Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский Первый зимний день УМК Планета знаний 2 класс


Литературное чтение.
Тема: К. Г. Паустовский «Первый зимний день» Цели: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение, выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение; объясняют переносное значение отдельных слов.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом;, эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свои предположения на основе работы с произведением.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Оборудование:
Портрет К.Г. Паустовского
Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.КацРабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
Презентация
Ход урока:
Этап урока: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Формируемые УУД:
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).-- Доброе утро, мои дорогие ученики! Желаю вам прожить дружно и весело увидеть много удивительного в описаниях зимней природы и получить самые яркие впечатления от этой красоты. --Улыбнитесь, пожелайте удачи друг другу
Слушают учителя. Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свои предположения на основе работы с произведением.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На доске портрет К.Г. Паустовского
- Кто знает фамилию этого человека?
Это Константин Георгиевич Паустовский.
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Рассматривают портрет. Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
III.Постановка учебной задачи.
- Откройте учебник на странице 112. Рассмотрите иллюстрацию. (Обсудите с соседом увиденное).
О чем может нам рассказать эта картина?
(Художник хочет нам рассказать о снеге, о зиме).
-Какая же будет тема урока?
(Сегодня мы будем работать над произведением К. Паустовского «Первый зимний день»).
- Чем художник пишет свои картины? (кистью и красками) Музыкант пользуется звуками. А чем же пользуется писатель?
( Словом.)
- Сегодня будем обращать внимание на слова. К. Паустовский - мастер слова, мастер образных выражений. Наша задача найти в этом тексте образные выражения.
Слушают учителя; Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.
IV. Открытие нового знания
1.Знакомство с биографией К. Паустовского
2.Чтение первого абзаца учителем.
3.Проверка первичного восприятия прочитанного.
- Почему автору показалось , что он оглох во сне?
4. Наблюдение за ролью средств художественной выразительности
(эпитетами, олицетворениями) в тексте.
- Как автор называет необыкновенную тишину? (Мёртвой)
- Может ли тишина быть мёртвой?
- слово употреблено в переносном значении.
- Какими словами автор описывает сад?
- Это, ребята, эпитеты.
(Эпитет – это определение, которое придаёт выражению образность, а также эмоциональность и дополнительный смысл).
-Найдите в тексте доказательства «мертвой» тишины.
( «умер» дождь, «умер» ветер, «умер» сад.)
- Какой прием использует К. Паустовский?
( Олицетворение.)
- А что такое олицетворение?
( Это сказочный прием, когда неживое наделяется чертами живого.)
- Как вы думаете, для чего автор воспользовался этим приемом?
( Чтобы показать, что стало беззвучно, безмолвно.)
- Этот прием и создает нам ощущение сказки, волшебства.
-Найдите в тексте, с чем автор сравнивает снег?
( Стеклянный дождь.)
- Почему снег сравнивается со стеклянным дождем?
( Падающий снег в лунном свете напоминал елочное украшение )- Этот прием называется сравнением.
Таким образом – эпитеты, сравнения и олицетворения – это образные выражения, с помощью которых автор рисует словесные картины.
Теперь мы попробуем воспользоваться найденными словами-красками.
Работа со слайдаммиСлушают учителя
Отвечают на вопросы.
Находят эпитеты, олицетворения, сравнения. Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
V.Первичное закрепление. - Как относится автор к зиме? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
- Почему зима кажется такой же прекрасной, как лето? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Выполняют задание.
Подтверждают собственное высказывание словами из текста
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
-Выполните задание 1, с. 34 рабочая тетрадь №1
- Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (Слайд) Выполняют задание самостоятельно. VII.Физкультминутка.
Выполняют физкультминутку VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. - Назовите все средства художественной выразительности, которые автор использовал в тексте.
Олицетворения – умер дождь, умер ветер, умер сад, день дремал, зима хозяйничала.
Эпитеты – необыкновенная тишина, мёртвая тишина, шумливый сад, беспокойный сад.
Сравнения – как стеклянный дождь, прекрасной, как лето.
Выполняют задание.
IX.Рефлексия.
-Какую задачу поставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо работать? Отвечают на вопросы учителя;
Обмениваются впечатлениями.
Высказывают свои предположения.
X. Домашнее задание.
Задания 2-3, с. 35 в рабочей тетради Записывают домашнее задание в дневник