Урок по теме: Легенда о Байкале (по теме: Причастие (7 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОК УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Методическая разработка урока
Дисциплина: Русский язык
Тема: Работа с текстом по теме «Причастие»
Разработчик: Уландаева О.Б., первая квалификационная категория
ФИО, категория
г. Улан-Удэ
2015г.
Цели:
образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте.
развивающие: развивать у учащихся навыки самоконтроля, совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.
воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству своего региона, внимание к СЛОВУ.
Метапредметные результаты: развитие аналитического мышления и творческих способностей учащихся, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы; воспитание эстетического вкуса.
Урок построен на произведениях И. А. Бунина. Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература) и живописи, применение компьютерной презентации. Презентация содержит тексты заданий, схемы, необходимый иллюстративный материал (портрет писателя, репродукции картин русских художников).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: практикум.
Методы: репродуктивный, проблемные ситуации, частично-поисковый, информационно-коммуникативные технологии.
Формы: парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, виртуальная доска, учебно-методический материал (приложения).
Библиографический список:
Русский язык. 7 класс: учебник под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. Издательство «Просвещение», 2014 г.
Байкальские легенды и предания. Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1984 г.
Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова «Русский язык. 7 класс».
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя. -2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2000.
Интернет – ресурсы:
Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий [Электронный ресурс] Режим доступа http://mega.km.ru Вход свободный.
Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Русский язык. Репетитор. /электронный учебник.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов на сайте ГБОУ РЦОМПМСП. http://school-collection.edu.ru/Собственные курсы.
Ход урока:
Запишите в тетради число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». – Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
I. Проверка уровня подготовки к работе на начальном этапе.
А) Повторение пройденной темы на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» ГБОУ РЦОИМПМСП.
Работа с тестами http://school-collection.edu.ru/Б)Работа с тестами, созданными на своих курсах. http://cdo.rcpmss.ru/course/modedit.php?add=quiz&type=&course=197§ion=2&return=0
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
КАРТОЧКА № 1.
1. а) Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
б) Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
Какие предложения характерны для обычной речи, а какие предложения используются писателями при описании художественного текста.
КАРТОЧКА № 2.
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые:
1.Ещё (не)тронутые ув..данием георгины гордо высились
2. Подр..сток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.
3. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.
КАРТОЧКА № 3.
В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:
Блестящий паркет — блестящий ум.
(паркет, который блестит (от глагола). (прилагательное блестящий дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
КАРТОЧКА № 4.
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.
Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.
КАРТОЧКА № 5.
Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.
В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины. Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.
Релаксация. Гимнастика для глаз.
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и расслабьтесь.
а) зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. (Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.)
б) быстро поморгайте в течение 30 секунд. (Улучшает кровообращение.)
III. Работа с текстом.
Для этого обратимся к устному народному творчеству нашего региона. Это сказка-легенда о старике Байкале и его дочери-красавице Ангаре. (Вставка- легенда о Байкале).
Расскажите мне, сколько рек и ручейков втекают в Байкал? (333). А сколько вытекает из Байкала? Всего одна река – это Ангара, которая вытекает из Байкала и впадает в Енисей.
...У с..дого Байкала дожившего до почтенного старческого возраста было много сыновей ( Баргузин, Сарма и другие) и всего одна дочь юная Ангара. Любил дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать дочь замуж. И вот во владения Байкала со всех сторон пот..нулись женихи. Пр..скакал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал задумчивый красавец Алят. Но никто из них не нравится ю(н, нн)ой деве. И вот однажды темной ночью Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из пр..брежных скал камень и бросил его вслед беглянке, чтобы пр..градить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие, с еще большей силой устремляется к Енисею. Повстр..чавшись, Ангара и Енисей обрели счастье. Броше(н, нн)ый Байкалом камень лежит и поныне, его называют шаманским камнем...
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм в словах с пропущенными буквами.
а) Проверяемая безударная гласная в корне слова: седОго-сЕд, ПотянУлись- тЯнется, повстречАвшись – встрЕтится;
б) Гласные в приставках пре- и при-: прИскакал – приближение, прЕградить - пЕрЕгородитьв) н - нн в прилагательных юный;
г) н - нн в причастии брошеННый.
2. Выпишите причастия.
Дожившего, брошенный. Обозначьте окончания причастий, определите время, вид, род, число, падеж причастий.
Подчеркнуть причастные обороты, расставить и объяснить знаки препинания. Почему причастный оборот в последнем предложении не обособляется?
Показать исправленный текст. Ученики читают выразительно.
...У сЕдого Байкала, дожившего до почтенного старческого возраста, было много сыновей ( Баргузин, Сарма и другие) и всего одна дочь юная Ангара. Любил дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать дочь замуж. И вот во владения Байкала со всех сторон потЯнулись женихи. ПрИскакал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал задумчивый красавец Алят. Но никто из них не нравится юНой деве. И вот однажды темной ночью Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из прИбрежных скал камень и бросил его вслед беглянке, чтобы прЕградить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие, с еще большей силой устремляется к Енисею. ПовстрЕчавшись, Ангара и Енисей обрели счастье. БрошеННый Байкалом камень лежит и поныне, его называют шаманским камнем...
Определить тип речи. (Описание)
Определить средства связи в речи.
а) Контекстуальные синонимы: седой Байкал – старый Байкал.
б) однокоренные слова: старый – старческий;
в) союзы: и, но.
В тексте есть деепричастия и деепричастные обороты: повстречавшись, узнав о побеге. Их мы изучим после изучения нашей темы.
Назовите в предложении причастные обороты, обособьте их, если это возможно. Почему в 1 первом предложении мы обособили причастный оборот, а в последнем предложении – нет. ( В 1 предложении причастный оборот находится после определяемого слова, а в последнем – перед определяемым словом, поэтому в 1 –обособляем запятыми, а в последнем – нет)
Указать их.
Объясните этимологию слова Байкал, Енисей. Обратимся для этого в этимологический словарь. Байкал - слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит богатое озеро
Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал - богатый огонь или Байгал- Далай - большое озеро (море) .
Согласно словарю В. А. Никонова, название Енисей происходит от «селькупск., хантыйск или эвенк. Иондесси — «Большая река», там же отмечается, что на тувинском языке эта река называется Улуг-хем — «большая река» (Никонов, 1966: 136).
По мнению Е. М. Поспелова, наименование Енисей образовалось как сращение двух слов со значением «река»: эвенкийского енэ и кетского сесь (Поспелов, 2008: 183).
IV. Рефлексия.
Кому на уроке было интересно, кто обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.
Кто испытывал затруднения - грустного.
Подводим итог урока.
Учитель: Чему научил нас урок по теме «Причастие»?
Готовы вы к контрольной работе?
Домашнее задание: выписать из упр.176 предложения с причастиями и причастными оборотами.
Творческое задание с использованием ресурсов Интернет.
На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия:
http://www.gramota.ru
ttp://slova.ndo.ru
http://www.ruscorpora.ruОценки за урок выставляются в электронный журнал.