Конспект урока по литературному чтению Составление характеристики героев А.П.Гайдар Чук и Гек
Урок. Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока. Комбинированный.
Тема. Составление характеристики героев.
А. Гайдар «Чук и Гек».
Цели. Обучение учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми.
Формирование у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составление характеристики героев.
Задачи. На примере взаимоотношений в семье героев произведения показать, к чему может привести ложь, непонимание.
Научить давать характеристику героям произведения, опираясь на знание текста.
Ход урока.
I Организационный момент.-Встали дружно. Повернулись.
И друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все без исключения!
II Актуализация знаний.-Вот уже много уроков мы знакомимся с вами с произведениями из раздела «Дети и взрослые».
-О чём эти произведения?( О взаимоотношениях в семье между взрослыми и детьми.)
-А с каким произведением мы начали знакомство на прошлом уроке? («Чук и Гек»).
-К какому жанру относится? ( Это рассказ.)
-Что такое рассказ?(Рассказ - небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.)
-Кто автор рассказа «Чук и Гек»?(А. Гайдар)
-Назовите имена главных героев рассказа.( Это Чук и Гек).
1.Работа с выставкой рисунков.
Выборочное чтение.
-К рассказу А. Гайдара вы делали дома рисунки с главными героями, находили эпизоды, в которых автор знакомит нас с мальчиками.
-Предлагаю посетить выставку работ 2 А класса
-Давайте вспомним моменты, которые вы запечатлели в своих работах.
Показываю рисунок, предлагаю прочитать нужный отрывок.
- На всех рисунках мальчики, такие, какими вы их себе представляете, читая текст.
-Обратите внимание на этот рисунок.(На рисунке только лица ребят)
- Можно к нему выбрать и прочитать какой- либо отрывок?(Нет, не получится)
-Это портрет, внешний облик человека. Он создаётся средствами живописи. Вам это знакомо по урокам изобразительного искусства.
Вывешиваю на доске слово «портрет»
- А сегодня мы составим литературный портрет, характеристику героев. То есть выясним, какой у мальчиков характер: как они относятся друг к другу, к близким, к вещам, чем интересуются.Вывешиваю на доске слово «характеристика». Открываю таблицу на доске.
А)Высказывание своего отношения к мальчикам.
- Как вы относитесь к братьям: кто вам больше понравился, почему?
Примерные ответы.
Мне понравился Чук, он увлекается коллекционированием, умеет ,наверное фокусы показывать.
Мне -Гек, он умеет петь, ему не нравиться , что нужно маму обманывать про телеграмму.
А мне нравятся оба брата, они ведут себя как все дети: ссорятся, мирятся.
Мне не нравится, как Чук поступил с Геком, когда со злостью разломал его пику.
Если ребята этого не скажут, подведу к этому сама.
- Правильно ли поступил Чук, когда так грубо обошёлся с младшим братом: со злостью разломал его пику, приготовленную в поездку.
-А как, по- вашему, он должен был поступить?
Примерные ответы.
Надо было объяснить младшему брату, как себя вести, ведь Чук старше Гека.
-Он такой злодей?(нет, он ещё тоже маленький, поэтому так и поступил)
-Он научится, как нужно поступать в такой ситуации?
-Кто ему поможет?(Его родители, потому что это дружная семья)
-Молодцы, вспомнили первый урок, где мы говорили, что это рассказ о счастливой семье, её счастье лишь ненадолго омрачают шалости мальчиков.)
-Несколько наших ребят нашли интересные сведения об именах детей и подготовили для вас сообщение об этом.
Презентация
Мы узнали, что такими именами в дружных и любящих семьях называют детей.
Оказывается, имя Чук может быть у мальчиков с именами Владимир или Андрей.
А имя Гек - у Сергея или Жени.
Имя Чук
Владимир-Вова-Вовчук-Чукили
Андрей-Андрейчук-ЧукИмя Гек
Сергей-Сергеша-Геша-Гекили
Евгений-Евгеша-Геша-ГекЭти имена больше похожи на ласковые прозвища.
-А если братьев так ласково называют в семье, то какой вывод мы можем сделать?
(Их очень любят.)
-А простят этот проступок?(Любят, поэтому простят, поймут)
III Составление характеристик главных героев.
-Составляя характеристику братьев, предлагаю вам вспомнить, что о них говорили, и найти слова, которые помогут вам.
-Эти слова расположены по периметру всего класса: слева, справа, впереди и сзади вас.
-Будьте внимательны.
-Начинаем.
1)-Что говориться в тексте о возрасте ребятишек?
-Найдите, прочитайте.
(С. 141 «…Чук на целый год старше…»)
Вношу в таблицу.
2)Про Чука. Запасливый.
-Это как?(Делает запасы)
-На что?(Деньги на поездку)
-Прочитайте.
С.140, в первом абзаце
Про Гека.
-А он?(Незапасливый)
-Найдите, прочитайте, на что он истратил деньги.
С.140(Истратил деньги «на разные глупости»)
3)Про Чука. Увлечение коллекционированием.
-Что у него в жестяной коробочке?
(С.139 «У запасливого…-Как назовём эту черту характера?
Про Гека.
-А Гек?
С.139, 2 абзац(«У Гека такой коробочки не было…»)
4)Про Чука. Несдержанный.Вспыльчивый.
-Когда он не сдержался?(Когда увидел, что делает Гек с его картонкой)
-Найдите, прочитайте.
С.139 «…увидел такой «турумбей», что от злости у него затряслись руки.»-Что сделал Чук?(Сломал пику у Гека очень грубо)
-Прочитайте.
С.140 последнее предложение в 1 абзаце.
«…вырвал у Гека пику, переломил её о колено и швырнул на пол.»-О какой черте характера это говорит?(Он грубый)
Вношу в таблицу «грубый»
5)Про Гека. Не терпит обид. Вспыльчивый.
-Как повёл себя Гек ? Он стерпел обиду?(нет, он тоже вспылил)
-Как назовём эту черту характера?(Не терпит обид. Вспыльчивый)6)Про Гека.
-Что ещё скажете о характере Гека?(Он разиня)
Прочитайте, где об этом сказано.
С.139. четыре слова «…вообще Гек был разиня»)А что ещё сказано здесь о нём?(«…он умел петь песни.»)
Вношу в характеристику умел петь песни
7)Про Чука.
-О Чуке?(Хитрый)
-Почему?
С.141
Про Гека.
-А Гек?(Честный)
С. 141, там же
8)Конфликтный.
-Про кого можно так сказать?(Про Чука)
-Почему?(Не умеет решать конфликтные ситуации мирным путём, первым спровоцировал драку).
Постепенно заполняю таблицу на доске.
Чук Гек
1 Старше на год Младше на год
2 Запасливый Незапасливый
3 Увлекался коллекционированием Не увлекался коллекционированием
4 Несдержанный, вспыльчивый Не терпит обид, вспыльчивый5 Разиня6 Хорошо поёт
7 Хитрый Честный
8 Конфликтный IVОбобщение
-Опишите характер Чука.
-Опишите характер Гека.
Одинаковый характер у ребят?(Ребята разные.)
-Это плохо или хорошо?
-Посмотрите на с.141.
-Какой момент изобразил художник?(Это ссора.)
-Что случилось во время ссоры?(Вместе с коробочкой выброшена телеграмма, а её ещё не прочитали.)
-Почему она произошла?(Оба мальчика вспыльчивые и несдержанные)
-А теперь прочитайте слова на с. 138, последний абзац.
«Ах, если бы только знали они, до какой беды доведет их эта ссора, то ни за что бы в этот день они не поссорились!»
-Расскажите.(Гек выбрасывает коробочку, в которой лежит непрочитанная телеграмма)
-А теперь прочитайте слова на с. 138, последний абзац
«Ах, если бы только знали они, до какой беды доведет их эта ссора, то ни за что бы в этот день они не поссорились!»
Учитель.
-К такому выводу пришли ребята уже после всех событий, которые произошли с ними и их близкими по их вине.
-А какой вывод для себя сделали вы?
Ребята говорят о том, что обман, ссоры, драки- это плохо. Хорошо в такой семье, где друг друга понимают, уважают, любят, заботятся друг о друге, особенно старшие о младших, а младшие с уважением относятся к старшим, стараются их не огорчать.
Работа с пословицами.
-У нашего народа о дружных семьях сложено много пословиц и поговорок.
Работа в группах.
-Сейчас вам будут предложены пословицы, среди которых вы попробуете такие выбрать.
-Капитаны команд, выбранные вами пословицы озвучат и объяснят, почему выбрали именно их.
Сама назначаю капитанов.
-На выполнение задания вам 4 минуты.
1 группа
Глупого учить - что мертвого лечить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Нет в мире краше Родины нашей.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
2 группа
Человек без Родины, что соловей без песни.
На что и клад, когда в семье лад.
Землю солнце красит, а человека — труд.
В здоровом теле - здоровый дух.
3 группа
Дружная семья не знает печали.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
-Читайте все пословицы. Называйте выбранную.
-Почему выбрали её?
-Молодцы, ребята.
-Давайте стараться, чтобы в ваших семьях всегда были любовь, согласие и взаимопонимание.
-А кто из вас уже прочитал рассказ полностью, поднимите руки.
-Вспомните, чем он заканчивается.(Встречей Нового года с таёжной красавицей.)
-Давайте на минуту перенесёмся в тайгу, к геологам и послушаем песню, которую поёт Гек про нашу страну, которую он видел за окнами проезжающего поезда и про то, что мы должны ей гордиться.
Слушаем песню Гека.
V Итоги.-Чему вы научились сегодня на уроке?(Составлять характеристику. Делать выводы о поступках других, чтобы не поступать плохо самим…)-А что вам понравилось делать на уроке больше всего?
-Покажите, какое настроение у вас после урока.(Сигналы красного и зелёного цветов)
-Хочу сказать вам спасибо за вашу работу.
VI Домашнее задание.-Выберите:
1)Прочитать текст ещё раз, поделить его на смысловые части для составления плана.
2)В тексте найди все числовые данные, придумай с ними задачи.