Календарно — тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе УМК Эльконина Давыдова



Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению в 3 классе
Программа для начальной общеобразовательной школы под редакцией
А.Б. Воронцова, 2011 год
учебник «Литературное чтение», 2013г., автор Е.И. Матвеева
Учебная нагрузка 4 ч. в неделю, 136


п/п№
урДата Тема урока Содержание ФГОС Основные виды учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты личностные метапредметныепредметные Часть 1. Мир, созданный автором.
Раздел 1. Рождение замысла. (20 часов)
1 1 I четверть – 36 ч. Тема авторства.
Н.К. Абрамцева «Шёлковая сказка» (волшебная история) Замысел сочинения, произведения, книги. окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущение поэта, писателя. авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.
Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения.
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста по заранее разработанной учащимися «партитуре» (коллективно или индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа.
Каким бывает авторское слово? Автор – художник и авторская позиция. Авторская оценка изображаемого.
Что такое авторство? Кто такой автор? Авторский замысел. Авторская позиция.
Основные понятия:
замысел, описание, внутренний мир, этюд, изобразительные средства. Обучающийся научится:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания.
Обучающийся научится:
П. -сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- Выпускник получит возможность научиться:
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Р. Выпускник научится:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
оценивать результат деятельности на основе критериев;
высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
К. Выпускник научится:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы для исследования проблемы и установления контактов для её решения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса. Обучающиеся:
- Имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения с использованием авторских изобразительных средств;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения от имени определённого лица;
- Восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- Инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст. Наблюдение за впечатлениями автора в сказке и рассказе.
Способы выражения авторской позиции в сказке и рассказе. Способы взаимодействия автора и читателя.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.
2 2 Тема авторства.
Н.К. Абрамцева «Шёлковая сказка» (волшебная история)
3 3 Разное видение мира. Автор и мир. Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
4 4 Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.
Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». 5 5 Д. Хармс. «Что это было?» Способ изображения характера героя. Раскрытие смысла произведения через осмысление характера персонажа.
6 6 С. Чёрный «Крокодил». Способ изображения характера животного. Наблюдение за изобразительным средством – сравнением в текстах разных жанров.
7 7 Способы изображения одного явления природы разными авторами. А. Е. Екимцев « Дедушка туман». Знакомство со способами изображения явлений природы разными авторами.
Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях.
8 8 Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Описание событий. Сочинение – прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа.
Моделирование развёрнутого ответа по теме.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
9 9 Н.К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана. 10 10 Н.К. Абрамцева «Сказка о тумане». Продолжение волшебной истории по заданному началу.
Проверочная работа №1 «Овладение способом чтения разных текстов» 11 11 А.Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора Выявление особенностей интонации автора при создании «весёлого» художественного образа.
Конкурс рисунков к произведениям о тумане.
12 12 В.А.Бахревский «Скучный осенний дождик».
Форма рассказа о событии, её соответствие содержанию. Выявление особенностей интонации автора при создании «грустного» художественного образа.
Моделирование средства – сравнения.
Подготовка вопросов к текстам.
13 13 В.А.Бахревский «Скучный осенний дождик». Природа и настроение. Приём «оживления» природы. 14 14 В.И.Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе.
15 15 В.И.Белов «Катюшин дождик». Событие, из-меняющее настроение. 16 16 В.В.Маяковский «Тучкины штучки». Сравнение как средство художественной изобразительности. Наблюдение за жанром этюд.
Знакомство с особенностями жанра этюд.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
17 17 Ф.А.Миронов «Тучи». Изобразительное средство создания образа. Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.
Наблюдение за разными авторскими приёмами. Определение критериев оценивания.
18 18 Ф.А.Миронов «Тучи». Изобразительное средство создания образа: сравнение. 19 19 Творческая работа: сочинение этюда «Эти облака похожи на …», «Эти тучки похожи на …» Создание текста-«этюда» по модели.
20 20 Урок-рефлексия. Сочинение с заменой героя - действующего лица. Раздел 2. В царстве словесного пейзажа. (14 часов)
21 1 Образ природы в произведениях разных авторов.
С.Тургенев «Осень». Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.
Основные понятия:
пейзаж, эпитет, лирическое стихотворение, аннотация - эстетические потребности, ценности, чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
П.
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Р.
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
К.
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы для исследования проблемы и установления контактов для её решения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса. - Имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения с использованием авторских изобразительных средств;
- Инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст. Наблюдение за изобразительным средством-эпитетом в текстах разных жанров.
Знакомство с понятием пейзаж в произведении (словесном, живописном).
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
22 2 С.Тургенев «Осень».
Способы выражения авторского отношения к природе. 23 3 И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа.
24 4 И. Качаев «Осенние странники». «Событие» осеннего дня. 25 5 П.П.Потёмкин «Мухоморы». Способы передачи авторского настроения. Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов.
Моделирование развёрнутого ответа по теме.
Моделирование средства-эпитета.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
26 6 В.А.Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения. 27 7 Ю.И.Коваль «Последний лист». Художественная деталь. Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.
Подготовка вопросов к текстам.
Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях.
28 8 Ю.И.Коваль «Последний лист». Оттенки настроений в прозаическом описании осени. 29 9 И.А.Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы. Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.
Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
30 10 И.А.Бунин «Листопад» (отрывок). Оттенки настроений в поэтическом описании осени. 31 11 В.Д. Берестов «Капля».
Способы создания образов, выражения настроения. Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях и сопоставление их.
Работа с разными информационными источниками.
Иллюстрирование.
32 12 Ф.А.Миронов «Капля»
Сравнение оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворении. 33 13 Сочинение. «Путешествие осеннего листа». Создание текста «описания» природы по модели.
34 14 Проверочная работа №2 «Авторские изобразительные средства» Раздел 3. «И сразу стало всё не так…» (25 часов)
35 1 II четверть 28ч.
Неживой предмет - объект внимания разных авторов. Э.Э. Мошковская «Листок бумаги». Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа - неодушевлённого предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребёнка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы – действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.
Основные понятия:
олицетворение, звукопись, инсценированиеУ выпускника будут сформированы:
- эстетические потребности, ценности, чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
П.
- находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
-определять главное и второстепенное в источниках информации,
-находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
Р: •планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•сознательно выбирать слова разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и творческих работ;
-редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
-определять границы собственного знания / незнания.
К. Выпускник научится:
- использовать речь для регуляции своего действия;
К:-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения,
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника,
- формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания,
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
-осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
-проявлять интерес к разным точкам зрения;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса.
- Имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения с использованием авторских изобразительных средств;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения от имени определённого лица;
- Восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- Инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- Отличают художественный текст от научно – популярного по существенным признакам;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
- Делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения. Наблюдение за изобразительными средствами: олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров.
Знакомство с описанием неодушевлённого предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
36 2 Неживой предмет - объект внимания разных авторов. Э.Э. Мошковская «Лесная пятёрка». 37 3 Э.Э. Мошковская «Лесная пятёрка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания. 38 4 Е.И.Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора Подготовка вопросов к текстам.
Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
39 5 А.Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. 40 6 А.Е. Екимцев «Арбуз». Действия героя стихотворения. 41 7 А.Е. Екимцев «Арбуз».
Проверочная работа №3 «Авторские изобразительные средства» 42 8 Н.Я. Бородицкая «Тётушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении. Знакомство со способом «оживления» персонажа: описанием его действий
43 9 Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов. Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способа раскрытия «характеров» персонажей.
Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях.
44 10 Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи». Диалога как способ раскрытия «характеров» персонажей. 45 11 Г.Х. Андерсен «Чайник». Рассказ от первого лица. Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика.
46 12 Г.Х. Андерсен «Чайник». История жизни героя. 47 13 Ю.П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя. 48 14 Г.Х. Андерсен «Чайник».
Ю.П. Мориц «Пузатый чайник». Сопоставление повествовательного и лирического произведений. 49 15 О.Э.Мандельштам «Кухня».
Жизнь кухни. Способы её воссоздания. Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении.
50 16 О.Э.Мандельштам «Кухня».
Жизнь кухни. Звукопись как средство создания образа. 51 17 О.Э.Мандельштам «Кухня». Определение роли темпа, тона, ритма. 52 18 О.Э.Мандельштам «Кухня».
Инсценирование описанных ситуаций. 53 19 А.М.Горький «Самовар». Средства художественной изобразительности. Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке
54 20 А.М.Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. 55 21 А.М.Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. М.С.Пляцковский «Самовар». 56 22 А.М.Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении.
С.Чёрный «О чём поёт самовар». 57 23 А.М.Горький «Самовар». Инсценирование описанных ситуаций.
Проверочная работа № 4 «Авторские изобразительные средства» 58 24 Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета. Создание текста «описания» неживого предмета в роли одушевлённого существа по модели.
59 25 Урок-рефлексия.
Итоговая контрольная работа за полугодие. Проверка техники чтения. Знакомство с Интернет-ресурсами – детскими электронными журналами «Кукумбер», «Литературные пампасы». Презентация самых интересных материалов.
Часть 2. секреты рождения образа.
Раздел 1. Доброе слово и кошке приятно. (16 часов)
60 1 Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему.
Сочинение сказочной истории о кошке (коте или котёнке). Описание животного (кошки, кота, котёнка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одного и того же животного в произведениях разных авторов. Изображение одного и того же животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к нему и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.
Основные понятия:
юмор, комедия, герой-рассказчик - эстетические потребности, ценности, чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой част-ной задачи;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
П. - различать способ и результат действия;
-сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
- классифицировать объекты по основе заданного параметра;
- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
Р.:•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•сознательно выбирать слова разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и творческих работ;
-редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
К. -допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения,
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции. - Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
произведении (по предложенным пунктам плана);
- Инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- Отличают художественный текст от научно – популярного по существенным признакам;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
- Делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения. Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котёнку.
61 2 Юмор как средство изображения действительности. М.С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приёмом создания образа
62 3 М.С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». Выявление особенностей авторского отношения к персонажу. 63 4 Юмор как средство изображения действительности. С. Чёрный «Как кот сметаны поел». Перевод юмористического произведения на язык драмы (комедии).
Наблюдение за описанием кошки, кота, котёнка в произведениях разных жанров.
64 5 С. Чёрный «Как кот сметаны поел». Образ кота – шуточный образ. Е.И.Фёдорова «Грустный день из жизни кота» (комедия» 65 6 III четверть 40ч.
Н.К. Абрамцева «Загадка». Чем может закончиться встреча кота и воробья? Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность.
66 7 Н.К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде. 67 8 Н.К. Абрамцева «Загадка». Построение произведения (композиция) 68 9 М.М. Пришвин «Кот».
Взаимоотношения человека и животного. Знакомство со способами передачи чувств рассказчика к персонажу, объяснение смысла рассказа.
Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях
69 10 М.М. Пришвин «Кот».
Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения. 70 11 Взаимоотношения человека и животного. М.М. Пришвин «Ужасная встреча». 71 12 Ю.И.Коваль. «Летний кот». Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.
Моделирование текста «описание животного».
72 13 Одна тема в творчестве автора – разные способы её воплощения.
Ю.И. Коваль «Солнечное пятно». 73 14 Ю.И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Как один автор может по-разному раскрыть одну тему. 74 15 Сочинение этюда: «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот». Создание текста «описание животного» по модели.
75 16 Урок-рефлексия. Работа с разными информационными источниками. Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».
Раздел 2. «О всякой «живности»» (22 часа)
76 1 Мироощущение поэта. Доброе воспоминание о детстве.
В.Д.Берестов «Жуки». Животное - любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятие живого мира. Понятие литературной эпохи.
Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединённый общей идеей создания образов деревенской жизни.
Основные понятия:
метафора - эстетические потребности, ценности, чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания.
П.
- находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причин-но-следственные связи между словами, поступками персонажей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
--осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
-пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм произношения;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Р. :
•планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
•сознательно выбирать слова разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и творческих работ;
-редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
К.
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
-осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса. - Имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения с использованием авторских изобразительных средств;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения от имени определённого лица;
- Восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- Инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- Отличают художественный текст от научно – популярного по существенным признакам;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
- Делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения. Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте.
77 2 Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах.
В.Д.Берестов «Жуки». 78 3 Поэтический мир М.В. Ломоносова.
М.В.Ломоносов «Кузнечик». Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека.
79 4 М.В.Ломоносов «Кузнечик».
Размышления автора. 80 5 М.В.Ломоносов «Кузнечик».
Философские размышления о жизни человека. 81 6 Г.Н.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова – основа метафоры. Выявление в текстеметафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.
82 7 Г.Н.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Метафора как средство создания яркого поэтического образа. 83 8 Г.Н.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Поэтический образ. 84 9 Ю.Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Художественный образ. Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии.
Наблюдение за животными, птицам, насекомыми в произведениях разных жанров.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
85 10 Ю.Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Художественный образ. Размышления героя-рассказчика. 86 11 Научно-популярная статья из энциклопедии. «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика.
Реальное и фантастическое описание героя. 87 12 Научно-популярная статья из энциклопедии. «Бегемоты». Реальное и фантастическое описание героя. 88 13 Д.Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Способы изображения персонажей- животных в литературе, анимации, на радио.
89 14 В.А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе.
90 15 В.А. Бахревский «Дом с жабой». Тонкий лиризм автора. 91 16 В.А. Бахревский «Дом с жабой». Сочинение-продолжение истории, начатой автором. 92 17 Ю.И.Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного. 93 18 В.И.Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях.
94 19 В.И.Белов «Рома». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Подготовка вопросов к текстам.
95 20 В.И.Белов «Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
96 21 Урок-рефлексия.
Проверочная работа № 5 «Средства создания художественного образа в рассказе» 97 22 Урок-рефлексия.
Анализ лирического произведения Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». Иллюстрирование произведений о животных, птицах, насекомых. Презентации работ.
Раздел 3. Каждый сам о себе. (15 часов)
98 1 Рассказ о герое от первого лица. Р.С.Сеф. «Полночь…» Художественные произведения разных жанров, в которых используется приём изображения героев - рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы её произнесения.
Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – приём характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.
Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.
Основные понятия:
портрет, словесный портрет, дневник, молитва - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её литературе, природе, культуре, истории своего и других народов, ценности человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
П.:
- находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
--осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами;
-пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм произношения;
Р. Выпускник научится:
•планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
К.:
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
-строить понятные для партнёра высказывания,
-осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса. - Имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- Определяют жанры (рассказ, басню, стихотворении, драму) по характерным признакам;
- В произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
- Имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Пересказывают сюжет небольшого по объёму произведения с использованием авторских изобразительных средств;
- Отличают художественный текст от научно – популярного по существенным признакам;
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению.
Определение роли звукописи в юмористическом стихотворении.
Знакомство с особенностями самопрезентации и выбор тона для выступления.
99 2 В. Т. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором. Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации.
100 3 С.Чёрный. «Индюк».
Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ. Наблюдение за описанием персонажа в произведениях разных жанров.
101 4 Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».
Образ «умного» индюка. Способы его создания. Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации (на птичьем дворе).
Моделирование жанра басни.
102 5 Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».
Портреты и речь героев. 103 6 IV четверть 32ч.
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». Портреты и речь героев. Построение сказки. 104 7 Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».
Создание спектакля по тексту произведения. 105 8 В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Знакомство с речевыми характеристиками персонажей, выявление приёма авторской иронии.
Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета и морали.
106 9 В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. 107 10 Знакомство с новым жанром дневниковых записей.
С. Чёрный «Дневник Фокса Микки. (Отрывок) О Зине, о еде, о корове т. п.» Выявление особенностей жанра дневниковых записей.
Наблюдение за оцениванием персонажа, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях.
108 11 С. Чёрный «Дневник Фокса Микки. (Отрывок) О Зине, о еде, о корове т. п.». Дневниковые записи. 109 12 Самое искреннее обращение собаки к Богу. Отношение автора к герою.
С. Чёрный «Арапкина молитва». 110 13 Проверочная работа № 6 «Описание животного» 111 14 Урок-рефлексия. Выразительное чтение понравившихся произведений. Презентация книги или произведения о животном, птице, насекомом с последующим оцениванием.
112 15 Урок-рефлексия.
Проверочная работа № 7 «Способы изображения животного в прозе» Раздел 4. Необычные уроки письма. (24 часа)
113 1 Введение в тему.
Жанр послания. Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.
Основные понятия:
произведения-послания, редактирование текста - эстетические потребности, ценности, чувства на основе знакомства с мировой и отечественной худо-жественной культурой;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств – доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. П.:
- обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
- классифицировать объекты по основе заданного параметра;
-определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами
Р. : •принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
К.:- умение строить развернутое рассуждение,
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
-строить понятные для партнёра высказывания,
-осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
-создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса. - Определяют жанры по характерным признакам;
- Различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
- Восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- Создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
- Делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения. Наблюдение за жанром послание.
Моделирование жанра.
114 2 Ю.Н. Кушак. «Почтовая история». Кто, когда, зачем и как пишет письма. Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль и др.
115 3 Ю.Н. Кушак. «Почтовая история». Тема послания. 116 4 Ю.Н. Кушак «Почтовая история». Тема послания. 117 5 Ю.П. Мориц «Тетрадка для сказок». Содержание письма. Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
118 6 Дж. Родари. «Письмо фее» Части послания. Настроение адресанта. 119 7 А.Е. Екимцев. «Деревушка на сосне». Цели написания писем. Обращение в письмах. 120 8 Л. Мезинов « Соседи». Р.Р. Сочинение – ответ на письмо. 121 9 М.С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания.
Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях.
Сопоставление художественного и риторического посланий.
122 10 М.С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». Редактирование текста открытки. 123 11 М.С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». Советы пишущему открытку. 124 12 А.П. Чехов «Ванька». Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них.
Создание текста «послания» по модели.
125 13 А.П. Чехов «Ванька». Информация письма. 126 14 А.П. Чехов «Ванька».
Сочинение «Ответ на письмо Ваньки Жукова». 127 15 А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Выявление особенностей художественного послания А.С.Пушкина.
128 16 А.С. Пушкин. «Няне» . 129 17 В.В. Лунин «Записка». Темы посланий. Знакомство с Интернет – ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи».
Подготовка страницы портфолио.
Подготовка вопросов к текстам.
130 18 Я.Л.Аким. «Пишу тебе письмо».Темы посланий. 131 19 М.Я. Бородицкая «Лето прошло».
Темы посланий. 132 20 Э.Э. Мошковская «Письмо». Темы посланий. 133 21 Итоговая годовая проверочная работа №1 по технике чтения. 134 22 Итоговая годовая проверочная работа №2 "Анализ произведения" Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов.
Подготовка письма будущим первоклассникам.
Презентация страницы портфолио, «Создание послания».
135 23 Надежда на новую встречу.
Ю.Я. Яковлев «К читателю». 136 24 Урок-рефлексия. "Чему я научился в 3 классе?"