Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар Совесть
Конспект урока по литературному чтению.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
УМК: Гармония.
Учитель: Алексеева Ольга АлександровнаТема: А.П. Гайдар « Совесть».
Учебно-методическое обеспечение учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: О.В. Кубасова, УМК «Гармония»
презентация к уроку (для учащихся);
Время реализации занятия
2 четверть _74 урок по тематическому планированию
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи урока: воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
формировать коммуникативные навыки;
развивать интерес к чтению
Тип урока работа с художественным текстом
Форма урока анализ литературного произведения.
Оборудование Для учителя – демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор;
Для учащихся – текст рассказа
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер;
верные-неверные утверждения
синквейн;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Формируем УУД:
Познавательные УУД
умение извлекать информацию из текста
умение на основе анализа объектов делать выводы
умение обобщать и классифицировать по признакам
умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД
умение слушать и понимать других
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
умение определять цель деятельности на уроке
умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные УУД
формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
1.Организационный момент
Учитель:
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Будем вместе мы трудиться,Чтобы весело учиться.
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
2. Психологический настрой
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
3.Подготовительный этап. Девиз урока (записан на доске):
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки»
1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда). Слайды 3-8
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.
INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/607740/f_clip_image016.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/607740/f_clip_image016.jpg" \* MERGEFORMATINET
1.За знаниями уже не в первый разМы в свой просторный входим…. (класс).
2.Недаром молвится народная … (пословица).
3.Чтобы было пониманиеНапрягай своё … (внимание).
4.На вопрос найти ответПоможет мудрый нам … (совет).
5.Как яркая раскраска,Волшебством пестреет … (сказка).
6.Будто сказочная дверьВ знанья, это наш – … (портфель).
7.Мама, папа, брат и яВсе мы – дружная … (семья). .
4. Изучение нового материала.
- Прочитайте название произведения. СЛАЙД 9
– Как вы можете объяснить это понятие?
-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер
(дети дают ответы)
КЛАСТЕР слайд 10
- О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
- А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).
- Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
- Что - нибудь знаете о нём?
2. Биография автора.
ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (настоящая фамилия Голиков) (1904–1941). детский писатель. СЛАЙД 11.
Аркадий Гайдар родился (22) января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище. СЛАЙД 12.
Отец его, Петр Исидорович работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, позже фельдшером. СЛАЙД 13.
В семье после Аркадия появилось еще трое детей — его младшие сестры.
Аркадий был самоотверженным СЛАЙД 14,15. уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.
В армии Гайдар думал остаться на всю жизнь. Но раны и контузии, полученные на фронте оставили тяжёлые следы, поэтому продолжать службу он не мог. Был уволен в должности командира полка СЛАЙД 16.
Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара: СЛАЙД 17.
« Школа», « Дальние страны», « Военная тайна», « Тимур и его команда», « Чук и Гек», « Судьба барабанщика», « Горячий камень», « Голубая чашка».
В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан во главе с Аркадием Гайдаром возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.
- Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть».
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный? ? (дети говорят)
3.Словарная разминка. Слайд 18.
- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором):
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙБОЛ-ТА-ЕТ-СЯ
УК-РАД-КОЙНАТ-КНУ-ЛАСЬ
СМЕК-НУ-ЛАБЕС-ПО-ЩАД-НАЯ
-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)
- Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова:
Слайд 19
Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь
Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.
Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать...
Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.
Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.
Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.
Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный.
-Совпали ли ваши предположения с толкованием в словаре?
5.Физминутка под музыку.«Кошки и мышки»
6.Восприятие нового. Стадия осмысления.
Чтение с остановками.
- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту)
Чтение 1 фрагмента (1 и 2 абзацов).
Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
1 остановка
Вопросы по осмыслению текста
- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)
-Как она туда прошла? (Украдкой)
-Что такое «украдкой»? (Тайно)
-Почему «украдкой»? (стыдно)
Чтение 2 фрагмента
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
2 остановка
Вопросы по осмыслению текста:
-Какое настроение было у Нины? (хорошее)
-Кого она встретила? (Малыша)
-Каким был мальчик, которого встретила Нина?
-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)
- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)
- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)
-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?
Чтение 3 фрагментаА связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
3 остановка
– Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)
-Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в роще действительно была собака)
-Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная)
-Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет)
-Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. )
- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)
Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:
Кластер-Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?
Словарь Ожегова: совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
6.Присвоение информации.
Стадия рефлексии
- О ком этот рассказ?(о Нине Карнауховой)
- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)
- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет)
- О чем рассказ? (о совести)
- Может ли совесть сделать человека лучше?
(совесть помогает стать человеку лучше)
- Давайте вернёмся к листочкам с «дерева предсказаний», так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный)
-У кого совпали предположения, поднимите руку.
Об авторе:
- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную библиотеку.
Верные-неверные утверждения
-Ребята, а правда ли, что:
1. Надо любить только себя и не уважать других?
- Весь урок на доске мы видели слова:
2.Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки.
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
Закончи предложение. (при наличии времени)
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…
Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что…
Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог…
Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
7.Домашнее задание
Творческое задание.
– Дома прочтите этот рассказ. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Подготовьтесь и расскажите об этом.
8. Итог урока
Аутотренинг.
- Вы сегодня очень хорошо потрудились, большое спасибо вам за это. Каждому из вас я хотела бы подарить по маленькому сердечку, как частичку моей любви к вам.
А теперь, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше и чище от тепла ваших сердец. Урок окончен.