Конспект урока по литературному чтению на тему А. Гайдар. «Горячий камень». (4 класс)


Литературное чтение 4 классТема: А. Гайдар. «Горячий камень».
Цель:1)познакомить учащихся с произведением писателя
2)Развивать познавательный и читательский интерес, совершенствовать аналитические умения, осмысление нравственной основы произведения;
3) воспитывать нравственные качества на примере героя произведения.
Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, рисунки к рассказу (слайды, фрагменты из мультфильма «Горячий камень», режиссер Перч Саркисян).
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Один из лучших рассказов известного писателя Аркадия Гайдара - «Горячий камень». Сегодня мы сможем прочитать этот рассказ и доказать, что он действительно лучший.
III. Мотивация учебной деятельности.
Может быть камень горячим? Почему автор так назвал свой рассказ? Все это мы выясним в процессе чтения и анализа.
IV. Актуализация опорных знаний.
С какими произведениями А. Гайдара вы знакомы?
V. Усвоение новых знаний.
1. Писатель А. Гайдар.
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) - один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамасе Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».
В 1919 г. А. Гайдар после окончания курсов получил звание «красного командира» и в 15 лет уже командовал ротой, а в 17 лет - полком. А. Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
2. Чтение рассказа учителем.
3. Беседа по содержанию
- Кто главные герои произведения?
- Одинокий старик сторож и мальчик Ивашка.
- Какие события произошли в саду?
- Ивашка залез в колхозный сад, чтобы нарвать яблок. Старик мог отстегать, но пожалел. «Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова»
- Что случилось с Ивашкой в лесу?
- Он сел на камень, а камень оказался волшебным.
- Что решил сделать Ивашка, когда прочитал надпись на камне?
- Предложил старику снести камень на гору, чтобы старик помолодел, но старик отказался.
- Что предпринял тогда Ивашка?
- «Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву».
- Обрадовался ли старик действиям Ивашки?
- Нет, он отказался разбивать камень и рассказал Ивашке о своей жизни.
И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно»!
Как закончилось произведение?
«Пусть лежит на виду, - сказал старик, - и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет».
С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.
VI. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
1. Составление плана к тексту.
2. Пересказ по плану.
VII. Закрепление знаний.
Определите жанр произведения.
Рассказ... Сказка...-
Сказка, потому что есть зачин: «Жил на селе одинокий старик»; Имя мальчика - Ивашка (в сказках - Иван, Иван-царевич); волшебный камень с надписями.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
1. Краткий пересказ сказки