Конспект урока чтения во 2 классе по теме А.Гайдар Совесть
Тема: Поучение через осуждения пороков в произведении А. П. Гайдара «Совесть»
Цели: обр.:
Познакомить уч-ся с произведением А. П. Гайдара «Совесть» и биографией автора; формировать умение давать собственную оценку персонажу и событиям, описанным в тексте.
Совершенствовать навык плавного правильно, осознанного, выразительного чтения, навык чтения по ролям, учить работать самостоятельно (в парах)
разв.:
Развивать речь уч-ся и интерес к чтению и к учебе в целом.
восп.:
Воспитывать чувство долга, ответственность, сердечность.
Оборуд.: Портрет А. П. Гайдара, выставка книг.
Ход урока
Орг.мом. I Речев. разминка ( с. 27* )
Дети, в школу собирайтесь, -
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, -
Смотрит солнышко в окно!
1. чит. хором (плавно – правильно)
- Какое настроение возникло при чтении данных строк? (веселое)
– что подсказало? (солн. бодрит)
2. чит.1 раз соблюд. паузы
3. чит.1 ученик соблюд. паузы и интон. – выразит.
II Дом. задание
- На прошлом уроке мы читали рассказ «В шкафу»
- Кто автор? (Виктор Голявкин)
- Кто герой произведения? (ученик по фамилии Цыпкин)
- Почему Цыпкин оказался в шкафу? (хотел поиграть – помяукать на уроке)
- Что произошло пока он там сидел?
(- уснул в ожидании
- закончился урок
- заперли шкаф
- проснувшись он стал звать на помощь
- пришли т.Нюша, завуч ПП, директор)
- Проверим свои ответы. Где? (радиоспектакль)
Тп с. 53 - В I части радиоспектакля (Какие действующие лица,
какими вы их себе представляете?)
Тетя Нюша – добрая, заботливая Цыпкин – напуган
- Во II части действ-ие лица (т.Нюша, Пп – завуч – строгим)
- Как мальчик оказался на свободе? (сломали дверь)
- К какому отрывку (зачит)
- Какой урок извлек из случившегося Цыпкин? (больше в шкаф не залезет)
- Какой вывод вы сделали для себя (в подобные игры играть в школе нельзя, это
может плохо кончиться)
III Нов.материал 1) Постановка цели и задач урока
- Какова тема урока сегодня, чем будем заниматься?
(познакомимся с произведением А. Гайдара «Совесть» и его биографией)
2) Гайдар – псевдоним – придуманная фамилия настоящая (Голиков)
- жил около 60 лет назад, прожил 37 лет
- родился в городе Львове Курской области
- отец – учитель, мать – фельдшер
- когда исполнилось 8 лет семья Голиковых переехала из Львова в Арзамас
- школьные годы выпали на военные
- в 13 лет он помогал большевикам, расклеивал листовки (лист бумаги, где
написан текст, который призывал людей к борьбе за свободу)
- А. Гайдар был крепким, рослым мальчиком в 14 лет ушел в Красную
Армию. Там закончил курсы красных командиров и командовал полком
- спустя 6 лет проведенных в Красной Армии из-за тяжелого ранения
(контузии) оставил военное дело.
- в 20 лет по совету Фрунзе – великого военно-начальника полков стал
журналистом, корреспондентом.
- в это время он пишет произведения для детей: Дальние страны, Школа,
Военная тайна, Чук и Гек, Тимур и его команда.
- в 1941 г. когда началась ВОВ А. Гайдар отправился
спец.корреспондентом на фронт, где погиб в бою с фашистами.
- Что интересного узнали о Гайдаре? (не только писатель- был военным, смелым)
Актуал. Знаний. 3) Сегодня будем читать рассказ «Совесть»
- Приходилось ли вам слышать такие слова
(БЕССОВЕСТНЫЙ (СОВСЕМ СОВЕСТЬ ПОТЕРЯЛ
- О ком так говорят? (о человеке, который не отвечает за свое поведение
перед окружающими)
- Что такое СОВЕСТЬ?
Словарь: - Посмотрим как это слово объясняется в словаре.
(Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими)
- Мы будем читать рассказ с таким названием «Совесть»
- О чем он? Как думаете? (о поступках, о поведении хор. или плох.)
4) с. 20 подгот. упр. к чтению
- чит 1 ученик
- чит 2 р
5) ФИЗМИН
1. чит весь текст
- оправдались ли ваши предположения? (рассказ о поведении и
поступках)
2. слов. раб. (объясните знач. слов)
3. чит. цепочкой
- Какой вы себе представляете Нину?
- Как автор называет время занятий в школе? Почему? (рабочий день,
ученики работают)
- Где и почему оказалась Нина в рабочее время? (в роще, потому что
не приготовила уроки)
- Почему в рощу пошла украдкой (тайком)?
Самост. Работа(с21): 4. Найти разговор Нины с мальчиком (распределить роли)
- Как будете читать слова Нины (строго), мальчика (удив-но)?
- В паре прочитать по ролям
- Настоящая ли строгость звучит в словах Нины? (нет, шутит)
на класс: - чит по ролям
- Что можно сказать о Нине? (школьница, всегда ответственная,
отзывчива)
зачит.: - Каким предложением (1) автор передает состояние Нины, когда она
вернулась? (переживает, ей стыдно)
- Повторит ли когда-нибудь свой поступок Нина? Почему? (нет, она
поняла, что так поступать плохо)
Итог урока: - Рассказ какого писателя вы сегодня читали?
- Какой это рассказ? (развлекательный, познавательный, поучительный)
- Чему он нас учит? (отвечать за свое поведение и поступки
перед окруж)
- Что такое совесть? (1. чувство ответственность за свое
поведение, поступки
2. тайник души, в котором отзывается одобрение или
осуждение каждого поступка)
Д/з читать выразительно с. 20-21 зад. №6 , выполнить рисунок.
15