Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» раз¬работана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования


Федеральное государственное бюджетное специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области

«Согласовано»
председатель МО учителей
_____________________А.Н. Смирнов
Протокол № ______ от ______ мая 2014 года «Утверждаю»
Директор СПУЗТ
__________________ М.К. Магомедеров
«______» _________________2014 года
Рабочая программа учебной дисциплины
химия
Учитель химии: Смирнов А.Н.
п. Бычиха,
2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО...270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
Организация-разработчик:
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно – воспитательное учереждение для детей и подростков с девиантным поведением (специальное профессиональное училище ЗАКРЫТОГО ТИПА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Разработчик:
Смирнов А. Н., преподаватель химии, биологии первой категории СПУ зтРекомендована методическим советом СПУ зтЗаключение методического совета №___ от «_____»___________20г.

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины……………………………3
Структура и содержание учебной дисциплины…………………….…5
Условия реализации учебной дисциплины……………………………14
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….…16
Поурочное планирование 1 семестр,,…………………………………..20
Поурочное планирование 2 семестр……………………………………29.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________Химия____________________________
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Освоение учебной дисциплины «Химия» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении химических предметов, биологии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет химии является базовым для ряда технических дисциплин.
Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной биологии, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Химия» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Тема Всего уроков Контр. работы Лаб-е, практ-е работы Сам-ят.
работа
Введение (3 ч) Теория химического строения органических соединений. 4 1 Тема №1 (11 ч) Углеводороды, их природные источники 11 1 2 Тема №2 (13 ч) Кислород содержащие орг. в-ва и их природные источники 14 1 2 Тема №3 (7 ч) Азот содержащие орг. в-ва и их природные источники. 6 1 1 Тема №4 (3 ч) Искусственные и синтетические полимеры 3 Итого за 1 семестр 38 Тема №1 (4 ч) Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. 4 1 Тема №2 (13 ч) Строение вещества. 13 1 1 Тема №3 (8 ч) Химические реакции. 8 1 2 Тема №4 (9 ч) Вещества и их свойства. 11 1 1 Резерв 2 Всего часов: 76 8 9 19


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химической связи
Органическая химия- химия соединений углерода. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Понятие об изомерии. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития.
Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь,, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей ( сигма и π- связи). Понятие гибридизации. Различные виды гибридизации и форма атомных орбиталей. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.
Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп.
Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
Учащийся должен знать: основные положения теории химического строения органических веществ, гомологию, структурную изомерию.
Учащийся должен уметь: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.
Тема 2. Углеводороды, их природные источники
Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Нефть. Состав и свойства нефти. Продукты, получаемые из нефти, их применение. Фракционная перегонка нефти. Крекинг. Охрана окружающей среды при нефтепереработке.
Демонстрации. Модель нефтеперегонной установки.
Учащийся должен знать: промышленную переработку нефти и природного газа.
Учащийся должен уметь: уметь пользоваться сравнением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале.
Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Химические свойства алканов. Применение и способы получения алканов.
Циклопарафины, их строение, нахождение в природе, практическое значение.
Демонстрации. Модели молекул парафинов.
Лабораторная работа№1. Правила техники безопасности. Основные приемы работы в химической лаборатории. Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна).
Учащийся должен знать: строение, свойства и практическое значение предельных углеводородов, гомологию и изомерию.
Учащийся должен уметь: разъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах
Непредельные углеводороды
Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности.
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов, как следствие их электронного строения. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенопроизводных. Представление о пластмассах и эластомерах. Каучуки натуральный и синтетические. Вулканизация каучука, резина и эбонит.
Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия. Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Окисление алкинов. Применение ацетиленовых углеводородов. Получение ацетилена.
Демонстрации. Горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы изделий из полиэтилена. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. Получение ацетилена карбидным способом, горение ацетилена, взаимодействие его с бромной водой и раствором перманганата калия.
Лабораторная работа №2. Получение этилена и опыты с ним.
Ароматические углеводороды
Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о строении бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π -системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Физические свойства аренов. Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств гомологов бензола. Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Горение бензола.
Учащийся должен знать: ароматический вид связи, ее электронную трактовку и влияние на свойства веществ; строение, свойства и практическое значение ароматических углеводородов.
Учащийся должен уметь: разъяснять причинно- следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ; уметь разъяснять смысл структурной и электронной формулы бензола, составлять уравнения реакций, характеризующие свойства бензола.
Тема 2. Кислород содержащие орг. в-ва и их природные источники Спирты и фенолы
Строение и классификация спиртов. Функциональная группа, ее электронное строение. Водородная связь и ее влияние на физические свойства спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Номенклатура алканолов. Химические свойства алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сложные эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации. Способы получения спиртов. Отдельные представители алканолов. Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое действие этанола.
Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение.
Фенол. Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Применение фенола. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Демонстрации. Опыт выделения водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение). Взаимодействие глицерина с натрием. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Альдегиды и кетоны
Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений Химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. Применение муравьиного и уксусного альдегидов, специфические способы их получения и свойства.
Карбоновые кислоты и их производные
Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции этерификации. Способы получения карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение кислот.
Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Химические свойства и применение сложных эфиров.
Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности.
Соли карбоновых кислот. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства – СМС (детергенты).
Демонстрации. Растворимость жиров, омыление жиров.
Лабораторная работа №3. Свойства карбоновых кислот. Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, спиртами.
Углеводы
Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека. Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация. Отнесение моносахаридов к D- и L- ряду. Важнейшие представители моноз. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Различные типы брожения. Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе, биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы.
Лабораторная работа №4. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Действие йода на крахмал.
Тема 3. Амины, аминокислоты, белки
Амины. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Образование амидов. Анилин как представитель ароматических аминов, особенности его свойств. Получение анилина из нитробензола, практическое значение анилина.
Аминокислоты. Классификация и строение аминокислот. Оптическая изомерия - аминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Биполярные ионы. Реакция конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения.
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Пуриновые и пиримидиновые основания. Строение нуклеотидов. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа №5. Идентификация органических веществ.
Тема 4 (3 ч) Искусственные и синтетические полимеры
2 семестр
Тема 1.Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Атом – сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н.Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. Состав атомного ядра – нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое.
Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f- элементы.
Предпосылки открытия Периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода.
Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2. Строение вещества
Химическая связь. Типы химических связей: ионная, ковалентная, металлическая и водородная. Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: и связи. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками.
Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Металлическая химическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличие и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т.п.
Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток.
Лабораторная работа №6. Получение и свойства комплексных соединений.
Учащийся должен знать: виды химической связи: ковалентная, ионная, типы кристаллических решеток: молекулярная, атомная, ионная.Учащийся должен уметь: объяснять зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Тема 3. Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению; по использованию катализатора; по механизму.
Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И.Гесса и его следствия. Энтропия.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье).
Демонстрации. Реакции экзо - и эндотермические. Влияние температуры и катализатора на реакцию дегидратации этилового спирта.
Учащийся должен знать: классификацию химических реакций, факторы, влияющие на ее скорость, понятие катализа, факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Учащийся должен уметь: по уравнениям реакций определять их принадлежность к определенному типу, определять смещение химического равновесия.
Дисперсные системы. Растворы
Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной системы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы. Тонкодисперсные системы: коллоидные и истинные. Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение.
Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности. Обратимый гидролиз солей. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации.
Лабораторная работа №7. Гидролиз. Реакции ионного обмена.
Учащийся должен знать: классификацию дисперсных систем и растворов, их свойства, применение; основные положения теории электролитической диссоциации; понятие и практическое применение гидролиза.
Учащийся должен уметь: производить расчеты для приготовления растворов с различными концентрациями, писать уравнения гидролиза неорганических и органических веществ.
Окислительно–восстановительные реакции. Электрохимические процессы.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных реакций.
Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Уравнения электрохимических процессов. Практическое применение электролиза.
Лабораторная работа №8. Окислительно-восстановительные реакции.
Учащийся должен знать: природу процессов окисления и восстановления, основные окислители и восстановители, ряд стандартных электродных потенциалов, принцип работы гальванических элементов.
Учащийся должен уметь: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, уравнения катодного и анодного процессов электролиза.
Тема 4. Вещества и их свойства. Классификация веществ. Простые вещества.
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества – металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие химические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с металлами, водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами, со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Медь и ее соединения, хром и его соединения.Значение металлов в природе и жизни организмов. Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное их строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Учащийся должен знать: положение металлов и неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, практическое значение изученных металлов и неметаллов, химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака.
Учащийся должен уметь: характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжений металлов, особенности химических свойств основных и амфотерных оксидов, гидроксидов металлов в зависимости от положения химических элементов в периодической системе, выполнять химические опыты, подтверждающие химические свойства изученных металлов и их важнейших соединений;
характеризовать общие свойства неметаллов на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять химические формулы водородных соединений неметаллов; характеризовать их свойства, особенности химических свойств кислотных оксидов и кислот в зависимости от положения химических элементов в периодической системе.
Основные классы неорганических и органических соединений.
Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Основные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в сфере теории электролитической диссоциации. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Соли. Классификация и химические свойства солей. Генетическая связь между классами органических неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа, неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ.
Лабораторная работа №9.Генетическая связь между классами органических неорганических веществ.
Учащийся должен знать: строение, номенклатуру, классификацию, физические и химические свойства неорганических и органических веществ.
Учащийся должен уметь: характеризовать кислотно-основные свойства водородных соединений неметаллов; свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов; свойства неорганических и органических кислот в свете теории электролитической диссоциации; свойства неорганических и органических оснований в свете теории электролитической диссоциации; свойства солей; свойства амфотерных органических и неорганических соединений.
Самостоятельная работа 19 часов (Общая и неорганическая химия)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Биотехнология и генная инженерия – технологии 21 века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Современные методы обеззараживания воды. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. Защита озонового экрана от химического загрязнения. Растворы вокруг нас, вода как реагент и как среда для химического процесса. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. Инертные или благородные газы. История шведской спички. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Химические дисциплины» и лаборатории «Органическая химия»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
Комплексная химическая лаборатория;
4. Приборы:
а) посуда мерная и общего назначения
б) приборы общего назначения для проведения лабораторных работ по химии
в) лабораторная мебель для организации лаборатории по проведению лабораторных работ по общей и неорганической химии
г) реактивы для проведения лабораторных работ
5. ПК;
6. Компьютерные столы, стулья
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для обучающихся:
Основная
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
Дополнительная
Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
Для преподавателей:
Основная
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Дополнительная
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
http://lib.rus.ec –электронный учебник
http://www.chem.ru –электронный учебник
http://ru.wikipedia.org- энциклопедия

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Оценка результатов самостоятельных, проверочных, контрольных работ, устных ответов
Оценка результатов практических и лабораторных работ
Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов
Оценка творческих работ
Оценка результатов проверочных работ, устных ответов
Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, контрольных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, контрольных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, контрольных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, контрольных работ
Оценка результатов практических и самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов практических и лабораторных работ, самостоятельных работ
Оценка результатов дифференцированного зачета

Поурочное планирование 1 семестр – 38 часов
№ Тема урока Изучаемые вопросы
(обязательный минимум) Эксперимент Домашнее
задание Введение (4 ч) Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе Предмет органической химии. Особенности строения и св-в органических соединений.
Значение и роль органической химии в системе естеств. наук и в жизни общества Д.Коллекция органич. веществ, материалов и изделий из них §1 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Хим. строение и св-ва органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. Д.1. Модели молекул CH4, CH3OH; C2H2,C2H4,C6H6, n-бутана и изобутана.
2. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарств, красителей §2 Строение атома углерода Электронное облако и орбиталь, их формы: s,p.
Элекронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная хим. связь и ее разновидности. Образование молекул H2,Cl2,N2,HCl,H2O,NH3,CH4,C2H4, C2H2. Водородная связь. Д. Шаростержневые и объемные модели молекул H2,Cl2,N2, H2O, CH4. Контрольная работа №1
Теория Бутлерова Тема 1 (11 ч) Углеводороды, их природные источники Природные источники углеводородов. Нефть природный газ, каменный уголь Понятие углеводородов.
Природные источники углеводородов.
Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг.
Природный газ, его состав и практич. использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Лабораторная работа№1. Правила техники безопасности. Основные приемы работы в химической лаборатории. Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна).
Д.1. коллекция «Природные источники углеводородов».
2. Сравнение процессов горения нефти и природного газа.
3. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
4. Каталитический крекинг парафина. §3 Алканы. Строение, номенклатура, получение и физ. св-ваГомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физ. св-ва алканов. Алканы в природе.
Промышлен. способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз Al4C3 Д.1. Растворение парафина в бензине. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание)
3. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.
4. Получение CH4 из CH3COONa и NaOH§3 Хим. св-ва алкановРеакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов.
Механизм реакции радикального замещения, его стадии.
Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Д.1.Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
2. Взрыв смеси CH4 с воздухом.
3. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору KMnO4
Л.1.Обнаружение H2O, сажи CO2 в продуктах горения свечи. §3 Алкены: строение, изомерия, номенклатура Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура. Д.1. Модели молекул структ. и простр. изомеров алкенов.
2. Объемные модели молекул алкенов.
3. Получение этена из этанола.
Л. Обнаружение в керосине непредельных соединений. §4 Алкены: физические свойства. Физ. св-ва алкенов. Получение этиленовых углеводородов. Хим. св-ва алкеновРеакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их св-в.
Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях Д.1. Обесцвечивание этеном бромной воды.
2. Обесцвечивание этеном раствора KMnO4
3. Горение этена.
Л. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена KMnO4 или бромной водой §4 Обобщающий урок. Алканы, алкены и алкины. Гомологический ряд и общая формула. Строение молекулы. Изомерия. Номенклатура. Применение алкинов.
§6 Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Физ. св-ва и способы получения Аренов. Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Получение аренов. Нефть
Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.
Д.1. Шаростержневые модели молекул бензола и его гомологов.
2. Разделение смеси «бензол-вода» с помощью делительной воронки.
3. Растворение в бензоле различных орган. и неорган. (например, серы) веществ.
4. Экстрагирование красителей и др. веществ (например, иода) бензолом из водных растворов.
Л. Ознакомление с физ. св-ами бензола. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии §7 Хим. св-ва бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применение бензола и его гомологов Хим. св-ва бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрирование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов.
Радикальное хлорирование бензола. Д.1. Горение бензола.
2. Отношение бензола к бромной воде и раствору.
3. Получение нитробензола.
4. Обесцвечивание толуолом раствора KMnO4 (подкисленного) и Br2. §7 Генетическая связь между классами углеводородов Решение расчетных задач на выводы формул орган. веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.
Лабораторная работа №2. Получение этилена и опыты с ним.
К/ работа №2 по теме «Углеводороды» Контроль и учет знаний по изученной теме. Тема №2 (13 ч) Кислород содержащие орг. в-ва и их природные источники Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов.
Хим. св-ва предельных одноатомных и многоатомных спиртов Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеводородного скелета»). Физ. св-ва спиртов, их получение.
Межмолекулярная водородная связь.
Особенности электронного строения.
Хим. св-ва спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксигрупп: образование алкоголятов, галогеноводородов, дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование. Д.1. Физ. св-ва этанола, пропанола-1 и бутанола-1.
2. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой C3H8O,C4H10O
Д.1.Количественное вытеснение водорода из спирта натрием.
2. Сравнение протекания горения этилового и пропилового спиртов.
§9 Фенолы. Строение, физ. и хим. св-ва фенола. Применение фенола. Фенол, его физ. св-ва и получение. Хим. св-ва фенола как функция его строения. Кислотные св-ва. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах орган. веществ на примере фенола.
Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол.
Применение фенола.
Классификация ароматических гидроксисоединений. Способы получения фенола. Сранение кислотных св-в OH-содержащихся веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола.
Электрофильное замещение в бензольном кольце.
Применение производных фенола. Д.1. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре.
2. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
3. Реакция фенола с FeCl3.
4. Реакция фенола с формальдегидом.
§10 Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура.
Строение молекул и физ. св-ва альдегидов
Хим. св-ва альдегидов. Качественные реакции на альдегиды Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбониловой группы.
Физ. св-ва формальдегида и его гомологов.
Отдельные представители альдегидов и кетонов
Хим. св-ва альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).
Качественные реакции на альдегиды. Д.1. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.
Д.1. Окисление бензальдегида на воздухе.
2. Реакция «серебряного зеркала»
3. Окисление альдегидом гидроксидом меди (II)
§11 Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Строение молекул карбоновых кислот карбоксильной группы. Классификация, номенклатура карбоновых кислот.
Физ. св-ва карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул.
Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Д.1. Знакомство с физ. св-вами некоторых карбоновых кислот.
2. Отношение различных карбоновых кислот к воде
Д.1. Сравнение pH водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. §12 Физ. св-ва предельных одноосновных карбоновых кислот
Хим. св-ва карбоновых кислот Общие св-ва неорган. и орган. кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). 2. Получение сложного эфира.
3. Отношение к бромной воде и раствору KMnO4 Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физ. и хим. св-ваСтроение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая).
Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.
Равновесие реакции этерификации-гидролиза, факторы, влияющие на него.
Решение расчетных задач на определение выхода продукта.)Д.1. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбонных кислот.
2.Л.1. Ознакомление с образцами сложных эфиров.
2. Отношение сложных эфиров к воде и орган. веществам (например, красителям).
3. «Выделение» жирного пятна с помощью сложного эфира. §13 Жиры. Состав и строение молекул. Физ. и хим. св-ва жиров. Мыла и СМС. Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров.
Классификация жиров.
Омыление жиров, получение мыла.
Мыла, объяснение их моющих св-в.
Жиры в природе. биологическая функция жиров.
Понятие о СМС. Д.1. Отношение сливочного, подсолнечного, машинного масел к водным растворам брома и KMnO4
Л.1.Растворимость жиров в воде и орган. растворителях.
2. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4
3. Сравнение моющих св-в хозяйственного мыла и СМС в жестком воде §13 Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» Лабораторная работа №3. Свойства карбоновых кислот. Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, спиртами.
Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между ними и углеводородами.
Решение расчетных задач.
Решение экспериментальных задач. Задачи на вывод формулы вещества. Экспериментальные задачи.
1.Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия и силиката натрия.
2.Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. Углеводы, их состав и классификация Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества Д.1. Образы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II).
2. Получение сахарата кальция. §14 Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза Глюкоза, ее физ. св-ва. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость хим. св-в глюкозы от строения молекулы.
Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого.
Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Д.1. Реакция «серебряного зеркала»
2. Взаимодействие глюкозы с фуксин-серной кислотой.
Л.1. Ознакомление с физ. св-ами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки).
2. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре §14 Дисахариды. Важнейшие представители. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль.Гидролиз дисахаридов.
Промышленное получение сахарозы из природного сырья.Крахмал, целлюлоза. Д. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к Cu(OH)2 при нагревании.
Л. Кислотный гидролиз сахарозы. §15 Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Физ. св-ва полисахаридов.
Хим. св-ва полисахаридов.
Гидролиз полисахаридов.
Сравнение строения и св-в крахмала и целлюлозы.
Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов.
Взаимодействие целлюлозы с неорган. и карбоновыми кислотами – образование сложных эфиров.
Понятие об искусственных волокнах. Д.1. Ознакомление с физ. св-ами целлюлозы и крахмала.
2. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
3. Получение нитрата целлюлозы.
Л.1. Знакомство с образцами полисахаридов.
2. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине.
3. Знакомство с коллекцией волокон §15 Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы» Лабораторная работа №4. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Действие йода на крахмал.
Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводов, уравнения, иллюстрирующие цепочки превращений и генетическую связь между классами орган. соединений. Решение экспериментальных задач. Экспериментальные задачи.
1.Распознавание растворов глюкозы и глицерина.
2.Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине. К/ работа №3: «Кислородсодержащие орган. соединения» Контроль и учет знаний учащихся по пройденным темам Тема №3 (6 ч) Азот содержащие орг. в-ва и их природные источники. Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Амины. Определение аминов. Строение аминов.
Классификация, изомерия и номенклатура аминов.
Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина).
Д.1. Физ. св-ва метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.
2. Горение метиламина. §16 Хим. св-ва аминов. Физ. св-ва аминов.
Хим. св-а аминов: взаимодействие с водой и кислотами. 3. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами.
4. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Аминокислоты. Состав и строение молекул. Св-ва аминокислот, их номенклатура. Получение аминокисолот. Состав и строение молекул аминокислот.
Изомерия аминокислот.
Двойственность кислотно-основных св-в аминокислот и ее причины.
Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров с сильными кислотами. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна Д.1.Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.
2. Нейтрализация щелочи аминокислотой.
3. Нейтрализация кислоты аминокислотой.
§17 Белки как природные биополимеры. Биологические функции белков. Значение белков.
Нуклеиновые кислоты Белки как природные биополимеры. Пептидная группа и пептидная связь. Пептиды. Белки. Качественные реакции на белки.
Первичная, вторичная и третичная структура белков.
Хим. св-ва белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные реакции).
Биологические функции белков. Значение белков. Понятие ДНК и РНК.
Д.1. Растворение и осаждение белков.
2. Денатурация белков.
3. Качественные реакции на белки.
Л.1.Растворение белков в воде и их коагуляция.
2. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке
Д. Модель ДНК и РНК. §17 Лабораторная работа №5. Идентификация органических веществ.
К/ работа №4 на тему: «Азотсодержащие соединения» Контроль и учет знаний по теме «Азотсодержащие соединения» Тема 4 (3 ч) Искусственные и синтетические полимеры Искусственные полимеры Синтетические соединения Резерв Тематическое планирование 2 семестр – 38 часов
№ Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Тема №1 (4 ч) Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Электронная оболочка.
Орбитали s, p. Атом — сложная частица Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Электронное облако и орбиталь. Строение атома и электронная оболочка металлов и неметаллов.
Формы орбиталей (s, р, d,) . Энергетические уровни и подуровни. §1 Периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева Личностные качества Д. И. Менделеева. Современная трактовка понятия «хим элемент» §2 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. Периодической системе. Значение ПСХЭ Д. И. Менделеева для развития науки §2 Контрольная работа №1 по темам «Строение атома. Учёт и контроль знаний по теме Тема №2 (13 ч) Строение вещества. Ионная связь и ионные кристаллические решётки. Ионная химическая связь. Катионы, анионы. ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим видом связи. §3 Ковалентная химическая связь. Кристаллические решётки с этим видом связи. Ковалентная химическая связь и ее классификация (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (π и σ), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). §4 Металлическая связь. кристаллические решётки Металлическая химическая связь металлические кристаллические решетки Свойства веществ с этим видом связи. §5 Водородная связь. Значение водородной связи Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение. §6 Полимеры. Пластмассы и волокна. Понятие полимеры, пластмассы: термопласты, реактопласты. Представители и применение. §7 Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объём газов. §8 Представители газообразных веществ Представители газообразных веществ (водород, кислород, хлор, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. §8 Загрязнение атмосферы и борьба с ним. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Жидкое состояние вещества. Вода, свойства воды и значение в жизни и н/х. Вода, свойства воды (взаимодействие с металлами, неметаллами, оксидами, органическими веществами). Жёсткость воды и способы её устранения. Минеральные воды, их использование. Жидкие кристаллы. §9 Твёрдое состояние вещества. Аморфное и кристаллическое строение веществ. Кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки. Аморфные твёрдые вещества в природе и жизни человека. §10 Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) Понятие о дисперсных системах. дисперсионная среда и дисперсная фаза. девять типов систем и их значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №6. Получение и свойства комплексных соединений.
§11 Состав вещества и смесей. Понятие «доля» и её разновидности. Вещества молекулярного и немолекулярного состава. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и её разновидности: массовая и объёмная. Доля выхода продукта от теоретически возможного §12 Контрольная работа №2 по темам «Строение вещества». Учёт и контроль знаний по теме Тема №3 (8 ч) Химические реакции. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект реакции. Понятие о химической реакции;
Реакции изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора §13-14 Скорость химических реакций.
Понятие о v. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Факторы, влияющие на v Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Ферменты. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ §15 Обратимые
химические реакции.
Химическое равновесие Понятие о химическом равновесии. динамичность химического равновесия.
Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. §16 Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Реакции ионного обмена. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД.
Степень электролитической диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Свойства растворов электролитов §17 Гидролиз неорганических и органических соединений. Понятие гидролиз Гидролиз органических веществ галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. гидролиз солей (3 случая). Практическое применение гидролиза. Биологическая роль гидролиза.
Лабораторная работа №7. Гидролиз. Реакции ионного обмена.
§18 Окислительно-восстановительные
Реакции (ОВР) Степень окисления. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса. ОВР в органической химии §19 Обобщение и систематизация материала по теме Электролиз как ОВР. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение.
Лабораторная работа №8. Окислительно-восстановительные реакции. §19 Контрольная работа №3 по темам «Химические реакции». Учёт и контроль знаний по теме Тема №4 (13 ч) Вещества и их свойства. Металлы. Естественная группа металлов на примере щелочных металлов. Коррозия металлов.
Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. 0бщие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, §20 Металлы органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов Понятие коррозия.Способы защиты металлов от коррозии Неметаллы.Естественная группа неметаллов на примере галогенов. Благородные газы
Положение неметаллов в Периодической системе, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Неметаллы — простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Общ.характ галогенов Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. §21 Неметаллы. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Кислоты неорганические и органические.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. §22 Основания неорганические и органические.
Классификация органических и неорганических оснований.
Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина Соли Классификация органических и неорганических солей. §24 Соли Химические свойства солей.. Взаимное влияние атомов в молекуле. Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. Лабораторная работа №9.Генетическая связь между классами органических неорганических веществ.
Контрольная работа №4 по темам «Вещества и их свойства». Учёт и контроль знаний по теме Анализ контрольной работы Обобщение материала по курсу химии Резерв Резерв Учитель химии _____________________ А.Н. Смирнов
Всего в настоящей программе,
прошнуровано и скреплено печатью
Тридцать листов