Конспект урока по литературному чтению на тему Характеры героев А.Милна Винни-Пух (2 класс)

Литературное чтение
Урок 35.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» (глава 3-я).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.





2 2 3
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение отрывков. Обоснование выбора (почему этот отрывок показался самым смешным?).
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.



























































2 4 3 1 1 2 3
Беседа о характерах героев с выборочным чтением.
1. Беседа по вопросам учителя.
– Кто главные герои сказки?
– Прочитайте, где живёт Пятачок.
– Чем он занимается зимой?
– Как вы думаете, умеет ли Пятачок читать? (Судя по тому, что доску со словами Посторонним В – Посторонним вход воспрещён – он называет фамильной реликвией и говорит, что на ней написано имя его дедушки, читать он не умеет.)
– Узнали ли мы что-нибудь о Винни-Пухе: где он живёт, чем занимается? (Нет.) Почему? (Об этом, наверно, написано в других главах.)
– Значит, чтобы лучше узнать героя, надо прочитать всю книгу.
– А о характере Винни-Пуха мы что-то узнали? Что может в тексте рассказать о характере героя?
– У героев интересные имена. Легко догадаться, почему Пятачка так назвали. Кто догадался?
– А вот чтобы узнать историю имени медвежонка, надо прочитать начало сказки. Те, кто пожелает, сделают это к следующему уроку чтения и расскажут нам.
2. Ответы на вопросы учебника.
– Прочитаем 1-й вопрос к сказке (с. 135).
– Выполните задание 3 на с. 17 тетради. (Пятачок – хороший друг, фантазёр, трусоват, но хочет это скрыть. Винни-Пух – внимательный, любознательный, решительный, но маленький и глупенький. Очень переживает из-за этого.)


– Вы говорили, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись, хотел Винни-Пуха оставить одного. Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок всё-таки тревожится за друга. (С. 134:
«А-а, ну тогда всё в порядке...»)

3. Наблюдение над речью героев.
– О чём вы узнали из разговора героев на с. 129–130? (О дедушке Посторонним В., о Страшных Зверях, которых боялись герои...)
– Что можно узнать о героях по этому разговору?
– Перечитайте вслух разговор героев на с. 132–133. О чём они говорят? (Размышляют о Буке и Бяке, специальном утреннем деле...)
– Чьи разговоры всё это напоминает? (Маленьких детей. Болтают, выдумывают, чтобы скрыть свой страх, боязнь, своё неумение или незнание.)

Выразительное чтение главы по ролям.
Чтение за героев сказки готовится по схеме: выбор интонации, изменение темпа чтения, расстановка логических ударений. Желательно для этого специально прочитать весь текст целиком и отдельно прокомментировать и обсудить чтение по ролям (в помощь учителю предлагается текст главы с подчёркнутыми словами и выражениями, требующими комментария и обсуждения.)
Учитель читает за автора.

Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросёнок, которого звали Пятачок, жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве.
Дерево стояло в самой середине леса, дом был в самой середине дерева, а Пяточок жил в самой середине дома. А рядом с домом стоял столбик, на котором была прибита поломанная доска с надписью, и тот, кто умел немножко читать, мог прочесть: Посторонним В.
Больше никто ничего не мог прочесть, даже тот, кто умел читать совсем
хорошо.
Как-то Кристофер Робин спросил у Пятачка, что тут, на доске, написано.
Пятачок сразу же сказал, что тут написано имя его дедушки и что эта доска с надписью – их фамильная реликвия, то есть семейная драгоценность.
Был чудесный зимний день. Пятачок, разметавший снег у дверей своего
дома, поднял голову и увидел не кого иного, как Винни-Пуха. Пух медленно шёл куда-то, внимательно глядя себе под ноги, и так глубоко задумался, что, когда Пятачок окликнул его, он и не подумал остановиться.
– Эй, Пух! – закричал Пятачок. – Здорово, Пух! Ты что там делаешь?
– Охочусь! – сказал Пух.
– Охотишься? На кого?
– Выслеживаю кого-то! – таинственно ответил Пух. Пятачок подошёл к нему поближе:
– Выслеживаешь? Кого?
– Вот как раз об этом я всё время сам себя спрашиваю, – сказал Пух. – В этом весь вопрос: кто это?
– А как ты думаешь, что ты ответишь на этот вопрос?
– Придётся подождать, пока я с ним встречусь, – сказал Винни-Пух. – Погляди-ка сюда. – Он показал на снег прямо перед собой. – Что ты тут видишь?


– Следы, – сказал Пятачок. – Отпечатки лап! – Пятачок даже взвизгнул от волнения. – Ой, Пух! Ты думаешь... это... это ... страшный Бука?!
– Может быть, – сказал Пух. – Иногда как будто он, а иногда как будто и не он. По следам разве угадаешь?
Он замолчал и решительно зашагал вперёд по следу, а Пятачок, помедлив минутку-другую, побежал за ним.
Внезапно Винни-Пух остановился и нагнулся к земле.
– В чём дело? – спросил Пятачок.
– Очень странная вещь, – сказал медвежонок. – Теперь тут, кажется, стало два зверя. Вот к этому – Неизвестно Кому – подошёл другой – Неизвестно Кто, и они теперь гуляют вдвоём. Знаешь что, Пятачок? Может
быть, ты пойдёшь со мной, а то вдруг это окажутся Злые Звери?
Пятачок мужественно почесал за ухом и сказал, что до пятницы он совершенно свободен и с большим удовольствием пойдёт с Пухом, в особенности если там Настоящий Бука.
– Ты хочешь сказать, если там два Настоящих Буки, – уточнил Винни-Пух,
а Пятачок сказал, что это всё равно, ведь до пятницы ему совершенно нечего делать.
И они пошли д
·альше вместе.
Следы шли вокруг маленькой ольховой рощицы... и, значит, два Буки, если это были они, тоже шли вокруг рощицы, и, понятно, Пух и Пятачок тоже пошли вокруг рощицы.
По пути Пятачок рассказывал Винни-Пуху интересные истории из жизни своего дедушки Посторонним В. Например, как этот дедушка лечился от ревматизма после охоты, и как он на склоне лет начал страдать одышкой, и всякие другие занятные вещи.

А Пух всё думал, как же этот дедушка выглядит. И ему пришло в голову, что вдруг они сейчас охотятся как раз на двух дедушек, и интересно, если они поймают этих дедушек, можно ли будет взять хоть одного домой и держать его у себя, и что, интересно, скажет по этому поводу Кристофер
Робин.
А следы всё шли и шли перед ними...
Вдруг Винни-Пух снова остановился как вкопанный.
– Смотри! – закричал он шёпотом и показал на снег.
– Куда? – тоже шёпотом закричал Пятачок и подскочил от страха. Но, чтобы показать, что он подскочил не от страха, а просто так, он тут же подпрыгнул ещё разика два, как будто ему просто захотелось попрыгать.
– Следы, – сказал Пух. – Появился третий зверь!
– Пух, – взвизгнул Пятачок, – ты думаешь, это ещё один Бука?
– Нет, не думаю, – сказал Пух, – потому что следы совсем другие...
Это, может быть, два Буки, а один, скажем... скажем, Бяка... Или же, наоборот, два Бяки, а один, скажем... скажем, Бука... Надо идти за ними, ничего не поделаешь.
И они пошли дальше, начиная немного волноваться, потому что ведь эти три Неизвестных Зверя могли оказаться Очень Страшными Зверями. И Пятачку ужасно хотелось, чтобы его милый дедушка Посторонним В. был бы сейчас тут, а не где-то в неизвестном месте... А Пух думал о том, как было бы хорошо, если бы они вдруг, совсем-совсем случайно, встретили
Кристофера Робина, конечно, просто потому, что он, Пух, так любит Кристофера Робина!..
И тут совершенно неожиданно Пух остановился в третий раз и облизал кончик своего носа, потому что ему вдруг стало страшно жарко. Перед ними были следы четырёх зверей!

– Гляди, гляди, Пятачок! Видишь? Стало три Буки и один Бяка! Ещё один
Бука прибавился!..
– Знаешь что? – сказал Пятачок, в свою очередь облизав кончик носа и убедившись, что это очень мало помогает. – Знаешь что? По-моему, я что-то вспомнил. Да, да! Я вспомнил об одном деле, которое я забыл сделать вчера, а завтра уже не успею... В общем, мне нужно скорее пойти домой и сделать это дело.
– Давай сделаем это после обеда, – сказал Пух, – я тебе помогу.
– Да, понимаешь, это не такое дело, которое можно сделать после обеда, – поскорее сказал Пятачок. – Это такое специальное утреннее дело.
Его обязательно надо сделать утром, лучше всего часов в... Который час, ты говорил?
– Часов двенадцать, – сказал Пух, посмотрев на солнце.
– Вот, вот, как ты сам сказал, часов в двенадцать. Точнее, от двенадцати до пяти минут первого! Так что ты уж на меня не обижайся, а я... Ой, мама! Кто там?
Пух посмотрел на небо, а потом, снова услышав чей-то свист, взглянул на большой дуб и увидел кого-то на ветке.
– Да это же Кристофер Робин! – сказал он.
– А-а, ну тогда всё в порядке, – сказал Пятачок, – с ним тебя никто не тронет. До свиданья!
И он побежал домой что было духу, ужасно довольный тем, что скоро окажется в полной безопасности.
Кристофер Робин не спеша слез с дерева.
– Глупенький мой мишка, – сказал он, – чем это ты там занимался?
Я смотрю, сначала ты один обошёл два раза вокруг этой рощицы, потом Пятачок побежал за тобой, и вы стали ходить вдвоём... Сейчас, по-моему, вы собирались обойти её в четвёртый раз по своим собственным следам!..
– Минутку, – сказал Пух, подняв лапу.
Он присел на корточки и задумался – глубоко-глубоко. Потом он приложил свою лапу к одному следу... Потом он два раза почесал за ухом и поднялся.
– Н-да... – сказал он. – Теперь я понял, – добавил он. – Я даже не знал, что я такой глупый простофиля! – сказал Винни-Пух. – Я самый бестолковый медвежонок на свете!
– Что ты! Ты самый лучший медвежонок на свете! – утешил его Кристофер Робин.
– Правда? – спросил Пух. Он заметно утешился. И вдруг он совсем просиял. – Что ни говори, а уже пора обедать, – сказал он. И он пошёл домой обедать.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.





Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.





·
·
·. Итог.
– Назовите сказочных героев этой сказки.
– Чем они не похожи на героев сказок Янссон, Толкина?
– А что объединяет всех сказочных человечков?
– За что можно полюбить Винни-Пуха? Пятачка?

– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?





·V. Домашнее задание.

1. Найти в тексте отрывки, которые проиллюстрировал художник.
2. Составить рассказ о Винни-Пухе, используя материал задания 3 на с. 17 в тетради.