого предложения.
1.Незнайка на печке лежит,а знайка по дорожке бежит.(ССП против.)
2.Блестело море,всё в ярком свете,и грозно волны о берег бились.(ССП соед.)
3)Мороз и ночь над степью снежной,а здесь уютно и тепло. (ССП против.)
4)На улице моей то снег вздохнёт,то дождь пропоёт.(ССП разделит)
5).Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.(ССП соед.)
6) Лишь изредка олень пугливый пробежит,или коней табун игривый млочанье дола возмутит.(ССП разделит.)
7.Мы мало видим,мало знаем,а счастье только знающим дано.(ССП против.)
Урок, насыщенный учебной деятельностью учащихся соответственно цели обучения,может быть эффективным.На таких уроках формируется творческая личность.Как,например,на уроке по русскому языку в 11 классе на тему «Сложноподчинённое предложение»
1 группа.Выписать из текста .Отрывок из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» сложные предложения,обосновать свою точку зрения,составить схемы.
Пикник. Представьте себе : лес,просека,лужайка.С прсёлка на лужайку съезжает машина,из машины выгружаются молодые люди,бутылки,корзинки с провизией,девушки,транзисторы…
Разжи гается костёр,ставятся палатки,включается музыка,а утром они выезжают.Звери,птицы и насекомые,которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее,выползают из своих убежищ.И что они видят?
На траву понатекло автола
Пролит бензин,разбросаны негодные свечи и масляные фильтры.Валяется ветошь,кто-то обронил разводной ключ.
От прожекторов осталась грязь,которая налипла налипла на каком-то неведомом болоте…Но и, сами понимаете,следы костра,огрызки яблок,конфетные обвёртки,пустые бутылки,старые драные газеты..
2 группа:преобразовать простые предложения с обособленными определениями в сложные с придаточными определительными.
1.Дождь размыл тропинку,круто поднимающуюся в гору.
2.Густой туман,нависший над морем,рассеялся.
3.Скворцы, прилетевшие в марте,поселятся в новом скворечнике.
4.Ястреб,круживший над нашим двором,камнем упал упал вниз.
3 группа:определить средства связи в предложениях:союз или союзное слово?
Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
1.Что имеем,не храним,потерявши плачем.
2.Я не знаю,когда это случилось.
3.Небо такое светлое,что напоминает глаза ребёнка.
4.Неприглядная дорога да любимая навек, по которой ездил много всякий русский человек.
5.Вот поляна,где мы собирали грибы.
Использование данных методов позволяет не только дифференцировать класс на группы, но и максимально индивидуализировать процесс обучения процесс обучения,учитывая степень подготовленности учащихся к решению поставленных задач урока.При контроле знаний мы не ограничиваемся проверкой знаний,а проверяем соответственно по каждому уроку :
А)как знает ученик;
Б)как понимает;
В)как применяет;
Г)умеет ли анализировать,классифицировать,систематизировать знания;
Д)умееет ли создавать ,конструировать выдвигать гипотезу;
Е)производить самооценку.
Результативность применения технологии:
повышает интерес к предмету;
улучшает качество знаний учащихся;
даёт возможность прдупредитьошибки;
развивает способности проявлять самостоятельность,инициативу,индивидуальность.
Данные виды работ содействуют развитию творческой личности,активизированию мыслительной и речевой деятельности учеников,совершенствованию мастерства учителя.Её результаты приносят пользу всем.