Технологическая карта урока литературного чтения по теме А. Барто Снегирь 2 урок УМК Планета знаний
Литературное чтение.
Дата:
Тема: А. Барто «Снегирь»Педагогические цели: создать условия дляразвития внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения; способствовать формированию умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие.
Образовательные ресурсы: портрет А. Л. Барто.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.КацРабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
Презентация
Ход урока:
Этап урока: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Формируемые УУД:
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем. Слушают учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Прочитайте наизусть отрывок стихотворения, который вы выучили дома.
-Все ли цели, которые мы перед собой ставили на прошлом уроке, нам удалось выполнить?
-Успели ли мы закончить анализ стихотворения?
-Сегодня на уроке мы продолжаем работать над стихотворением А. Л. Барто «Снегирь».
Слушают учителя; Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.
III.Постановка учебной задачи.
-Цели нашего урока состоят в том, чтобы:
закончить... (анализ стихотворения А. Л. Барто «Снегирь»);
учиться... (выразительно читать это стихотворение). Слушают учителя.
Высказывают своё мнение
IV. Открытие нового знания
1.Наблюдение над динамикой внутреннего состояния мальчика и ролью знаков препинания в передаче эмоций и смысла, содержащегося в произведении.
Прочитайте вопрос 4 на странице 119. Почему тоскует мальчик? Как вы думаете, сын сказал маме правду? (Нет, потому что мама не купила бы ему снегиря. Мальчик говорил с тоской потому что ему очень трудно было оставаться так долго «хорошим», а снегиря ему все не покупали.)
Прочитайте вопрос 5 на странице 119. Какими строчками заканчивается стихотворение? («Значит, снова можно драться / Завтра утром во дворе?»)
Какой знак стоит в конце этих строк? (Вопросительный.)
С какой интонацией он читается? (С вопросительной.)
Кому задает мальчик вопрос? (Себе самому.)
Для чего Агния Барто закончила стихотворение именно этими строчками? (Мальчик очень ждал, пока ему купят снегиря. Ему приходилось с трудом удерживать себя, чтобы не подраться И теперь наконец-то можно не притворятся больше, можно даже драться, ведь мама купилiснегиря, но драться уже не очень хочется.)
Раз мальчик задает вопрос, значит, он сомневается, нужно ли ему вести себя плохо. Хочет ли он сам этого?^
А если заменить вопросительный знак в конце предложения на восклицательный, что изменится? (Сомнений не останется. Мальчик уверенно ответил бы, что можно «драться завтра утром на дворе!») Прочитайте вопрос 3 на с. 118. Определите, когда мальчик радовался, сердился, тосковал, сомневался, злился. Перечитайте текст еще раз про себя и найдите в тексте фрагменты, доказывающие эти состояния.
Как вы понимаете значения следующих слов: упрямый, упорный?
Упрямый - неуступчивый, непременно желающий настаивать на своем.
Упорный - настойчивый, непреклонный, твердый в достижении чего-то.
Лживый - склонный к обману.
Хитрый - изворотливый, идущий обманным путем.
- Выберите из предложенных терминов в задании 6 те, которые лучше всего характеризуют мальчика.
- Каким был мальчик, мечтавший о снегире: упрямым, упорным, лживым, хитрым, находчивым, честным, озорным? (Он был упорный и честный, ему было трудно вести себя хорошо, чтобы купить снегиря, но он старался, так как обещал. Нам недостаточно сведений, чтобы сказать, был он лживым или нет, так как не знаем, начал ли он снова драться. Он был находчивый, так как сообразил, как сделать, чтобы мама купила снегиря.)Слушают учителя
Выполняют задания
Отвечают на вопросы Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев.
Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения, оценивают свои переживания по поводу собственных поступков.
V.Первичное закрепление. -Почему Агния Барто назвала свое произведение «Снегирь»?
- Как вам кажется, это стихотворение серьезное или шуточное?
-Вспомните, были ли в вашей жизни ситуации, похожие на историю, описанную в произведении «Снегирь». Формулируют свою точку зрения
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Расставьте паузы в отрывке на странице 118, подчеркните логические ударения. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (Слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа.) Выполняют задание самостоятельно. VII.Физкультминутка.
Выполняют физкультминутку VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выполните задание 3 на странице 35 в рабочей тетради 2. Выполняют задание
Отвечают на вопросы учителя;
Обмениваются впечатлениями.
Высказывают свои предположения.
IX.Рефлексия.
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать еще?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем еще надо поработать? X. Домашнее задание.
Прочитать рассказ В. К. Железникова «Рыцарь»..Записывают домашнее задание в дневник