Открытый урок литературного чтения на тему: А.П. Гайдар Елка в тайге (2 класс)
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе
по теме: А.Гайдар "Ёлка в тайге"
(УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградова)
Дидактическая цель: создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы, ознакомления с произведениями А.П.Гайдара; формирования читательских умений с использованием различных видов работы;
развивать интеллектуальные способности, самостоятельность обучающихся.
Предметные задачи урока:
- познакомиться с творчеством А.П. Гайдара;
-развивать умение работать с текстом: учиться выразительно читать и анализировать текст.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: осознание значимости чтения; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, высказывание своей точки зрения;
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1
/ Л.А. Ефросинина/ -М. :Вентана-Граф, 2012;
Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса;
мультимедиапроектор ,интерактивная доска, документ-камера, сюжетные картинки, индивидуальные тексты для чтения, песня: «В лесу родилась ёлочка», выставка книг А.П.Гайдара.
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
1.Проверка готовности к уроку на фоне музыки: « В лесу родилась елочка»
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с заданием.
2.Проверка домашнего задания :
а)Чтение стихотворения С. Михалкова: «В снегу стояла ёлочка" наизусть.
(анализ и оценивание учащимися)
б)Литературный диктант. Работа в парах.
-Как можно назвать елку высотой один метр с половиной? (полутораметровая)
-Что значит у автора : «Пришла в себя?» (очнулась)
-С.Михалков сравнивает в стихотворении елочку с челочкой, что это означает? (прядь волос на лбу)
3.Отгадайте загадку: Я прихожу с подарками, (слайд 1)
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная
- Почему ёлка главная? (символ Нового года, а символ этого праздника- елка, которую украшают бусами, игрушками, хлопушками)
II. Актуализация опорных знаний.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
- Какой раздел начинает стихотворение Михалкова "В снегу стояла ёлочка"?
(Здравствуй, праздник новогодний)
-А знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?
Сообщение подготовленных дома учащихся:
1).Жители Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром Нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки. (Слайд 2)
2). В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. (Слайд 3)
3).Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что Новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов. (Слайд 4)
4)В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками. (Слайд 5)
5).Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах. (Слайд 6)
III. Организация восприятия и усвоения учащимися материала
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи ,планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
(Выставка книг на доске) (слайд 7)
-Назовите тему и цели нашего урока.
- О чём может идти речь в этих произведениях?
- Что вы знаете об авторе? (слайд 8)
Познакомиться с автором, названием произведений, жанром и узнать много полезного и интересного поможет видео-урок. (просмотр видео)
IV.Чтение и анализ произведения.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
1.Первичное чтение (подготовленные учащиеся или учитель)
2.Словарная работа: тайга, папиросная бумага, радиоприёмник, не ахти какие, перевести дух, лупоглазые (см. учебник на стр.167, можно использовать толковый словарь)
(слайд 9)
3. Выборочное чтение (с пометами)
-Из чего мастерили мальчики игрушки? (стр.164- 166)
1) старые журналы - цветные картинки
2) лоскуты и вата - зверьки и куклы
3) папиросная бумага - цветы
4) бумага от упаковки чая - шишки
5) воск – свечи
(слайд 10)
-Какие образные выражения употребляет автор, чтобы подчеркнуть важность и серьёзность подготовки к празднику? (игрушечная фабрика, свечной завод)
-Найдите в тексте описание елки. (таежная красавица)
(слайд 11)
-Докажите, что это была необыкновенная ёлка. (рассуждения детей с опорой на текст)
V. Физминутка. (песня «В лесу родилась елочка»)
(слайд 12)
VI. Анализ работы по содержанию
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
а) Дайте характеристику героев рассказа:
Чук и Гек: весёлые, неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные;
автор им придумал необычные имена.
Сторож : хмурый, нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный
Отец: сильный, добродушный.
Мать: добрая, заботливая, смелая, решительная, строгая.
б) Работа в тетради на стр.74 (задание 3 выборочно)
в) Расположите пункты плана в нужной последовательности.
- Встреча Нового года.
- Таёжная красавица-ёлка.
- Изготовление игрушек.
- Песня Гека.
- Поздравление с Новым годом.
- Звон Кремлёвских курантов. (проверка с использованием документ-камеры)
г) - Какое настроение вызывает рассказ? ( Радостное, восторженное, весёлое).
- Почему? Докажите. ( Новый год - семейный праздник. Много подарков. Дети всегда испытывают радость.)
- В конце рассказа А.П. Гайдар говорит о счастье. (слайд 13)
Как, по-вашему, счастливы ли герои рассказа (Да!) и что такое счастье? (размышления детей)
- Что интересного вы узнали об авторе?
VII.Домашнее задание: 1)(для всех учащихся): стр.164-167,читать и пересказывать.
по выбору:1)подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
2) прочитать рассказ полностью, взяв книгу в библиотеке.
3) подготовить рассказ о праздновании Нового года у вас в семье.
VIII. Рефлексия
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
-Скажите, мы достигли намеченной цели, каким образом? (путем поиска, старанием)
-Докажите, используя незаконченные выражения, почему вы так считаете?
Мне очень понравилось
Мне было интересно
Мне хотелось бы узнать
Мне было легко
Мне было трудно
IX.Самооценка.
УУД, формирующиеся на данном этапе.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Оценивание учащимися себя:
-Возьмите смайлик оранжевого цвета , если вы работали быстро, правильно и самостоятельно.
-Возьмите смайлик сиреневого цвета, если вы работали быстро, но не всегда правильно и самостоятельно.
-Возьмите смайлик красного цвета, если вы работали медленно, не всегда правильно и обращались за помощью к учителю или к товарищам.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 15Рисунок 14Рисунок 10Рисунок 9Рисунок 7Рисунок 115