Разработка урока математики Среднее арифметическое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корниловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
_____________________________________________________________________________
с.Корнилово, ул. Гагарина 24, Томского района, Томской области. 634538 тел. 963134













Урок математики 5 класс

« Среднее арифметическое»





подготовила:
Зубова Татьяна Андреевна, учитель математики первой квалификационной категории




с.Корнилово 2014г.

Методические рекомендации по использованию урока математике по теме
« Среднее арифметическое»

Методическая разработка урока составлена:
учителем физики, математики Зубовой Т.А.,
МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района,
в помощь учителям предметникам – 2014 год.

Методические рекомендации для учителя:

Предлагаемый урок – урок по теме «Среднее арифметическое» применяется в средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Математика» 5 класса.



Урок математики в 5 классе
Тема урока: « Среднее арифметическое»

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Базовый учебник: "Математика", 5 класс, Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная
Цель урока: Ввести правило нахождения среднего арифметического и научить использовать это правило при решении примеров, задач.
Задачи:
Образовательные:
Ввести понятие среднего арифметического; ввести правило для его нахождения;
Научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
Отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
Развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
Развивающие:
Содействовать развитию у обучающихся логического мышления, математической речи;
Способствовать развитию познавательного интереса;
Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
Создать условия для развития у обучающихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
Показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока:
организационный момент;
актуализация опорных знаний учащихся;
изучение нового материала;
выполнение упражнения на закрепление изученного материала;
первичный контроль;
итоги урока;
домашнее задание;
рефлексия.
Необходимое техническое оборудование:
проектор;
интерактивная доска;
компьютер для учителя;

Урок проводится согласно тематического планирования. Тема урока сообщалась через повторение. Основное назначение темы «Среднее арифметическое» - ввести соответствующее правило нахождения среднего арифметического.

Предварительная подготовка.

Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
класс поделен на 3 группы (по рядам);
измерить и записать рост каждого обучающегося в группе (выразить в метрах – десятичными дробями).
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут.
1.Устное решение задач.
Задача 1.
У Иванова Ивана по математике в журнале стоят оценки
4 5 3 4 5 4 3 3 4
Как вы думаете, какую оценку в четверти получит Иван? И почему? (3,88 = 4).
Задача 2.
К доске приглашаются три ученика.
Вопросы:
- Кто самый высокий?
- Кто самый низкий?
- Кто средний по росту?
Какие «особенные слова» вы заметили в условиях задач?
Часто мы в жизни слышим фразы со словами «средний», например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?
В математике тоже есть свои понятия со словами «средний» и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий.
2.Устный счет.
Тема сегодняшнего урока состоит из двух слов. Вы ее сможете прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов.
7,3 х 3
Е

64,24 : 8
А

12 – 2,6
И

68,2 : 2
О

45,4 + 0,6
С

12 х 0,1
Р

43,1 х 10
Д

81,1 : 0,1
Н

60 – 0,9
Ф

4,13 + 3,87
М

6,45 – 6,4
Т

0,1 х 0,1
К

7 х 0,01
Ч


46
1,2
21,9
431
811
21,9
21,9










8,03
1,2
9,4
59,1
8
21,9
0,05
9,4
0,07
21,9
46
0,01
34,1
21,9
















(Среднее арифметическое)
Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Ребята назовите тему урока. (Среднее арифметическое)
Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока «Среднее арифметическое»
Рассмотрим задачу:
Семья приехала на дачу, и мама предложила детям собрать поспевшую клубнику с грядки. Очень быстро клубника была собрана: Маша принесла 18 ягод, Петя выложил на стол 23 ягоды, а Ваня, как самый маленький, - всего 4 ягоды. Мама похвалила всех и предложила ребятам разделить все собранные ягоды между собой поровну. Как же это сделать?
18 + 23 + 4 = 45 (всего ягод)
45 : 3 = 15 (ягод каждому)
Число 15 называется средним арифметическим чисел 18, 23, 4.
Рассмотрим еще задачу:
Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 а у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
2 + 4 + 6 = 12 (пирожков всего)
12 : 3 = 4 (пирожка каждому)
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2, 4, 6.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Среднее арифметическое = (сумма чисел) : (количество слагаемых)
Так что же такое «Среднее арифметическое»? (Учащиеся формулируют правило)
Среднее арифметическое нескольких чисел – это частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут.
Задание 1.
Братья сеяли три поля по 200 га каждое. На первом поле собрали 7220 ц пшеницы, на втором 7560 ц, а на третьем – 7090 ц пшеницы. Определите урожайность на каждом поле и найдите среднюю урожайность.
Вопросы:
Как найти урожайность одного поля?
Как найти среднюю урожайность трёх полей?
7220 : 200 = 36,1 (ц) – урожайность на первом поле;
7560 : 200 = 37,8 (ц) – урожайность на втором поле;
7090 : 200 = 35,45 (ц) урожайность на третьем поле;
(36,1 + 37,8 + 35,45) : 3 = 36,45 (ц) – средняя урожайность трёх полей.
Задание 2. (на сообразительность):
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
Велосипеда и мотоцикла. (Мопед)
Трамвая и поезда. (Электричка)
Апельсина и лимона. (Грейпфрут)
Туфельки и сапога. (Ботинок)
Пианино и баяна. (Аккордеон)
Холодильника и вентилятора. (Кондиционер)
Портфеля и рюкзака. (Ранец)
Носка и чулка. (Гольфы)
Первичное закрепление – 4-5 минут.
Задача № 330 стр. 222 (П)
В течение недели были зафиксированы следующие показания термометра (в полдень):
26,5°С; 24,7°С; 26,6°С; 30,0°С; 19,9°С; 18,8°С; 19,1°С.
1).Какая самая высокая (и самая низкая) температура воздуха в полдень наблюдалась в течение недели?
2).Какова средняя за неделю температура воздуха в полдень?
(26,5 + 24,7 + 26,6 + 30,0 + 19,9 + 18,8 + 19,1) : 7 = 166,6 : 7 = 23,8
Физминутка.(интерактив)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Тест по теме «Среднее арифметическое»
Ответ на вопрос обведите кружком.
1.Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
а) 1,9
б) 3,8
в) 3

2.Среднее арифметическое чисел 2; 4; 6 и 0 равно:
а) 3
б) 6
в) 4

3.Незнайка по математике получил следующие оценки 5; 3; 1; 4; 4; 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.
а) 3
б) 4
в) 5

4.Вини-Пух съел 18 конфет, Пятачок – 9 конфет, Кролик – 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
а) 12
б) 5
в) 10

5.Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
а) 23,78
б) 19,24
в) 12,43


1
2
3
4
5

а
а
а
в
б


Включение новых знаний в систему знаний и повторение – 7-8 минут
Задача.
1).Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координату точки С.

2).Найдите среднее арифметическое чисел 12,36 и 22,57.
Сравните полученный результат.
Практическая работа в группах.
Предварительная подготовка.
Для эффективности работы было дано предварительное домашнее задание:
класс поделен на 3 группы (по рядам);
измерить и записать рост каждого обучающегося в группе (выразить в метрах – десятичными дробями).
Вопрос:
Что мы можем определить, используя данные предварительного задания? (Мы можем определить средний рост в группе).
Что для этого нужно сделать? (Выполнение задания)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты
Что нового вы узнали на уроке?
Сегодня я узнал .
Мне было интересно
Я узнал и могу научить товарища
Я понял, что
Теперь я могу
Домашнее задание.
Вычислить средний возраст вашей семьи.













15