Рабочая программа профессионального модуля «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УТВЕРЖДАЮ» И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО _____________ / Мельченко В.А./ «______» __________ _____ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПР ОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУ ЛЯ ПМ. 0 3 « ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ » основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессиям: 260807.01 «Повар, кондитер» г. Раменское 2014г. 2 Рабочая программа профессионального модуля Приготовление супов и соусов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессий начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер». Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В., преподаватель специальных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя ____________________________________________________________ ________ ____________________________________________________________________ «____»____________201______ 3 Содержание Стр. 1 . Паспорт рабочей программы профессионального модул я 4 2 . Р езультаты освоения профессионального модуля 6 3. Структура и содержание профессионального модуля 7 4. У словия реализации рабочей программы профессионального модуля 18 5. Контроль и оценка результатов осво ения профессионального модуля 21 4 1. П аспорт рабочей программы профессионального модуля ПМ.0 3 Приготовление супов и соусов 1. 1. Область применения программы Рабочая п рограмма профессионального моду ля является частью основной профессионал ьной образовательной програм мы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 260807.01 « Повар, кондитер » сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования с получением среднего пол ного общего образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) : Приготовление супов и соусов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) : ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары . ПК 3 .2. Готовить простые супы . ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикат ы . ПК 3.4. Готовить п ростые холодные и горячие соусы. Рабочая п рограмма профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области общественного питания, для повышения квалификации, для курсовой подготовки взрослого населения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1. 2. Цели и задачи про фессио нального модуля – требования к результатам освоения пр офессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - приготовление основных с упов и соусов . уметь: 5 - проверять органолептическим с пособом качество и соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к основным супам и соусам; - выбирать производственный инвентарь и оборудование для пригото вления супов и соусов; - использовать различные технол огии приготовления и оформления основных супов и соусов; - оценивать качество готовых блюд; - охлаждать, замораживать , размораживать и разогревать отдельные компоненты для соусов; знать: - классификацию , пищевую ценность , требования к качеству основных супов и соусов; - правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении супов и соусов ; - правила безопасного использования и последовательность выполнения технологических операций при приготовлении основных супов и соусов; - температурный режим и правила приготовления супов и соусов; - правила проведения бракеража; - способы сервировки и варианты оформления, температура подачи; - правила хранения и требования к качеству го товых блюд; - виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования. 1. 3. К оличество часов на освоение программы профессионального модуля максимальной учебной нагрузки обучающегося – 212 ч , вк лючая : обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 99 ч ; самостоятельной работы обучающегося – 35 ч ; учеб ная практика обучающегося - 60 ч; производственная практика – 18 ч. 6 2. Р езультаты освоения профессионального модуля Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной д еятельности (ВПД): Приготовление супов и соусов , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями Код Наименование результата обуч ения ПК 3 .1. Готовить бульоны и отвары ПК 3 .2. Готовить простые супы ПК 3 .3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты ПК 3 .4. Готовить простые холодные и горячие соусы ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей буд ущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 Использовать информационно - коммуникационные технологии в профес сиональной деятельности. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с при менением полученных профессиональных знаний (для юношей). 7 3. Структура и содержание профессионального модуля 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональн ых компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоя - тельная работа обучающе - гося, часов Учебная, часов Производственн ая часов Всего часов в т. ч. лаб ораторн ые работы и практические работы , часов 1 2 3 4 5 6 7 8 ПК 3 .1 - 3.2 Раздел 1. Технология п риготовления бульонов , отваров, супов 123 66 52 17 40 ПК 3.3 . – 3.4. Раздел 2. Технология п риготовление соусов 71 33 27 18 2 0 Производственная практи ка 18 18 Всего: 212 99 79 35 60 18 8 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел ПМ 1. Приготовление бульонов, отваров, супов 123 МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов 66 Тема 1.1. Приготовление бульоно в, отваров, супов. Содержание 13 1 Характеристика супов. Правила варки супов. 1 2 2 Бульоны. Щи. Технология приготовления. 1 2 3 Борщи. Технология приготовления. 1 2 4 Рассольники. Технология приготовления. 1 2 5 Солянки. Технология приготовле ния. 1 2 6 Супы картофельные с овощами, крупой, бобовыми и макаронными изделиями. Технология приготовления. 1 2 7 Супы с крупами, макаронными изделиями и бобовыми. Технология приготовления. 1 2 8 Супы молочные. Технология приготовления. 1 2 9 Супы - пюре. Технология приготовления. 1 2 10 Прозрачные супы. Технология приготовления. 1 2 9 11 Сладкие супы. Технология приготовления. 1 2 12 Холодные супы. Технология приготовления. 1 2 13 Требования к качеству супов. Условия и сроки хранения супов. Те хника безопасности при использовании теплового оборудования. 2 Лабораторные работы 27 1 Приготовление блюда: «Щи зеленые ». 3 2 Приготовление блюда: «Борщ из свежей капусты с картофелем ». 4 3 Приготовление блюда: «Рассольник домашний ». 3 4 П риготовление блюда: «Солянка домашняя ». 3 5 Приготовление блюда: «Суп картофельный с крупой» . 3 6 Приготовление блюда: «Суп лапша - домашняя». 3 7 Приготовление блюда: «Суп молочный с макаронными изделиями ». 2 8 Приго товление блюда: «Суп из смеси су хофруктов ». 3 9 Приготовление блюда: «Окрошка овощная» 3 Практические занятия 25 1 Составление технологической карты блюда: « «Щи из свежей капусты» . 2 2 Составление технологической карты блюда: «Борщ украинский» . 3 3 Составление технологичес кой карты блюда: «Рассольник ленинградский» . 2 4 Составление технологической карты блюда: «Солянка сборная мясная» . 3 5 Составлени е технологической карты блюда: «Суп картофельный с крупой» . 3 6 Составление технологической к арты блюда: «Суп – лап ша домашняя » . 3 7 Составление технологической карты блюда: «Суп молочный с 10 макаронными изделиями » . 1 8 Составление технологической карты блюда: «Суп из смеси сухофруктов». 2 9 Составление технологической карт ы блюда: «Окрошка овощная » 3 1 0 Составление технологической карт ы блюда: «Борщ холодный » 3 Контрольная работа по теме «Технология приготовления супов» . 1 Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 Составление опорного конспекта по темам: « Общие требования к приготовл ению бульонов», «Требования к качеству и сроки хранения бульонов, супов», «Правила варки супов», «Общие требования к приготовлению супов», «Способы тепловой обработки продуктов» Составление словаря новых терминов и слов. Составление технико - технологических схем супов. Составление технологических карт. Работа в рабочих тетрадях. Решение количественных и качественных задач. Составление слайдовых презентаций, видеороликов по темам: «Солянки», «Рассольники», «Борщи». Разработка тестовых заданий с эталоном отв ета, кроссвордов, ребусов по темам: «Супы молочные, сладкие, холодные». «Техника безопасности при использовании теплового оборудования». Составление рекламных проспектов .Составление слайдовых презентаций, видеороликов по темам: «Супы молочные», «Супы сл адкие», «Варианты оформления и подачи супов» Разработка тестовых заданий с эталоном ответа, кроссвордов, ребусов по темам: «Борщи», «Рассольники», «Солянки», «Техника безопасности при использовании теплового оборудования» Составление рекламных проспекто в блюд: Борщ украинский, солянка сборная мясная, суп сладкий. 17 11 Тематика домашних заданий Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Выполнение тип овых контрольно - оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек - заданий, технологических схем и др.) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических ре комендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов по итогам их выполнения и подготовка к их защите с использованием электронного слайдового сопровождения. Работа с базами данных, библиотечным фондом, информационными ресурсами сети «Интернет» . Подготовка творческих заданий, учебных проектов ( в рамках участия в работе научных обществ, конференций, кружков технического творчества) Учебная практика Виды работ Обучение подготовки продуктов и приготовление бульонов, отваров, супов 40 Разде л ПМ 2. Приготовление соусов 71 МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов 33 12 Тема 2.1. Приготовление соусов. Содержание 5 1 Классификация соусов. Мучные пассеровки и бульоны для соусов. 1 2 2 Соус красный осн овной. Соусы белые на мяс ном бу льоне. 1 2 3 Соусы белые на рыбном бу льоне. Соусы грибные. 1 2 4 Соусы молочные. Соусы сме т анные. Смеси масляные. 1 2 2 5 Соусы холодные. Соусы сладкие. Требования к качеству соусов и сроки хранения. 1 2 2 Лабораторные работы 15 1 Приготовление блюда: «Соус луковый» . 3 2 Приготовление блюда: «Соус молочный сладкий» . 2 3 Приготовление блюда: «Соус сметанный с луком» . 2 4 Приготовление блюда: «Соус майонез» . 2 5 Приготовление блюда: «Маринад овощной с томатом » . 3 6 Приготовление блюда: «Соус яблочный» и « Соус абрикосовый» . 3 Практические занятия 12 1 Изучить технологию приготовления соусов яично - масляных. 1 2 Составление технологической карты блюда: «Соус красный основной» . 2 3 Составление технологической карты блюда : «Соус белый основной» . 2 4 Составление технологической карты блюда : «Соус сметанный с луком » . 2 5 Составление технологической карты блюда : «Соус майонез» . 2 6 Составление технологиче ской карты блюда : «Марина д овощной с томатом » . 2 1 7 Составление технологической карты блюда : «Соус яблочный» Дифференцированный зачет «Приготовление супов и соусов» 1 13 Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 Составление опорного конспекта по темам: « Общие т ребования к приготовлению соусов», «Требования к качеству и сроки хранения соусов», «Правила варки соусов», «Общие требования к приготовлению соусов». «Классификация соусов». Составление словаря новых терминов и слов. Составление технико - технологических с хем соусов. Составление технологических карт. Работа в рабочих тетрадях. Решение количественных и качественных задач. Составление слайдовых презентаций, видеороликов по темам: «Мучные пассировки», «Соусы красные», «Соусы белые». Разработка тестовых задан ий с эталоном ответа, кроссвордов, ребусов по темам: «Соусы молочные, сладкие, холодные». «Техника безопасности при использовании теплового оборудования». Составление рекламных проспектов . Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специаль ной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий и вопросам, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практического занятия, отчета и подготовке к его защите. 18 Тематика домашних заданий Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Выполнение типовых контрольно - оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек - заданий, технологических схем и др.) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, 14 оформление практических работ, отчетов по итогам их выполнения и подготовка к их защите с использованием электронного слайдового сопровождения. Работа с базами данных, библиотечным фондом, информационными ресурсами сети «Интернет». Подготовка творческих заданий, учебных проектов ( в рамках участия в работе научных обществ, конференций, кружков технического творчества). Работа по написанию выпускной письменной экзаменационной работы. Учебная практика Виды работ Обучение подготовки продуктов и приготовление соусов 20 Произ водственная практика Виды работ Приготовление супов Приготовление соусов 18 Всего 212 15 4. У словия реализации пр ограммы профессионального модуля 4.1. Требования к материально - техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполага ет наличие учебн ого кабинет а и лаборатории. Оборудование учебного кабинета технические средства обучения, рабочие места и их оснащение: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект электронных учебно - наглядных пособий; - комплект контрольно - измерительных материалов; - дидактический материал; - плакаты, таблицы; - мультемедийное оборудование; - компьютер (ноутбук) Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий : электрическая плита, шкаф жарочный, миксер, бле ндер, холодильник, весы настольные, ванна производственная, ванна для мытья посуды, стеллаж, раковина для мытья рук. Реализация программы м одуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: вес елка, кастрюли, миксер, сито, ножи поварские, скалки для теста, доска разделочная, мусат, ведро, противни, дуршлаг, бак для пищевых отходов с крышкой, сковороды без ручки, сковороды с ручкой, посуда для отпуска блюд, столы производственные, формы для запеч енных изделий из творога, стул для обучающихся, стол для обучающихся, противопожарные средства, аптечка. 16 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет - ресурсов, допо лнительной литературы Основные источники: Основные ист очники: Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария, повар - кондитер» Учебник для нач.проф.образования - М.: «Академия», 2010г. Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественн о го питания» Учебник для нач.проф.образования - М.: «Академия», 2010г. Матюхина З.П. «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии» Учебник для нач.проф.образования М. «Академия» 2010 г. Матюхина З.П., Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов». Учебник для нач.проф.образования М. «Академия» 20 10г. Здобнов А.И. . «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» Учебное пособие - М.: «Л а да» 2011 г. Качурина Т.А. Кулинария: рабочая тетрадь. – М.: Академия, 2010г. Дубровская Н.И. Кулинария. Лабораторный практикум. – М.: Академия, 2010г. Семиряжко Т.Г. Дерюгина М.Ю. Кулинария. Контрольные материалы. – М.: Академия, 2010г. Производственное обучение профессии «Повар» в 4 - х частях. – М.: Академия, 2008г. Диски : повар - кондитер. Соусы. Первые блюда. Дополнительные источники : Татарская Л.Л. Лабораторно - практичес кие работы для поваров и кондитеров. – М.: Академия, 2005г. Татарская Л.Л. Лабораторно - практические работы для поваров и кондитеров. – М.: Академия, 2005г. Мармузова Л.В. «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности» Учебник для нач.пр оф.образования - М.: «Академия» 2004 г. 25 17 Качурина Т.А. «Кулинария» Учебник для нач.проф.образования 2007 г. - М.: «Академия» Журнал «Питание и общество». Научно - производственное издание. г.Москва, 2009г Журнал «Гастроном». Издательство ЗАО «ИД» «Вкусная жи знь» г.Москва, 2009г Журнал «Люблю готовить» Издательство ЗАО «ИД» «Вкусная жизнь» г.Москва, 2010г. Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» Учебное пособие - М.: «Л а да» 2006г. http://www.vikpu.ru/ http://www.profobrazovanie.org/ http://www.twirpx.com/ 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Сформировать у учащихся практические навыки по организации рабочего места в горячем цехе, изучить оборудование, инвентарь, инструменты, используемые для приготовления супов и соусов ,научить работе с нормативно - технологической документацией, расчету и рациональному использованию сырья, научить соблюдению технологических приёмов, санитарн ых норм, правил личной гигиены повара, условий и сроков хранения супов и соусов, бережному отношении к оборудованию. 25 18 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары Соблюдение алгоритма подготовки овощей для приготовления блюд - обоснование выбора оборудования и инвента ря для п одго товки продуктов для приготовления супов и соусов для приготовления блюд - составить алгоритм подготовки овощей для приготовления супов и соусов - оценка выполнения лабораторной работы 19 - наблюдение в ходе конкурса профессионального мастерства ПК 3.2. Готовить простые супы Выполнение технологии приготовления супов и соусов - соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации электрооборудования и режущих инструментов - соблюдение правил НТД (нормативно технологическая документация) - эст етическое оформление блюд Экзамен Тестирование О ценка защиты лаб о раторной работы О ценка выполнения практического зад а ния Контроль работ по темам МДК Квалификационные испытания Устный опрос ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуф абрикаты Выполнение технологии приготовления супов и соусов - соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации электрооборудования и режущих инструментов - соблюдение правил НТД (нормативно технологическая документация) - эстетическое оформление б люд Экзамен Тестирование О ценка защиты лаб о раторной работы О ценка выполнения практического зад а ния Контроль работ по темам МДК Квалификационные испытания Устный опрос ПК 3.4. Готовить Выполнение технологии Экзамен 20 простые холодные и горячие соусы приготовлени я супов и соусов - соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации электрооборудования и режущих инструментов - соблюдение правил НТД (нормативно технологическая документация) - эстетическое оформление блюд Тестирование О ценка защиты лаб о р аторной работы О ценка выполнения практического зад а ния Контроль работ по темам МДК Квалификационные испытания Устный опрос Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность пр офессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие комп е тенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контр о ля и оценки ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость св о ей будущей профессии, пр о являть к ней устойчивый и н терес. - демонстрирование инт е реса к будущей профессии. Н аблюдение и оценка на практических и лабо рато р ных работах при выполн е нии работ по учебной и 21 производственной практ и к и. ОК 2. Организовывать собствен ную деятельность, в ы бирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оц е нивать их эффективность и качество. - обоснование выбора и пр и менения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов ; - демонстрирование эффе к тивности и качества выпо л нения профессиональных задач. Устный экзамен . Н аблюдение и оценка на практических и лаборат о р ных работах при выполн е нии работ по учебной и производственной практ и к и. Оценка результативн о сти работы обучающ егося при выполнении индивид у альных заданий . ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандар т ных ситуациях и нести за них ответственность. Принятие решений в ста н дартных и нестандартных ситуациях и умение нести за них ответственность. Н аблюдение и оце нка на прак тических и лаборато р ных работах при выполн е нии работ по учебной и производственной практ и к и. Оценка результативн о сти работы обучающегося при выполнении индивид у альных заданий . ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффекти в ного выполнения профе с сиональных задач, - нахождение и использов а ние информации для эффе к тивного выполнения профессиональных задач, Н аблюдение и оценка на практиче ских и лаборат о р ных работах при выполн е нии работ по учебной и 22 профе с сионального и личностного развития. пр о фессионального и личнос т ного развития. производственной практик и. Оце н ка эффективности работы с источниками и н формации ОК 5. Использовать инфо р мационно - коммуникационные техн о логии в профессиональной деятельности. - демонстрирование нав ы ков использования информац и онно - коммуникационные техн о логии в профессиональной деятельности. Н аблюдение и оценка на прак тических и лаборато р ных работах при выполн е нии работ по учебной и производственной практик и. Оце н ка эффективности работы обучающегос я с прикладным программным обеспечением ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, рук о водством, потребителями. - взаимодействие с обуча ю щимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Н аблюдение и оценка на прак тически х и лаборато р ных работах при выполн е нии работ по учебной и производственной прак т и к и. Интерпретация резул ь татов наблюдений за об у чающим и ся в процессе о с воения образовательной программы . ОК 7. Брать на себя ответс т венность за работу членов команды (подчине нных), р е зультат - проявление ответственн о сти за работу подчиненных, результат выполнения зад а ний. Н аблюдение и оценка на прак тических и лаборато р ных работах при выполн е нии работ по 23 выполнения зад а ний. учебной и производственной практ и к и ОК 8. Самостоятел ьно определять задачи професси о нального и личностного ра з вития, заниматься самообр а зованием, осознанно план и ровать повышение квалиф и кации. - планирование обуча ю щимся повышения личнос т ного и квалификационного уро в ня. Н аблюдение и оценка на прак тических и ла борато р ных работах при выполн е нии работ по учебной и производственной практ и к и. Участие в обществе н ной жизни, спортивных и профессиональных мер о приятиях 24