Конспект урока по математике на тему Точка.Прямая и кривая линии (1 класс)

УМК «Гармония» 1 класс

Открытый урок по математике
Сеиной Татьяны Николаевны, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области.




Тема:
«Точка. Прямая и кривая линии.»









Тема: Точка. Прямая и кривая линии.
1 класс
Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: Создание условий для формирования и усвоения понятий «точка», «кривая линия», «прямая линия».

Задачи урока:
Учить различать прямые и кривые линии.
Учить чертить кривые линии и прямые линии через заданные точки по линейке.
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:
- умение детьми различать и чертить прямые и кривые линии;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;






Структура
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Психологический настрой учащихся.

Организационный момент.


Создание благоприятной
рабочей обстановки.








Включение учащихся в деятельность.

Слайд №1
-Посмотрите друг на друга, подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.










Дети вспоминают правила «рабочего» человека.



2.Постановка учебной задачи.







Создание условия
для выявления «Что знаем и чего ещё не знаем?»
-Отгадайте загадку:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! Что же это?

(Учитель держит в руках большой карандаш.)
-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.
Слайд №2

-Разгулялся как-то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.
-Кто знает, что же получилось?

-А кто из вас может сказать какова же тема нашего урока.
-Молодцы! Действительно о точках и линиях пойдёт речь у нас на уроке.
Слайд №3

Слайд №4
-Рассмотрите внимательно линии.
На какие группы можно распределить линии?
-Укажите (покажите) число прямых линий цифрой.
Кривых линий?
Число точек?



-Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые?
От чего это зависит?
Какой «инструмент» помог карандашу начертить прямые линии?

- Верно. Посмотрите как правильно пользоваться линейкой? Слайд №5
(Учитель показывает на доске, комментируя)
-Линейку прижимаем посередине, крепко. Опираясь на линейку, проводим прямую линию карандашом.

-Ребята, а как же начертить кривые линии? Нам тоже нужна линейка?






-Это карандаш.












-Получились линии и точки.

Предположения детей: тема нашего урока - различные линии и точки.





-Линии можно распределить на прямые и кривые.
Дети считают, показ цифры на карточках.
(-3-прямых линии, 5- кривых линий и 4-точки.)







-Помогла линейка.









-Думаем, что кривые линии можно начертить без линейки.


3.Практическая работа.
























































































































4.Физминутка для глаз.


5.Работа в учебнике и тетради.





















6.Физминутка.

Поиск оптимального решения учебной задачи.








Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.











































































































Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи



















Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.




-Итак, чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

Слайд №6 (цель)
-А вы хотите научиться проводить линии?
-Тогда начнём с практической работы.

Практические работы с листом бумаги.
(У каждого ученика на парте 2 листа.)
- Возьмите белый лист бумаги, согните его и проведите по линии сгиба рукой. А теперь разверните ваш лист.
– Какую линию вы получили на сгибе? (Прямую.)
– Как это проверить? Что нам может помочь при проверке, какой инструмент?
-Действительно, если приложить к ней линейку, то линия сгиба совпадёт с линией, которая у вас получилась.
(Желательно проверить, как каждый ученик приложит линейку к линии сгиба.)

– А сейчас поставьте на вашем листе жирную точку простым карандашом и согните лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба.
-Разверните лист. Какая линия получилась на сгибе?
– Можно ли по-другому согнуть лист, чтобы эта же точка опять оказалась на линии сгиба? Попробуйте выполнить, а затем ответите. (Дети выполняют задание.) – Можно, ребята?
– Опять разверните лист. Проверьте с помощью линейки, какая линия получилась?
-Молодцы!
Первоклассники берут новый лист бумаги.
-Теперь возьмите новый лист бумаги, голубого цвета.
– Поставьте на этом листе две точки простым карандашом и согните лист бумаги так, чтобы обе эти точки находились на линии сгиба. Разверните лист. Выполнили вы задание?
Можно ли по-другому согнуть лист, чтобы обе точки опять оказались на линии сгиба? Попробуйте.
(Дети убеждаются практически, что по-другому лист сложить нельзя.)
Сколько же раз можно согнуть лист бумаги, чтобы обе точки оказались на линии сгиба?
-Какой вывод можно сделать?
Работа в тетради.
– А сейчас ребята, мы будем учиться проводить прямые линии в рабочей тетради с помощью линейки. Откройте свои тетради. Используйте цветные карандаши.
- Напоминаю вам, ребята, как правильно пользоваться линейкой.
-Посмотрите.
-Линейку прижимаем посередине, крепко. Опираясь на линейку, проводим прямую линию карандашом.
(Учитель показывает на доске, как нужно пользоваться линейкой, чтобы провести прямую линию и предлагает ученикам сравнить положение своих рук с положением рук педагога.)
Слайд №7
- Найдите красную точку в тетради и попробуйте провести через неё прямую линию красным карандашом.
-Попробуйте провести ещё линию через эту точку синим карандашом, ещё одну линию зелёным, жёлтым.
- Сколько у вас получилось линий?

– Посмотрите на слайд. На нем варианты прямых линий, которые вы провели с помощью линейки в тетради.
- Можно ли ещё провести линии через одну точку?

-Справа найдите две зелёные точки. СЛАЙД – ЩЕЛЧОК.
-Проведите прямую линию любым цветным карандашом.
-Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через эти две точки? (Одну)
Посмотрите на слайд.
-Ребята, а можно ли продлить прямую линию?
-Прямая линия бесконечна, её можно продолжить как вправо, так и влево.

- Что мы узнали?




Откройте учебник на с. 58 № 123
- Цифрой покажите количество прямых на рисунке слева? Справа?

-Обратите внимание важная информация! Точку принято обозначать буквой, а место пересечения прямых линий называют точкой пересечения этих прямых.

Слайд №8



- Ребята, посмотрите, я бросила тесёмку на стол. Какая линия получилась?
Слайд №9
-Найдите чёрную точку в тетради и попробуйте провести через неё кривую линию красным карандашом.

-Попробуйте провести ещё линию синим карандашом, ещё одну линию зелёным карандашом.
- Сколько у вас получилось линий?
-Какой вывод можно сделать?


-Найдите внизу справа 2 синие точки
-Проведите кривую линию.
-Можно ли через эти 2 точки провести ещё другие кривые линии?
- Что мы узнали?




Слайд №10


-Мы с вами познакомились с прямыми и кривыми линиями, точкой. Чему будем учиться дальше?
Высказывания детей: как начертить прямые линии, как начертить кривые линии.


-Да.











- Линейка.
Самоконтроль учащихся с помощью линейки.












-Прямая.




- Да.


-Прямая.










-Да.


-Нет.



-Один раз.
-Через 1 точку можно сделать много сгибов, а через 2 точки только один сгиб.










(Дети чертят прямую линию)













Дети считают, показ цифры на карточках.(4)





-Да.





(Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что прямые линии провести больше нельзя.)


-Да.

-Узнали, как проводится прямая линия и что через одну точку можно провести несколько линий, а через две точки можно провести только одну линию. Прямая бесконечна.















- Получилась кривая линия.









- Получилось 3 линии.
Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что можно провести несколько кривых линий.


-Можно.

Узнали, как проводятся кривые линии и что через одну и две точки можно провести несколько таких линий.



-Будем учиться распознавать эти линии.


7.Первичное закрепление.
Распознавание линий на практике.
Слайд №11
Работа в учебнике с.59 №125
- Посмотрите в учебник на с.59 №125.
Мальчики найдите на рисунке прямые линии, а девочки кривые линии. (работа у доски) – Владик покажи на слайде все прямые линии.
-Как вы будете проверять ответ Влада?
-Арина, назовёт номера кривых линий, а Катя, покажет их на слайде.
- А сейчас Даниил возьмётся за один конец ленты, а Катя за другой и будут натягивать ленту. Ребята, какая линия получилась?
-Скажите, а в жизни мы встречаемся с прямыми и кривыми линиями?

-А теперь проконтролируем себя поиграв в игру «Угадай, что это за линия?»
-Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы - отгадки.



Слайд №12
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло.


-Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?

-Висит сито – не людьми свито.

-В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.


Давайте сделаем вывод.
-Кто скажет, чем прямые линии отличаются от кривых?
- Сколько прямых и кривых линий можно провести через одну точку?
- А сколько прямых и кривых линий можно провести через 2 точки?








-С помощью сигнала.





- Получилась прямая линия.

-Да.




Дети внимательно слушают загадку, отгадывают её, смотрят на экран и контролируют себя в определении линий предметов - отгадок.

-Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.

-Дождь, состоит из прямых линий; лучи солнца состоят из прямых линий.

-Паутина, прямые и кривые линии.
-Слон, состоит из кривых линий.





-Книга, прямые и кривые линии.






-Прямые лини проводят по линейке, кривые – от руки.

-Много.
Через 2 точки можно провести только одну прямую линию, а кривых много.

8.Итог урока. Рефлексия.
Развитие умений соотносить цель и результат.


Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.




- С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?

Продолжите предложение:
-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось
-У меня получилось
-На следующем уроке мы

Слайд №13
На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?
Ничего не понятно на уроке.
Все понятно на уроке, затруднений нет.
Хочу знать больше.

- Молодцы! Спасибо всем за урок.

Высказывания детей.














Красный сигнал.

Зелёный сигнал.
Встать.