РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ 1КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 1КЛАССА
(4часа в неделю, 64 часа в год)
Составитель: Косорукова Л.Б.






























Рабочая программа по русскому языку 1 класс.
УМК «Начальная школа XXI века»
Программа разработана на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения по русскому языку в 1 классе.

Пояснительная записка
Программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русского языка.

Цели и задачи обучения русскому языку
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной русский язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Общая характеристика курса русского языка 1 класс
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 8 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Место курса русского языка в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ в 1 классе 132 ч (4ч в неделю, 33 учебные недели). Из них письмо - 64 часа, русский язык - 68 часов.
Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Ценностные ориентиры содержания курса русского языка
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной русский язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка
Личностные:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения.
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4. Готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него.
Метапредметные:
1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.
3. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
4. Умение задавать вопросы.
Предметные:
1. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в конце предложения.
2. Освоение способов находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение.
3. Освоение способа контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Содержание курса русского языка
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
звуковой состав и обозначение звуков буквами;
состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов,
глаголов- с помощью приставок);
грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие, конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения).
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу;
у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст, его части.
При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии.
Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие,
согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные знаки.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (например, сочетания ча - ща, чу - щу).
Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?), что делает?, как? (как делает?), наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет, много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.
Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе ученик научится: называть, приводить примеры:
Звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
Слов, называющих предметы;
Различать
Звуки и буквы, гласные и согласны звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
Звук, слог, слово;
Слово и предложение;
кратко характеризовать:
Качественные признаки звуков;
Условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
Решать учебные и практические задачи:
Выделять предложение и слово из речевого потока;
Проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слова четырех-пяти звуковых слов;
Правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
Писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
Ставить точку в конце предложения;
Грамотно записывать под диктовку и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Русский язык»
Букварь. Учебник. 1 класс. В 2-х частях Журова Л.Е., Евдокимова А.О. - М: Вентана – Граф, 2014
Русский язык. Учебник. 1 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. - М: Вентана – Граф, 2014
Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи. Рабочая тетрадь № 1,2,3. М: Вентана – Граф, 2014
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь № 1,2. М: Вентана – Граф, 2014
Русский язык. Обучение грамоте. Методические комментарии к урокам. 1 класс. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
Русский язык. Обучение грамоте. Программа. 1 класс. Журова Л.Е
Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. 1 класс. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.

Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.





КТП предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Всего уроков в учебном году: 68

№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Примечание

1


Язык, как средство общения. Порядок действий при списывании.


2


Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.


3


Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений.


4


Речевой этикет: слова прощания, извинения. Отработка правил списывания.


5


Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?».


6


Речевой этикет: слова благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?».


7


Речевой этикет: ситуация знакомства. Имена собственные.


8


Речевой этикет: Использование слов «Ты» «Вы». Правописание собственных имен.


9


Порядок действия при списывании. Правописание собственных имен.


10


Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «Какие?».


11


Описание внешности. Повторение слогоударных схем.


12


Описание внешности. Слова, обозначающие предметы и признаки.


13


Речевые ситуации с указанием своего адреса. Повторение слогоударных схем.


14


Письменная речь. Правила переноса слов.


15


Письменная речь. Правила переноса слов.


16


Устная речь. Знакомство с образованием слов в русском языке.


17


Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам.


18


Речевая ситуация: обсуждение профессий с родителями. Слова, обозначающие действия.


19


Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».


20


Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение: сочетание «жи/ши».


21


Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение «ча/ща», «чу/щу».


22


Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, обозначающие предметы и действия.


23


Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, обозначающие предмет


24


Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликтов. Знакомство с родственными словами.


25


Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, обозначающие предметы и действия.


26


Письменная речь: объявление. Знаки препинания в конце предложения. Сочетание «жи/ши».


27


Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.


28


Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.


29


Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа. Повторение правила переноса слов.


30


Письменная речь: объявление. Слова, обозначающие признаки. Правописание собственных имен.


31


Описание внешности животного. Работа со звуковыми моделями


32


Отработка порядка действий при списывании. Звуковой анализ слов.


33


Описание внешности и повадок животного.


34


Отработка умений задавать вопросы к словам.


35


Речевой этикет: слова приветствия. Порядок действий при списывании.


36


Речевая ситуация: выражение лица и жеста при общении. Задаем вопросы к словам.


37


Речевая ситуация: обсуждение интересов. Сочетание «жи/ши», «ча/ща», «чу/щу».


38


Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Учимся списывать.


39


Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.


40


Речевая ситуация: общение с людьми разного возраста. Повторение функций мягкого знака.


41


Речевая ситуация: Поздравление и вручение подарка. Повторение функций мягкого знака.


42


Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.


43


Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Правописание, сочетаний «чк», «чн».


44


Речевая ситуация: использование интонации при общении. Слова близкие по значению.


45


Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Звуковой анализ. Списывание.


46


Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения.


47


Научная и разговорная речь.


48


Наблюдении за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. Научная разговорная речь.


49


Повторение звукового анализа и порядка действий при списывании.


50


Письменная речь. Написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.


51


Речевой этикет: Слова, обозначающие запрет.


52


Отработка умения задавать вопросы к словам.


53


Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.


54


Отработка умения задавать вопросы к словам.


55


Повторение правила переноса слов.


56


Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе.


57


Правописание сочетаний «чк», «чн».


58


Повторение правил правописания предложений.


59


Повторение правила переноса слов.


60


Слова, обозначающие предмет.


61


Слова, обозначающие признак.


62


Слова, обозначающие действия.


63


Правописание имен собственных.


64


Знаки препинания в конце предложения.


65


Запись слов и предложений под диктовку.


66


Слова близкие по смыслу.


67


Слова противоположные по смыслу.


68


Повторение пройденного.



 
·