Конспект урока математики на тему Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч (1 класс)
Казакова Татьяна Александровна
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Проект урока математики в 1 классе по теме:
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.»
(по курсу «Математика», автор М. И. Моро)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: познакомить обучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки; учить различать прямую, кривую линии и отрезок; продолжить работу по усвоению учащимися состава числа 5; работать в парах; адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; развивать математическую речь; умение формулировать собственные мнение и позицию; память; интерес к предмету; воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске; формировать умение слушать и слышать.
Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. - С. 40-41: ил.- (Школа России), презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, нитки, пластилин, Праздник числа/В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997. – С.182., листы формата А4, плакат с этапами работы.
Содержание урока:
Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи. - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
- Прочитаем японскую пословицу: «Начинай взбираться вверх снизу». (читает учитель)
- Как вы её понимаете?
- Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.
- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. (запись на доске)
- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?
- Сколько человечков вы видите? (5) (слайд 1)
- Скажите пожалуйста, из каких фигур состоят человечки? (треугольник, четырехугольник, круг, овал, палочки)
- Кто из пяти лишний и почему? (2-ой человечек, у него место овала, четырехугольник)
- Вы сказали, что ноги у человечков – это палочки. Палочки – это тоже фигуры. А кто из вас знает, как правильно называется эта фигура?
- Сегодня на уроке мы узнаем: (на доске вывешивается плакат с этапами работы)
- Как называется эта фигура;
- Какие фигуры-палочки бывают;
- Научимся их различать;
- Будем учиться правильно чертить фигуру с помощью линейки и карандаша.
Нахождение способов решения учебной задачи.
- А для того, чтобы все это узнать мы отправимся в путешествие по стране «Геометрия». (слайд 2)
- Как вы думаете, кто живет в этой стране? (фигуры)
- Правильно, фигуры. Посмотрите на экран, какие фигуры вы видите? (треугольник, круг, прямоугольник, точка, палочка) (слайд 3)
- Молодцы! Как в любой сказочной стране, в ней есть королева – самая главная фигура, без которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь – это Точка. (слайд 4) - Вы знаете наша Точка очень любопытная, как и вы. И про нее есть очень интересная сказка, я вам сейчас ее расскажу:
Жила-была Точка. Она была очень любознательной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: (слайд 5 начало)
- Как эта линия называется? (палочка, прямая)
- Длинная она или короткая? (длинная)
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»
- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой? (да)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки ставим все в разлет,
Получился самолет.
Мах крылом туда-сюда.
Делай раз и делай два.
- Сказано – сделано. Тихонечко сели за парты. Продолжаем путешествие. Отправилась Точка путешествовать по своим владениям, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. (слайд 5) И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало!
- Ребята, чем же прямая линия отличается от луча? (у прямой нет начала, а луча есть)
- Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»
- Ребята, скоро ли конец луча? (у луча нет конца, но есть начало)
Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад. - сказала она.
Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой. (слайд 6)
- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец.
- Ребята, как это называется? (отрезок)
- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии. (слайд 7)
- Отрезок! – с удовольствием повторила Точка.
- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (у него есть концы)
Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.
- Ребята, ведь у каждого дома есть номер, а улица имеет название, отрезок мы тоже будем обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита, А и Б. (слайд 7)
- Что вы узнали из сказки? (новые фигуры: точка, прямая линия, луч, отрезок)
- Что такое прямая линия? (не имеет начала и конца)
- Что же такое отрезок? (имеет начало и конец, обозначается буквами)
- Что такое луч? (имеет начало, но нет конца)
- Молодцы! Чтобы завершить путешествие Точка нам приготовила задания. Откройте учебники на с. 41, задание № 1. Вам надо найти и показать на рисунке кривые линии, отрезки и лучи. Объяснить, почему это кривая, отрезок или луч? (на доске увеличенный плакат с заданием, дети по цепочке выходят к доске, показывают, отвечают на вопрос «почему»)
- Молодцы! Точка очень рада, что вы запомнили все фигуры, которые повстречались на ее пути. И она прощается с вами, но, а мы продолжаем наш урок. Посмотрите на план нашей работы и подумайте, на какие вопросы нашего плана мы ответили? (как называется фигура, какие бывают фигуры, учились их различать)
Нахождение решения в учебной задаче. - Какой этап урока будем выполнять дальше? (будем учиться чертить эти фигуры)
- Дальше поработаем в парах. Кто из вас помнит правила работы в парах? (Будь вежливым. Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед. Поблагодари товарища за совместную работу.)
- Хорошо, правила помним. Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. (из клубка ниток)
- Смоделируйте кривую линию. (из клубка ниток)
- Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
- Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
(Работают парами, моделируют прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию, моделируют отрезок, проговаривают его свойства, моделируют луч, проговаривают его свойства. Учитель контролирует процесс моделирования, проверяет правильность выполнения заданий, проводится фронтальный опрос)
- Молодцы! Потрудились хорошо, а теперь давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Математику люблю. Спину ровно я держу.
Вправо, влево наклоняюсь, как прямая выпрямляюсь.
Руки в стороны раздвину, вверх ладошки подниму и отрезок покажу.
Раз присяду, два присяду и на место тихо сяду.
- Все отдохнули? А сейчас будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится? (карандаш и линейка)
(У детей на партах лежат листы формата А4, работа будет вестись по четкому алгоритму)
- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах. Я на доске, а вы на листах карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над цифрой 8. Соедините точки прямой линией.
- Что у нас получилось? (отрезок)
- Давайте повторим этапы построения отрезка.
- Что мы делали вначале? (ставили точку)
- Что делали потом? (прикладывали линейку)
- Как действовали дольше? (ставили вторую точку на цифре 8)
- Что сделали в конце? (соединили точки прямой линией)
- Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно. (один ученик у доски комментирует, остальные работают на своих местах)
- Что мы сейчас учились делать? (чертить отрезок)
- Посмотрите на последний этап нашего урока. Мы научились правильно чертить отрезок? (да)
- Подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки? (дети пробуют, делают вывод, что нельзя)
- Правильно. А кривую можно провести через две точки? (да, чертят кривую)
- А еще одну можно провести? (да, чертят кривую)
- А еще? (да)
- Какой вывод можно сделать? (через две точки можно провести только одну прямую и много кривых)
- Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку? (да)
- А еще? (да)
- Какой вывод можно сделать? (через одну точку можно провести много прямых)
(Идет самостоятельная работа, в ходе которой учитель оказывает помощь тем детям, которые самостоятельно не могут справиться с заданиями)
- Отложите карандаши и линейки в сторону.
- Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу».
- Нашим девизом сегодня была японская пословица.
- Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли?
- Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:
1. Для чего выполняли задания? (чтобы научиться чертить линии и различать их)
2. Удалось добиться результата?
3. Правильно ли выполнили или с ошибкой?
4. Самостоятельно работали или вам помогали?
- Оцените себя.
- У кого сегодня получилось добраться до вершины поднимите руки?
- Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, все впереди.
Итог урока. Рефлексия. - С какими линиями мы сегодня познакомились?
- Что такое отрезок?
- Чем отрезок отличается от прямой?
- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
- Найдите отрезки в окружающей обстановке.
- Продолжите предложения, которые видите на экране. (слайд 8)
- Спасибо за работу на уроке.