План – конспект урока по литературному чтению Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»


План – конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»Цель:
- создать условия для знакомства с произведением А. Гайдара «Совесть»;
- развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения;
- развивать речь, умение работать с текстом, расширять кругозор и словарный запас детей;
- воспитывать честность, отзывчивость; учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.
Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого, правильность и выразительность.
Планируемые результаты: совершенствовать поисковый способ чтения, совершенствовать контекстный способ чтения, характеризовать персонаж, выявлять мотивацию поступка персонажа, выявлять и обосновывать своё отношение к персонажу, расширять словарный запас.
УУД личностные: формировать нравственно- этические ориентиры. Развивать способность к рефлексии.
УУД познавательные: ориентироваться в тексте произведения, в книге, прогнозировать события, анализировать смысл заголовка, анализировать произведение с целью характеристики персонажа.
УУД коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания, сотрудничать в учебных целях.

Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Сообщение темы урока.
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, и автора этого произведения, нам с вами нужно разгадать шифровку. (Работа в парах)
с о в е с т ь
19 16 3 6 19 20 30
а р к а д и й
1 18 12 1 5 10 11
г а й д а р
4 1 11 5 1 18
- Прочитайте 1 слово, которое вы расшифровали. (Совесть) Это название нашего сегодняшнего произведения.
- Прочитайте 2 других слова, которые были в шифровке. (Аркадий Гайдар)
Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
- Итак, какая тема нашего урока? (Слайд 1 Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»)
3. Подготовительный этап.
Знакомство с биографией писателя
- А знаете ли вы что – нибудь об авторе этого произведения. Прочитайте небольшой текст, который лежит перед вами. Он поможет больше узнать о А.П. Гайдаре.
Текст: Гайдар Аркадий Петрович- известный писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. Аркадий Гайдар родился 22 января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителей. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, совесть, честь.
- Какая настоящая фамилия А.Гайдара?
- Кем были его родители?
- Во сколько лет Аркадий Петрович ушёл на фронт?
- О каких качествах писал Гайдар в своих книгах?
4. Словарная работа. Отработка навыков чтения.
- Мы будем читать произведение Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Откройте учебник на с.93.
1) Читай целыми словами
Готов – готовь – готовила - приготовила
Верь – доверь – доверие – доверчив – доверчивый – доверчивыми
Обман – обманывать – обманываешь
Диво – удивлён – удивлённо
Хмуро – хмурилась – нахмурилась
2) Читай слова слитно
За - ло- жен-ной- заложенной
Про – гуль - щик – прогульщик
За – блу - дил- ся – заблудился
За – пла – ка – ла - заплакала
У- кра – ден – но - го – украденного
3) Догадайся, из каких слов образовано слово ДОБРОДУШНЫЙ. Каково его значение?
5. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
- Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? О ком так говорят?
- О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
- Произведение называется «Совесть». Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей) Давайте проверим.
6. Первичное восприятие и построение проекта выхода из затруднения
Чтение рассказа учащимися вслух «по цепочке».
7. Физкультминутка для глаз.
8. Первичное закрепление
- Какое по жанру произведение?
- Кто главный герой рассказа?
- Где и почему Нина оказалась в рабочее время? Докажите словами из текста.
- Какая встреча произошла в роще?
- Что случилось с малышом? Каким вы его себе представляете?
- Что можете сказать о его совести? А о Нининой?
- На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину? Как вы думаете, повторит ли Нина когда-нибудь свой поступок? Почему?
9. Самостоятельная работа (тест)
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть».
1. Это произведение…
А) сказка
Б) рассказ
В) стихотворение
2. Главная героиня произведения:
А) Наташа
Б) Нина
В) Нюша
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь -людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
Взаимопроверка с соседом по парте.
10. Итог урока.
- Как вы понимаете выражение из рассказа?
«И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.»
- «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки». Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
11. Рефлексия
- Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью ладошек.
«Правая» - я всегда поступаю по совести.
«Левая» - после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
12. Домашнее задание
а) Стр. 94 – 95 прочитать
б) РТ с. 11
*в) Нарисовать главную героиню рассказа «Совесть».