Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественной литературе на тему В гостях у сказки.


Технологическая карта
интегрированной организованной учебной деятельности
по формированию элементарных математических представлений и художественной литературе, области «Познание»/ «Коммуникация»/ «Социум»
для подготовительной к школе группы.
Тема: В гостях у сказки.
Цель: Показать красоту и богатство сказки, её актуальность в наше время. Развивать фантазию и творческие способности ребёнка средствами занимательной математики на основе субъективного опыта детей. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Задачи:
1. Учить анализировать художественное произведение. Формировать умение понимать характеры героев художественного произведения. Расширить представления детей о качествах характера человека и их проявлениях в различных жизненных ситуациях. Закрепить знание детьми состава числа 10 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым.
2. Развивать у детей способность эмоционального восприятия поэтических образов. Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по четырём признакам с использованием кодов. Развивать приёмы мыслительной деятельности: синтез, анализ, сравнение и обобщение. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, доброту, бескорыстие, трудолюбие, желание помочь.
Билингвальный компонент: рыбка – балық, золотая рыбка – алтын балық.
Предварительная работа: Знакомство с развивающими играми: «Танграм», «Сложи квадрат», логическими блоками Дьенеша, счётными палочками Кюизенера, чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки».
Оборудование: Музыкальный центр, волшебная палочка.
Наглядно-информационные материалы: Фонограмма шума моря, иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», карточки с условными обозначениями.
Раздаточные материалы: Игра «Танграм» со схемами избы, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, дидактическая игра Никитина «Сложи квадрат», схема дворца, памятные призы.
Литература: Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Блоки Дьенеша для старших. «Спасатели приходят на помощь».
В.П. Новикова и Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» .
Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный этап
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок.
-Вы спросите, а как мы это сделаем?
-У меня есть волшебная палочка (показываю). Как только я ей взмахну и скажу заклинание, мы попадём в сказку. Закройте глаза.
1, 2, 3,
В сказку нас неси.
- Вот мы и очутились в сказке, послушайте (звучит запись шума моря).
« Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу
Старуха пряла свою пряжу….»
Воспитатель вывешивает иллюстрацию. Дети слушают воспитателя.
Дети закрывают глаза.
Слушают воспитателя.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Организационно-поисковый этап
- Дети, как называется сказка, в которую мы попали?
- А кто автор этой сказки?
- Какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
- Почему?
- Давайте вспомним, как старик поймал золотую рыбку:
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
- Взял ли старик с рыбки откуп?
- Вот как об этом рассказывает А.С.Пушкин:
«Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
- Какого мы видим здесь старика?
- А как вы понимаете слово бескорыстный?
- Старик по первой просьбе отпускает рыбку, отказывается от выкупа, даёт ей доброе напутствие, с пониманием относится к беззащитности рыбки, и не пользуется её положением.
- А кто больше всего из героев вам понравился? Почему?
- По-казахски рыбка – балық, золотая рыбка – алтын балық.
- По-английски рыбка – фиш
- А сегодня мы с вами, также как золотая рыбка, будем волшебниками и поможем рыбке исполнять все желания.
- Вспомните, какое первое желание было у старухи?
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
- И пока золотая рыбка исполняет это желание, мы тоже постараемся из осколков собрать корыто. Оно будет у нас квадратной формы.
Игра Никитина «Собери квадрат».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
- Какое второе желание было у старухи?
- Давайте поможем рыбке, сделаем избу из «Танграма».
- Нужно из частей составить целое.
- Что у вас получилось?
- Из каких геометрических фигур?
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
- Обрадовалась ли старуха новой избе?
- А почему?
Физминутка
Рыбка плавала, ныряла
В чистой, тепленькой воде.
то сожмется, разожмется,
То зароется в песке
- Чего захотела старуха в третий раз?
«…Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
- Кто такая столбовая дворянка?
- Давайте, ребята, поможем рыбке построить большой высокий терем. А строить мы будем из палочек.
- Постройте дом числа 10. У вас получится дом из 10 этажей.
- Как получить число 10?
- Как составил Данил число 10?
- 10 – это 5 и сколько?
- Спасибо, ребята, но вернемся в сказку. Какой же предстала старику старуха?
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Соболья душегрейка – тёплый меховой жилет.
Парчовая кичка – старинный головной убор из нарядной дорогой блестящей ткани.
Жемчуги огрузили шею – жемчужное ожерелье, тяжёлое, в несколько рядов висит на шее тяжёлым грузом.
- Ребята, посмотрите, старуха преобразилась. На ней красивая душегрейка, парчовая кичка, жемчужное ожерелье, золотые перстни, красные сапожки. Она внешне красива. Но какая она внутри?
- Как старуха относится к слугам?
- Ребята, а вам нравится старуха?
- Мы любим и ценим людей за душу, ум, за внутреннюю (душевную) красоту, а не за внешнюю красоту.
- Узнаем, что же было дальше?
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
- Чего ещё вздумалось старухе?
- Вспомним, как об этом просил старик рыбку:
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
- Давайте ещё раз поможем рыбке. Построим красивый дворец. А строить будем из блоков Дьенеша.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
- Успокоилась ли старуха, став вольною царицей?
- Чего ещё захотела?
- Выполнила ли эту просьбу золотая рыбка?
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
- Как заканчивается сказка?
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию.
- А почему именно так заканчивается сказка?
- До сих пор в русском языке есть выражение «остаться у разбитого корыта». Что это значит?
- Чему научила вас сказка?
Сказка о рыбаке и рыбке.
А.С.Пушкин
Это волшебная сказка.
Происходит волшебство: рыбка разговаривает и исполняет желания.
Слушают отрывок из сказки.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Ничего старик не взял.
Слушают отрывок.
Приветливый, скромный, добрый, внимательный, трудолюбивый, чуткий, бескорыстный.
Бескорыстный – это значит ему ничего не надо, не для себя просил старик.
Отвечают на вопрос.
Повторяют по-казахски.
Повторяют по-английски
Старуха хотела новое корыто.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Дети собирают квадрат Никитина.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Старуха захотела новую избу.
Дети составляют по схеме избу.
Называют геометрические фигуры.
Слушают отрывок из сказки.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Нет. Не обрадовалась.
Старуха жадная. Она хочет всё больше и больше, ей всё мало.
Выполняют движения по тексту.
Она захотела стать столбовою дворянкой.
Богатая женщина, у которой есть большой дом, слуги.
Дети работают с палочками Кюизенера. Составляют число 10.
Отвечают на вопросы.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Слушают отрывок из сказки.
Слушают объяснение слов.
Ответы детей.
Она злая, жестокая, жадная, корыстная, неблагодарная.
Она бьёт их, за чупрун таскает. Старуха жестокая.
Отвечают на вопрос.
Слушают отрывок из сказки.
Стать вольною царицей.
Слушают отрывок из сказки.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Дети выкладывают дворец из блоков Дьенеша, выполняя декодирование (по знакам-символам выбирают нужные блоки).
Дети рассматривают иллюстрацию.
Нет, не успокоилась.
Отвечают на вопросы.
Слушают отрывок из сказки.
Вспоминают концовку.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Наказано зло, жадность, несправедливость. Справедливость восторжествовала.
Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
Отвечают на вопрос. Рассуждают.
Рефлексивно-корригирующий этап
- Нам пора возвращаться. Закройте глазки. Я взмахну волшебной палочкой, произнесу заклинание:
1, 2, 3,
В группу нас неси!
- Что запомнилось вам в нашем путешествии?
- С какими заданиями справились легко?
- Какие задания вызвали затруднения?
Путешествие окончилось. А на память о нашем путешествии я дарю вам памятные подарки. Закрывают глаза.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Ожидаемый результат:
Знать: состав числа 10 из двух меньших
Иметь: навык работы с дидактическими играми «Танграм», «Счётные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи квадрат»; представление о качествах характера человека и их проявлениях в различных жизненных ситуациях.
Уметь: составлять число 10 из двух меньших чисел, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, рассуждать, аргументировать свой выбор, классифицировать геометрические фигуры по четырём признакам с использованием кодов; анализировать художественное произведение, понимать характеры героев художественного произведения, эмоционального восприятия поэтических образов.