Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.А. П. Гайдар. Горячий камень


Технологическая карта урока литературного чтения.
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 3
Учитель: Крупина С. И.
Тема: Произведения для детей. А. Гайдар "Горячий камень"
Место урока в теме: первый урок в разделе «Произведения А. П. Гайдара»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока и ожидаемый результат: формировать смысловое чтение через понимание главной мысли литературного произведения на основе создания образов главных героев.
Задачи урока (деятельность учителя):
Способствовать формированию коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения.
Приобщать учащихся к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова.
Создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.
Развивать понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
5. Формировать у учащихся нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру.
6. Организовать самооценивание работы учащихся на уроке.
Формировать УУД:
Личностные:
оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание;
формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
находить ответы на вопросы;
составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Планируемые образовательные результаты учащихся:
Предметные:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»Ученик научится:
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально - духовный опыт;
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позициейРаздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов), выделяя 2-3 существенных признака;
Ученик может научиться:
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия (жанр, тема, портрет героя, диалог) при анализе произведений
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
определять и формулировать главную мысль текста;
находить в тексте произведения информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
Личностные:
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы,поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы.
Основные понятия темы:
Оборудование: учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; проектор, компьютер, экран, презентация к уроку; модели обложек, конверты с заданиями для групповой работы, карточки: подражание, опыт, размышление, карточки «Самооценка», «Самооценка работы в группе»; плакат «Задачи литературного чтения»; картинки, восстанавливающие последовательность текста; разноцветная книга «Наши размышления о счастье в 2015 году»; плакат-высказывание А. П. Гайдара о счастье;
Формы организации деятельности: фронтальная работа, исследовательская работа в группах, индивидуальная работа
Технология: технология развития критического мышления, технология деятельностного метода
Структура урока:
1. Организация деятельности учащихся. Мотивация.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Погружение в тему урока.
4. Постановка учебной задачи.
5. Изучение нового материала. Работа произведением А. П. Гайдара «Горячий камень»
6. Применение нового знания.
7. Рефлексия деятельности.
8. Итог урока. Комментарий домашнего задания.
Этапы урока; задачи деятельности учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организация деятельности учащихся.
Мотивация. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
Педагогические приемы: приветствие, пословица, проблемный вопрос
- Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания (по образцу), путём опыта, путём размышления. (На доске: подражание, опыт, размышление).
Давайте поразмышляем, какой же путь самый трудный?
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
- Сегодня мы пойдем благородным путем - путем размышления. Желаю вам с пользой пройти этот путь. Слушают, размышляют, высказывают свое мнение
Уметь извлекать информацию из текста; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное.
(Познавательные УУД)
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. (Личностные УУД)
Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о прочитанных произведениях, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умеют высказывать свое мнение, аргументировать; умеют произвести самооценку: что умею, что знаю; умеют преобразовывать информацию.
Педагогические приемы: «Прием информации», «Прием самооценка», викторина «Литературный герой»
1. Информация.
- Вы знаете, что 2015 год в России -
Слайд 2: Год литературы и год 70-летия Великой Победы. В канун праздника 9 Мая мы возвращаемся к творчеству А. П. Гайдара.
Слайд 3: В дни Великой Отечественной войны Гайдар, по состоянию здоровья, не мог быть призван в армию, однако он сделал все, чтобы оказаться на фронте - он стал военным корреспондентом «Комсомольской правды». Позднее Аркадий Петрович попал в украинский партизанский отряд, где был пулемётчиком. Он погиб в 1941 году недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области.
В марте 1965 года Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Награду принял в Кремле сын Гайдара, Тимур Гайдар. Он сказал: «Орден отца принадлежит всем мальчишкам и девчонкам, пусть он хранится в музее, куда приходят миллионы детворы и взрослых».
2. Самооценка.
По воспоминаниям друзей-писателей, Гайдар считал себя счастливым человеком.
- А вы счастливы? Оцените себя по шкале: несчастливый – счастливый. Объясните, почему.
Несчастливый

Счастливый
- Что вам нужно для полного счастья?
3. Викторина. Слайд 4.
- Угадайте литературного героя и оцените его по шкале: несчастливый – счастливый. Объясните, почему.
Несчастливый

Счастливый
1. Это первое произведение Аркадия Петровича Гайдара, адресованное детям.
В Москве, на широкой площади перед Центральным Дворцом пионеров, стоит памятник мальчику-воину, мальчику-солдату.
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают лётчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
А пройдут гайдаровцы – салют Мальчишу!
2. Это рассказ о том, как братья едут к отцу, геологу, в тайгу и какой интересный мир открывается перед ними. 3.Вокруг этого героя сплотились такие же, как он, бесстрашные, отзывчивые на чужую беду, преданные своей Родине ребята. О том, как интересно проводили они лето, как помогали семьям командиров и бойцов Красной Армии, рассказывает эта повесть. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.
1.Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
2. Рассказ «Чук и Гек»
3. Повесть «Тимур и его команда» Информационный поиск. (Познавательные УУД)
Формирование уважительного отношения к иному мнению. (Личностные УУД)
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. (Коммуникативные УУД)
Оценка, самооценка. (Регулятивные УУД)
Погружение в тему урока.
Цель: сориентировать учащихся по теме урока и актуализировать умение обобщать
Ожидаемый результат: умеют участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умеют обобщать и выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем для выявления цели урока.
Педагогические приемы: проблемная ситуация, рассуждения о прочитанномСоздание проблемной ситуации.
- Попробуйте дать определение понятию счастье.
- Что, по вашему мнению, такое счастье?
Слайд 5: Счастье человека - это…
- Данное предложение пока оставим незаконченным, а окончание его допишем в конце урока.
- Дома вы прочитали новое произведение. Какое? (На доске: А. Гайдар "Горячий камень") Слайд 5.- Понравилось? Что захотелось сделать, прочитав произведение?
- Обратите внимание на наши рассуждения и новое произведение. О чем же пойдет речь на уроке?
- Опираясь на все наши высказывания, подумайте и сформулируйте цель и тему нашего урока
- Действительно, сегодня пойдет речь о счастье человека. А разобраться нам помогут герои произведения Гайдара «Горячий камень». Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.
С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. (Познавательные УУД)

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. (Коммуникативные УУД)



Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели урока. (Регулятивные)
Постановка учебной задачи.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, самостоятельное формулирование целей и задач урока
Ожидаемый результат: умеют анализировать, самостоятельно формулировать цели и задачи урока; умеют делать общие выводы, планировать свою учебную работу
Педагогические приемы: «Прием информации», «Незаконченное предложение»
- Это произведение было написано за два месяца до гибели автора от фашистской пули. Говорят, что звучит оно, как завещание. Постараемся понять, что завещал нам А. П. Гайдар.
- Какие задачи литературного чтения будем решать? Продолжите.
- Над какими задачами вы особенно хотите поработать и почему? Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Различать художественные произведения разных жанров
Определять главную мысль произведения, героев, основные события
Устанавливать последовательность основных событий произведения.
Находить в тексте требуемую информацию.
Задавать вопросы по содержанию произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая примерами из текста.
Объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словаря.
Высказывать собственное мнение.
Оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Изучение нового материала.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация.
Работа с текстом: оценка информации. Цель: формирование полноценного восприятия художественного произведения на уровне главной мысли (идеи) и развитие речевых умений. Развитие основных способов мыслительной деятельности (выделение нужной информации, синтез, анализ, обобщение). В форме коммуникации в группах решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух. Развитие исследовательских навыков.
Ожидаемый результат: умеют правильно называть произведение и определять его жанр и тему, умеют осуществлять анализ произведения с выделением существенных и несущественных признаков, понимают точку зрения автора, выражают свое отношение к герою, к произведению; умеют работать в группах.
Педагогические приемы: работа по картинкам, восстанавливающим последовательность текста; моделирование, «заместители» жанров и тем; аналитическое и поисковое чтение, проблемный диалог, самостоятельная работа с текстом, работа в группах, выступление подготовленного участника группы, самоконтроль, 1. Работа по картинкам, восстанавливающим последовательность текста. Образование групп.
- Работать будем в группах. (Каждый берет картинку на выбор)
- Объединитесь в группы так, чтобы у вас не было повторяющихся картинок.
- В каждой группе есть набор картинок. Разложите их так, чтобы передать последовательность событий текста.
Проверка работы (На Слайде 6 – клик – номер картинки)
2. Моделирование
- Какая из предложенных на доске моделей подходит к произведению?

(Группа, которая ответит правильно, получает конверт 1).
- Назовите главных героев сказки (Старик – сторож и Ивашка Кудряшкин). (Получают конверт 2 и конверт 3).
3.Работа в группах. Слайд 7.
- Как вы думаете, цели каждой группы будут разные или общие?
(Образы будут разные, цель одна - понимание счастья каждым из образов).
- Найдите отрывки, которые рассказывают о героях, перечитайте их и составьте устный рассказ.
1 группа – найдите в тексте доказательство того, что это произведение является сказкой. Зачитайте.
Т. – с. 82 з.5 (нарисовать горячий камень или записать слова, которые были на нем написаны.2 группа – рассказ о старике (вопросы – помощники) – самостоятельная подготовка рассказа. Выступления представителей групп.
3 группа – рассказ об Ивашке (вопросы – помощники) – самостоятельная подготовка рассказа. Найдите в тексте слова, говорящие о том, какой Ивашка. Выступления представителей групп.
4. Размышления детей о счастье, опираясь на произведение и собственный опыт.
- А. Гайдар описал нам двух людей. Можно ли их назвать счастливыми?
Продолжаем работу в группах. У вас есть в каждой группе таблички, посовещайтесь, пользуясь учебником, заполните таблички.
Счастье ИвашкиСчастье старика
- В чем, по мнению Ивашки, заключается счастье? (5 часть – «три раза счастья»)
- Что ценно в жизни для старика? В чём его счастье? (6 часть)
Проверка работы на Слайде 8.
- Почему Ивашка не захотел воспользоваться волшебным камнем для себя?
- Почему он выбрал старика, чтобы осчастливить его?
- Что ценно в жизни для старика? В чём его счастье?
Слайд 9.
- Почему автор-рассказчик отказался разбить камень?
- Что же завещал нам Гайдар?
Слайд 10. Итог: «Счастье человека – это сама его жизнь!» Читают задания в конвертах.
КОНВЕРТ 1.
Найдите в тексте доказательство того, что это произведение является сказкой. Зачитайте.
Т. – с. 82 з.5. Выбрать лучшую работу. (Должно быть точно, как у автора)
КОНВЕРТ 2.
Составить устный рассказ о старике по плану.
С кем и где жил старик?
Чем занимался старик?
Когда и откуда он пришёл на село?
Автор сказал, что старик «хватил немало горя». Как это видно при описании старика?
Как выглядел старик? (хром, седой, шрам, лицо – печальное, суровое…)
Подготовить выступающего.
КОНВЕРТ 3.
Составить устный рассказ об Ивашке по плану.
Сколько лет было Ивашке?
В каком он был классе?
В чём он был одет?
Какой у него характер? Найдите слова - прилагательные в тексте ( добрый, благородный, счастливый, великодушный….)
Подготовить выступающего.
Счастье ИвашкиСчастье старика
Подвезли до школы на блестящей машине. Справился с тяжелой болезнью.
Голыми руками поймал большую щуку. Враг разбит и наша армия наступает.
Дядя Митрофан взял в город на праздник 1Мая. Мечтал о том, чтобы страна была могучей и великой.
Жизнь прошла трудно, но ясно и честно.
Самопознание и самоопределение, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. (Личностные УУД)
Устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи
(Познавательные УУД)
(анализ и интерпретация информации)
Развитие этических чувств. (Личностные УУД)
Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: моделирование. (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах. (Коммуникативные УУД)

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение. (Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь прогнозировать
и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. (Личностные УУД)
Осознание ответственности за общее дело. (Личностные УУД)

Оформление своих мыслей в устной речи и понимание речи других, умение договариваться. (Коммуникативные УУД)
Умение выделять существенные признаки и практическое использование в решение учебной задачи; умение делать выводы, сравнивать, обобщать. (Познавательные УУД)
Сотрудничество в группе при выполнение учебных действий. (Регулятивные УУД)
VI. Применение нового знания.
Цель: включение детей в самостоятельную активную творческую деятельность
Ожидаемый результат: способность перенести читаемое на себя; совместное эмоциональное переживание позволяет детям приобрести небольшой опыт самовыражения, служит основой для развития межличностных отношений, позволяет произвести самооценку, умеют преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания
Педагогические приемы: мини-сочинение, творческий проект «Наши размышления о счастье», книга рассказов третьеклассников «Они живы, пока мы помним их…»
Слайд 11. Есть в «Горячем камне» действительно секрет! Написал Гайдар этот рассказ - сказку про себя, про свою жизнь. Рассказ этот – как бы завет детям - жить честно и смело - так, чтобы никогда не захотелось начинать жизнь сначала.
Творческий проект разноцветная книга «Наши размышления о счастье в 2015 году»
- Итак, вернёмся к незаконченному предложению, которое записано на Слайде, давайте его продолжим. Перед вами на листочках начало этого предложения, продолжите его.
(самостоятельная работа)
( слушаем варианты детей)
- Рассказ «Чук и Гек» заканчивается такими словами: «…Что такое счастье – это каждый понимал по-своему.
Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
- Вы – дети страны, которая называется Россия. Какое бы название не давали нашей стране, мы – дети СВОЕЙ страны. И мы должны заботиться и охранять мир и покой нашей Родины. К этому призывал в своих произведениях А.П.Гайдар, и сам он жил ради этой цели.
- Какую пользу вы можете принести стране? - Счастливы вы или нет?

Книга рассказов третьеклассников «Они живы, пока мы помним их…»
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Самопознание и самоопределение, нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. (Личностные УУД)
Сохранение цели. (Регулятивные УУД)
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения, подведение итога урока - достиг ли о цели, умение делать самооценку учебной деятельности
Ожидаемый результат: умеют оценивать свою работу
Педагогические приемы: фронтальная беседа, « Незаконченное предложение»
-Подведем итоги. Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Обратимся к поставленным задачам.
Оцените себя в соответствии с ними по критериям: выделите не менее 4-х видов деятельности, в которых вы принимали активное участие на уроке. Сохранение цели. (Регулятивные УУД)
Личностные
Компетентность в поступках и
деятельности, способность к самооценке. (Личностные УУД)
VIII. Итог урока. Комментарий домашнего задания. В заключении можно сказать, что произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке.
Д.з. Слайд 12, 13, 14.
1. Сочинить и оформить рекламную афишу о книгах Гайдара так, чтобы всем детям захотелось читать эти книги.
2. Т. – с.81 з. 1-5
Текст рекламной афиши может быть таким: «Если вам нужен настоящий добрый собеседник в нынешней непростой жизни – станьте участником (вечера, праздника и др.), посвященного писателю, нашему земляку А.П. Гайдару, человеку большой и щедрой души. В его произведениях вы почувствуете призыв жить радостно и достойно».
Оценка, самооценка. (Регулятивные УУД)