Технологическая карта урока литературного чтения Путешествие 12. Дорогие мои мальчишки. Р. Фраерман Гайдар и дети 4класс
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класса на тему:
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»
(Р. Фраерман «Гайдар и дети»)
.
Учебный предмет Литературное чтение
Класс 4-А
Тема урока Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»
(Р. Фраерман «Гайдар и дети»)
Тип урока Открытие нового знания
Вид урока Проблемный
Цель урока Создать условия для ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети».
Задачи урока 1. Формировать навыки работы с текстом;
2. Учить осмысливать литературный материал;
3. Становиться мотивированными, лично ориентированными гражданами своей страны.
Планируемые результаты Предметные УУД
Определять идейное содержание произведения Р. Фраермана «Гайдар и дети». Личностные: Делать моральный выбор поступка, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять знание и незнание)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Основные термины и понятия Путешествие, рассказ, душевная связь.
Формы работы Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ресурсы Учебник литературного чтения Бунеев Р.Н. 4 класс 2 часть, УМК «Школа 2100»,
А. Гайдар: «Мои товарищи», «Чук и Гек», «Школа», «Тимур и его команда», «Дальние страны».
Жизнь и творчество А. Гайдара.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Приветствие.
Проверка рабочего места: Внимательно посмотрите на своё рабочее место и проверьте готовность к уроку. Все готовы? Тогда начинаем урок.
Чтение хором: На доске находится главное правило нашего урока, давайте прочитаем его все вместе:
«Если читаем, то вдумчиво,
если пишем, то грамотно,
если слушаем, то внимательно,
если говорим, то внятно»
Приветствие
Да
Актуализация знаний
Проблемная
ситуация Итак, путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».
Почему раздел так может называться?
Пролистайте его и обратите внимание на произведения. В этом разделе их всего два и, если прошлое путешествие называлось «Вокруг Маршака», то это путешествие можно назвать «Вокруг?
Почему?
Сформулируйте цель нашего урока, что мы сегодня с вами изучим? Я думаю, что раздел так называется, потому что в нём рассказывается про мальчишек.
Вокруг Гайдара
Все произведения, так или иначе, связаны с Гайдаром
Изучить творчество А. Гайдара.
Открытие нового знания Скажите, а вам знакомы такие фразы, как прихотливый народ, лукавый взгляд?
Кто-нибудь из вас знает, что такое тиф?
Эти слова будут встречаться нам в 12-том путешествии, поэтому постарайтесь их запомнить.
Открывайте 12-е путешествие «Дорогие мальчишки» и внимательно следите за текстом. Кто желает читать? Читай выразительно и не торопись, оцениваться будет: правильность, выразительность, осознанность (Молодец, прочитала выразительно, практически без ошибок)
У каждого из вас на парте лежит один листочек со схемой, в ней нужно будет вписать ответы на вопросы, данная работа в дальнейшем будет служить вам памяткой, работать нужно в парах.
(Вопрос к кластеру) Какие бы ещё произведения вы добавили к тем, которые назвал Николай Александрович?
Что его привлекает в книгах Гайдара и Кассиля? Ответ подтвердите отрывками из текста
Какое открытие он сделал для себя?
- А как вы понимаете эту «Читать о Гайдаре оказалось не менее интересно, чем читать Гайдара»?
Обратите внимание на представленные у доски книги, может быть кто-то уже знаком с находящимися в них произведениями? Назови знакомое тебе произведение.
О чём же оно? Кто главный герой и что с ним происходит?
Это самые известные произведения Аркадия Гайдара. Я рекомендую вам почитать их, например повесть «Чук и Гек». Главные герои этого произведения два брата, здесь рассказывается как Чук, Гек и их мать, поехав к отцу в тайгу, оказались в полном одиночестве; или повесть «Школа» - она о судьбе мальчика Бориса, отец которого был расстрелян за дезертирство. Все эти произведения о дружбе, о полезных делах, о совести и чести, но самым популярным считается рассказ «Тимур и его команда», с ним вы познакомитесь на следующем уроке, а сейчас давайте откроем страницу 130 и прочитаем рассказ Рувима Фраермана «Гайдар и дети». Но перед этим сделаем разминку для глаз. Да, прихотливый народ – это народ, чтобы понравиться которому ещё нужно постараться, приложить усилия. Лукавый взгляд – это взгляд хитрого человека, который, скорее всего, привирает.
Это инфекционное заболевание, сопровождающиеся нарушением психики человека на фоне сильнейшей лихорадки.
Оценка за выразительность чтения: Выразительно, не торопясь и т.д.
Отвечают
(Выборочное чтение) Герои рассказов: они были живые, настоящие, с ними хотелось дружить и играть в те же игры.
(Выборочное чтение) Читать о Гайдаре…
- Биография Гайдара такая же интересная и яркая, как и его произведения.
Да
Называет
Отвечает.
Физ. минутка для глаз Изображение Открытие нового знания Предъявление критериев к оценке: правильность, осознанность, выразительность
Чтение «цепочкой».(4ученика) Теперь давайте с вами побеседуем, скажите: 9.Оценка за выразительность чтения.
Закрепление изученного
материала О чём рассказ этот рассказ?
Почему Рувим Фраерман назвал свой рассказ «Гайдар и дети?»
Каким человеком вы представляете Аркадия Гайдара по рассказу Фраермана?
Чем же Гайдар так привязывал к себе детей?
А как вы понимаете фразу «Душевная связь»?
Что значит, в его представлении, любить детей? О том, что мысль написать «Тимура и его команду» Гайдару подсказали сами дети
Потому что в нём рассказывается о взаимоотношениях Аркадия Гайдара и детей.
Справедливым, серьёзным, добрым и отзывчивым.
Он общался с ними на равных – как с взрослыми людьми и считался с их мнением
Это психологические и духовные связи между людьми, возникающие при тесных взаимоотношениях.
Быть не добрым, не злым, а серьёзным. Помогать детям и заботиться о них.
Итог урока Молодцы, сегодня очень продуктивно поработали, давайте вспомним какая же цель у нас была?
- Что сегодня нового мы узнали?
- Что вас впечатлило больше всего, совершая 12-е путешествие?
- Какие из названных сегодня произведений вам захотелось прочитать? Изучить творчество А. Гайдара.
Сегодня на уроке мы узнали многое о Гайдаре, о его отношении к детям.
Рефлексия Посмотрите на доску, поднимите руку те, чьё настроение передаёт первый смайлик, кто не испытывали особых затруднений; теперь поднимите руку те, чьи эмоции передаёт второй смайлик, те, кто испытывал затруднения, но справился с ними самостоятельно; а кто сопоставляет себя с последним смайликом и испытывал сильные затруднения?
Хорошо, урок окончен, вы можете идти отдыхать. Домашнее задание Прочитать рассказ Р. Фраермана и ответить на вопросы (страница 131).