Разработка урока по теме Закрепление и совершенствование знаний по теме «Причастие» (7 класс с казахским языком обучения)
Тема урока: Закрепление и совершенствование знаний по теме «Причастие»
Цели урока:
обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
развивающая – развитие логического мышления и языкового чутья; развитие умения работать в группе;
воспитывающая - способствовать повышению мотивации в изучении русского языка.
ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма урока: комбинированный.
Технология: урок — практикум
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий , репродукции картин
Структура урока:
I.Организационный момент.
2 Постановка цели урока.
3. Повторение и обобщение.
4.Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная система, ПК, карточки с дифференцированными заданиями,мелодия П.И. Чайковского «Времена года. зима», маркеры, стикеры, А4, А 2.
Ход урока
1Актуализация знаний. Формирование мотивации.
Организация класса, приветствие учителя.
Разминка « Улыбнитесь»
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
2.Слово учителя.
Сегодня мы подведём итоги тому, о чем говорили на предыдущих уроках, будет готовиться к контрольной работе по изученной теме.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем наш урок с необычной мифологической сказки, которая называется «Диковинные плоды» (Тихо звучит музыка, и ученица начинает читать сказку ).
Диковинные плоды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано — сделано.
Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как?
Учащиеся дают ответ: (причастием). Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный».
Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит причастная? (ответы учеников).
Учитель: Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся предлагают варианты: повторение изученного о причастии; проверка знаний, полученных по теме: «Причастие».
Учитель: Вы правы, ребята. Мы будем говорить о причастии, и тема урока звучит так: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»».
Деление на группы: по картинкам весенних цветов (подснежники и тюльпаны).
Устный опрос-повторение в форме эстафеты Задание: закончить предложения
1).Причастие – это…
2).Причастия бывают…
3).В предложении причастия бывают…
4).Причастный оборот – это…
5).Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…
6).Суффиксами действительных причастий настоящего и прошедшего времени являются…
7).Суффиксами страдательных причастий настоящего и прошедшего времени являются..
8).Две буквы Н пишутся в суффиксах…
9).Одна буква Н пишется в суффиксах…
10)НЕ пишется с причастиями раздельно…
Групповая работаI группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные прилагательным и глаголу.
II группа Рассказать о причастным обороте и знаках препинания при нем. Привести примеры.
Выборочный диктантЗадание: выписать причастия и распределить их в две колонки (Н,НН):
1).Пушка наша была заряже(н,нн)а картечью.
2).Свидетели устремили на него испуга(н,нн)ые глаза.
3).Сквозь разорва(н,нн)ую мглу скользнул последний безжизненный луч.
4).Избушка была заброше(н,нн)а, стёкла выставле(н,нн)ы.
5).Кругом стола было несколько некраше(н,нн)ыйх табуреток.
6).Дорога с обеих сторон обсаже(н,нн)а небольшими деревцами.
7).Ученик объяснял решё(н,нн)ую у доски задачу.
1 группа (Н) 2 группа (НН)
Работа с текстомЗадание: объяснить расстановку знаков препинания.
В старом парке начинающемся за оградой нашего дома есть кленовая аллея. Снегири наведывающиеся туда каждый день нас очень радовали.
Их манят зимние деревья сплошь усыпанные лёгкими крылатыми семенами. Снегири похаживают по снегу сверкающему на солнце. До чего они хороши!
Написать сочинение-миниатюру по теме «Зима», используя в тексте причастия и причастные обороты
Рефлексия
Запишите свои пожелания, эмоции на плодах , на которые вы выстали оценки.
Прикрепите их к нашей «корзине», которая находится на доске рефлексии.
Разработка открытого урока
Закрепление и совершенствование знаний по теме «Причастие»
7 «А» классПодготовила и провела учитель
русского языка и литературы Сактаганова Д.Е.