Урок по литературному чтению А.П.Гайдар Горячий камень


Тема урока: А.П.Гайдар " Горячий камень"
Тип урока: урок закрепления (комплексное применение знаний и умений)
Педагогические задачи: способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; обучать работе текстом (определение основных сюжетных линий, главной мысли произведения, характеристика героя); определять авторскую точку зрения и выражать своё отношение к произведению и его героям;создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности;
Метапредметные:
познавательные: работают с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; осуществляют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; понимают и объясняют исследовательские задачи, стоящие перед группой, планируют работу в группе; оценивают результаты работы в группе;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях;
Личностные:
осмысливают нравственные ценности произведения; осознают, что благодаря использованию выразительных средств языка автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;

Организационная структура урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный этап.
Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке.
Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
Я вижу, настроение у вас хорошее и так, за работу .
Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи. Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования, самоопределение.
2 Проверка домашнего задания, Актуализация знаний.
(просмотр начала мультфильма "Горячий камень"
( Жил на селе одинокий старик...
Догадались что о каком одиноком старике идёт речь?
Домашним заданием первой группы учащихся была подготовка пересказа 3 части.
- Что должен был вернуть человеку камень?
Вторая группа учащихся подготовила чтение по ролям 6 части рассказа
(вопросы учащимся)
1)Что удивило Ивашку когда он увидел старика?
2)Почему старик отказался разбить камень?
3) Каким человеком считал себя старик? Почему?
Найдите и прочитайте отрывок , о чём мечтал старик со своими товарищами в молодые годы?
смотрят мультфильм
читают молча текст из мультфильма
о старике из рассказа " Горячий камень" АП.Гайдара
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Камень должен вернуть молодость
Читают по ролям
Старик не принёс ни молотка, ни топора

Ему не нужна другая жизнь, его прошла трудно, но честно.
О был счастливым человеком потому что думал не только о себе
Пусть хоть не при нас, а после нас наша страна...могучей и великой Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
.
3 Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Это произведение было написано Гайдаром за 2 месяца до гибели автора от фашисткой пули . Аркадий Гайдар был участником Великой Отечественной войны. Он погиб в 37 лет героической смертью в неравном бою, спасая товарищей.
Какой праздник мы будем отмечать 9 мая?
Подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти нашего народа.
Говорят,что произведение " Горячий камень "звучит как завещание. Сегодня на уроке мы проведём исследования и постараемся понять, что же завещал нам Аркадий Петрович Гайдар, чему учит нас это произведение?
Мы будем отмечать 70 летие Великой Победы.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
4
Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации
Динамическая пауза
Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением и поработаем над характеристикой героев. Работать будете в группах.
Повторим правила работы в группе
1 группа - будет составлять рассказ о старике
2группа - составляет о мальчике
3 группа - должны найти доказательства , что камень был волшебным? И почему Ивашка не воспользовался волшебством?
В каждой группе есть задания-вопросы, которые помогут вам составить рассказ.
1 группа - составляет рассказ о старике
2группа - составляет о мальчике
3 группа - должны найти доказательства , что камень был волшебным? И почему Ивашка не воспользовался волшебством?
Проверка самостоятельной работы.
Супер - физкультминутка. Мультяшный герой входит в класс и проводит физкультминутку...

В произведении мы знакомились с двумя счастливыми людьми - стариком и Ивашкой.(показ слайда где изображены герои)
Ивашка считал старика несчастным человеком, а себя счастливым. Работая в паре найдите в тексте слова в чём же для него заключается счастье? (на слайде появляются слова под рисунком с мальчиком)
- Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях он участвовал? В чём для него счастье?
(на слайде появляются слова под рисунком со стариком)
-Тяжёлая трудная жизнь была у старика. Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь?
-Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?
-Как вы думаете, что же завещал нам А.П. Гайдар? (ответить словами из текста)
Как вы понимаете слова "Прожить жизнь так как надо.."

(рассаживаются по группам)
Каждый высказывает своё мнение.
Каждый выслушивает мнение своего товарища.
Каждый имеет право защищать свой выбор.
Придя к общему мнению, умейте его доказать.
Умей не только слушать, но и слышать.
На листах дети в форме рисунков или записанных предложений фиксируют образ героя.
1.Как выглядел старик?
2.Как он зарабатывал себе на хлеб?
3.Что говорили о нём люди?
4.А что думал сам старик?
1.Как старик познакомился с Ивашкой?
2.Верно, что Ивашка сам себя наказал?
3.Какие чувства он испытывал?
4.Почему автор назвал мальчика добрым и благородным?
Выступление групп (представитель группы делает доклад о своем герое)
(ученики возвращаются на свои рабочие места)
Вместе с мультяшным героем выполняют упражнения.
Работают самостоятельно парами
проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу,
поймал голыми руками рыбу,
побывал на весёлом празднике
участвовал в восстании против царя,
громил белую вражескую армию,
вместе с другими делал страну могучей и великой
Старик не захотел по другому прожить свою жизнь
Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след.
Прожить жизнь так как надо,
принося пользу, честно трудиться, уметь отвечать за свои поступки
В прожитой человеком жизни есть все-таки смысл – то хорошее, о котором можно сказать: «Я не зря прожил свою жизнь».
Много людей побывало возле этого камня, но никто так и не осмелился разбить его.
Познавательные
Составлять алгоритм действия.
Регулятивные:
оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные:
Извлечение необходимой информации
Коммуникативные:
Общение и взаимодействие с партнёром
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
5 Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Личное отношение к событиям произведения
Представьте себя главным героям этого рассказа – Ивашкой и всё, что происходит с ним – это происходит с вами.
Если бы этот камень мог исполнять желания, какое бы желание вы попросили исполнить .Причём желания загадывать можно для всех людей, для близкого человека и для себя.
Напишите его. А теперь ребята, кто написал желание для всех людей положите его под первый камень ,
для близкого человека - под второй, желание для себя под третий какмень.
Выполняют задание Познавательные
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
Регулятивные: прогнозирование;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Написать небольшое сочинения на тему:
Что бы произошло если бы камень всё таки разбили?
Учащиеся знакомятся с домашним заданием Познавательные
Планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей.
7 Рефлексия (подведение итогов )
Понравилась ли вам работа на уроке?
Оцените себя.
Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным:
были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева,
было понятно – закрасьте другой сектор и т. д.
Произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь нельзя не повернуть вспять, как в сказке.
Я хочу, чтобы вы брали из жизни всё самое лучшее, тогда о вас люди скажут: «Он не зря живёт на земле!»
Скажи:
Какой ты след оставишь?
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Закрашивают те части, которые считают нужными:
Регулятивные
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.