Конспект урока по литературе на тему А.П. Гайдар «Совесть


Технологическая карта урока литературного чтения по программе «Планета знаний»
Тема: А.П. Гайдар «Совесть»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить детей с произведением А.П. Гайдара «Совесть»
Задачи:
Образовательные: познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ;
Воспитательные: воспитывать честность, отзывчивость. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию;
Развивающие: Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения. Развивать речь, умение работать с текстом.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление  к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Метапредметные:
Регулятивные:
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
Познавательные:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Коммуникативные:
задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Предметные:
самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Оборудование: доска, учебник, наглядные пособия
Литература: учебник Литературного чтения «Планета знаний» (Э.Э Кац).
Эскиз доски:
Д/з с. 94-95 пересказ. Восьмое апреля.
Классная работа.
А.П. Гайдар
«Совесть»

Структура урока:
Организационный момент (1 мин.)
Проверка домашнего задания (3 мин.)
Актуализация знаний и постановка целей урока (5 мин.)
Словарная работа (4мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Физкультминутка (1 мин.)
Первичное закрепление изученного материала (10 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Итог урока (2 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
Этапы урока Содержание деятельности Формируемые УУД Используемые методы, приемы, формы Примечание
Учителя учеников Организационный момент Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. У вас хорошее настроение? Садитесь. Дети готовятся к уроку. Садятся за парты. Эмоциональный настрой.
Планирование учебного сотрудничества. Методы:
вводная беседа
Форма:
фронтальная На доске число, классная работа. Тема урока.
Проверка домашнего задания С каким рассказом мы познакомились на предыдущем уроке? О чем этот рассказ? Кто главный герой? Чему учит этот рассказ? Молодцы. Верно. Л.Н. Толстой «Косточка»
О мальчике, который съел сливу.
Ваня.
Что надо слушаться старших. Умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Методы:
Беседа
Форма:
Фронтальная.
Актуализация знаний и постановка целей урока
Сегодня с вами на уроке мы познакомимся с таким детским писателем, как Аркадий Петрович Гайдар. Какие его произведения, вы знаете?
Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провел в Арзамасе. В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.
Активный участник Гражданской войны.
В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Окончил Киевские пехотные курсы. Воевал на петлюровском, польском, крымском фронтах. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет).
Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.
Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа", "Тимур и его команда", "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним его произведением, который называется «Совесть».
Ответы детей. Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие. Методы:
Беседа, объяснение.
Форма:
Фронтальная Портрет автора.
Словарная работа
Прежде чем перейти к произведению, поработаем над словами. Откройте страницу 94. Как вы думаете, что означают слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть. Молодцы. Теперь откройте словарь в конце учебника и прочитайте, какое значение этим словам дает автор учебника.
Дети предлагают свои варианты ответов Смыслообразование. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.
Методы:
Беседа,
объяснение
Форма:
фронтальная Изучение нового материала
Сейчас я вам прочитаю произведение «Совесть». Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: почему произведение называется именно так?
(Чтение учителем текста один раз).
Так почему автор назвал это произведение «Совесть»? Молодцы. Девочке было стыдно, ее мучала совесть, поэтому автор назвал так произведение Уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  умение наблюдать и делать простые выводы.
Методы:
объяснение, беседа, упражнение
Форма:
фронтальная Физическая минутка А теперь разомнемся. Встали из-за парт и повторяем за мной.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Молодцы, садитесь. Продолжим работать. Повторяют за учителем и выполняют физическую минутку Формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность Форма:
фронтальная Первичное закрепление изученного материала. Прочитаем рассказ по цепочке.
Ребята, расскажите, почему девочка оказалась в роще? Что она там делала? Какое у нее было настроение? Верно.
Каким был мальчик, которого встретила Нина? Найди ответ в тексте и прочитай его.
Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной»?
А вы слышали, когда-нибудь голос своей совести? Расскажите эту историю. Хорошо. Спасибо. Читают рассказ.
Она прогуливала школу и чтобы ее не заметили, она пошла в рощу.
Она бегала и догоняла красивую бабочку.
Веселое, радостное, хорошее.
Малыш смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. Малыш был такой смешной и добродушный. В руке он сжимал букварь.
Потому, что сама прогуливала школу.
Потому, что главной мыслью рассказа является не то, что девочка прогуляла занятие, а то, что от этого поступка у нее проснулась совесть.
Дети рассказывают свои истории. Устанавливать причинно-следственные связи.
Умение искать скрытый смысл.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга
Методы:
беседа, объяснение, упражнение
Форма:
фронтальная Домашнее задание. Откройте дневники. Домашнее задание страница 94-95 пересказ. Открывают дневники. Записывают домашнее задание. Методы:
Объяснение
Форма:
фронтальная Д/з с.94-95 пересказ.
Итог урока.
С каким произведением мы познакомились?
Понравилось ли вам оно?
Чему учит это произведение?
Понравился ли вам урок? «Совесть»
Да, очень.
Что, нужно слушаться старших.
Да. Понимать концептуальный смысл текста, формулировать главную мысль. Методы:
Беседа
Форма:
фронтальная Рефлексия
На доске вы видите незаконченные высказывания. Вам следует закончить их.
Я понял, что могу... Мне понравилось... Меня удивило... У меня получилось….
Сегодня вы очень хорошо работали. Спасибо за урок. Можете отдыхать! Оценивают себя.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Метод:
Беседа
Форма: фронтальная Я понял, что могу... Мне понравилось... Меня удивило... У меня получилось….