Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС УМК Алгоритм успеха, ИЦ Вентана — Граф
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География. Начальный курс» для 5класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 г. № 1897,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253);
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом № 464В-р от 20.12.2014г.
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2015-2016 учебный год, утвержденной приказом №___-А-р от __.__.2015г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №105-р от 10.03.2015г.
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2015-2016 уч. год , утвержденного приказом № 256-р от 22.08.2015г.
- География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;. под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Цель и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
развивать познавательный интерес учащихся 5-9 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
объяснительно – иллюстративный;
частично – поисковый;
исследовательский;
проблемный
репродуктивный
практический;
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная.
Фронтальная;
Парная;
Групповая.
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Рефлексия.
Общая характеристика учебного предмета.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
Место учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса «География. Начальный курс»
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю, резервное время 3 часа)
Раздел 1. Источники географической информации
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)
1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия
Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий
2. Выдающиеся географические открытия.
3. Современный этап научных географических исследований
Исследования материков и океанов в XVI11XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований
Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований
Раздел 2. Природа Земли и человек (27 часов)
Земля планета Солнечной системы (4 ч)
4. Земля - планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю
Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю
5.Форма и размеры Земли, их географические следствия
Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли
Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»
6.Движения Земли, их географические следствия
Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли
7.Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности
Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач
Земная кора и литосфера. (8 ч)
8.Внутреннее строение Земли, методы его изучения
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора
Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой
9.Горные породы и полезные ископаемые
Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород
10.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм
Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли
11.Рельеф Земли.
Рельеф и формы рельефа.
Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа.
12.Основные формы рельефа дна Мирового океана.
Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение.
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.
13.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (4 ч)
14.Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле
Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - „кухня погоды"»
15.Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле
Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам
16.Погода. Карты погоды
Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды
Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года
17.Человек и атмосфера
Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию).
Водная оболочка земли (7 ч )
18.Вода на Земле. Части гидросферы
Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека
19.Мировой океан - главная часть гидросферы
Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях
20.Движения воды в Океане
Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения
21.Реки Земли
Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод
Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира
22.Озера, водохранилища, болота, подземные воды
Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причины образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды»
23.Ледники, многолетняя мерзлота
Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека
Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность
24.Человек и гидросфера
Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними
Биосфера Земли (6 ч.)
25,26 Биосфера Земли
Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей
27.Биологический круговорот.
28.Роль биосферы
Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ
29,30. Влияние человека на биосферу
Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае
Содержание курса
1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 3 часа
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Введение
3 ч.
Раздел I.
Земля как планета Солнечной системы
Тема 1.1. Планета Земля.
4 ч
4 ч.
Раздел II.
Геосферы Земли
Тема 2.1 Литосфера
Тема 2.2 Атмосфера
Тема 2.3. Гидросфера
Тема 2.4. Биосфера Земли
25 ч.
8 ч.
4 ч.
7 ч.
6 ч.
Резерв
3 ч
ВСЕГО
35 часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Критерии оценки учебной деятельности по географии15
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Устный ответ.15
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка"1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Критерии выставления оценок за проверочные тесты.15
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Оценка качества выполнения практических работ по географии.15
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.15
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Требования к выполнению практических работ на контурной карте.15
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Критерии оценки презентации15
Критерии
Баллы
Оценкагруппы
Оценка класса
Оценкаучителя
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Титульный слайд с заголовком
3
Минимальное количество – 10 слайдов
3
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
3
Библиография
3
СОДЕРЖАНИЕ
Сформулированы цель, гипотеза
3
Понятны задачи и ход исследования
3
Использование эффектов анимации
3
Вставка графиков и таблиц
3
Правильность изложения текста
3
Результаты и выводы соответствуют цели
3
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
3
Слайды представлены в логической последовательности
3
Красивое оформление презентации
3
Единый стиль
3
ОРГАНИЗАЦИЯ
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.
3
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией
3
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
3
Общее количество баллов
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – отметка «3»
35 - 44 баллов – отметка «4»
45 – 51 баллов – отметка «5»
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Критерии оценивания эссе15
Эссе оценивается на отметку «5», если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на отметку «4», если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на отметку «3», если:
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов;
3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
Эссе оценивается на отметку «2», если:
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2. Проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо
связана с раскрытием проблемы.
13LINK \l "_Рабочая_программа_по"14Критерии оценивания буклета15
Критерии
баллы
Само-
оценка
Оценка
групп
Оценка
педагога
Содержание
Постановка цели
Цитаты
Раскрытие темы
Трактовка понятий
Объем текста
5
Дизайн
Автор
Адрес
страница
страница
Графика
5
Орфография
Грамотность
2
Внешний вид
Cтиль
2
Практическая значимость
4
Адрес, ссылки, ресурсы
2
Всего:
20
Итог:
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
10 – 13 баллов – отметка «3»
14 - 17 баллов – отметка «4»
18 – 20 баллов – отметка «5»
Оценка рефератов по географии
Основные критерии
отметка
Оформление реферата
Содержание реферата
Речевое оформление
Грамотность
«5»
1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение)
2. Наличие плана
3. В тексте имеются ссылки на авторство
4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии.
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.
4. Объем реферата 10-12 листов
1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.
2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
«4»
1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований.
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.
2.достоверно:
2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2
грамматические ошибки
«3»
1. Оформление не соответствует выше перечисленным требованиям.
1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему.
2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи.
2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (НОМЕНКЛАТУРА).
Тема «Литосфера».
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная
Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), горы: Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.
Тема «Гидросфера».
Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озёра: Каспийское море – озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Календарно - тематическое планирование 5 класс (35 часов)
№ ур
Тема урока
Д/З
Дата
Опорные знания
Смысловые блоки. Понятия.
Планируемые результаты
Формы обучения
(Учебные действия)
Средства обучения
Методы обучения
план
факт
личностные
Метапредмет-ные
предметные
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)
1
География – одна из наук о планете Земля.
Д/З п1
2-6
сент
Понятия о недрах, воздухе и водах Земли.
Что изучает география. Географические объекты, и явления. Географические объекты памятники Всемирного природного и культурного наследия. География, географические объекты, географические процессы и явления. Географическая оболочка.
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.
Научить работать с учебником и дополни тельными материалами. Участвовать в учебном диалоге. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познаватель ной деятель ности. Выявлять уникальность географических объектов в живой и неживой природе.
Знать и объяснять существенные признаки понятий «география и географический объект». Развивать познавательный интерес к предмету.
Фронтальная работа.
Работать с учебником и дополнительными материалами.
Физическая карта полушарий. Таблица «Объекты Всемирного природного и культурного наследия». Картины природных объектов
Информативный
2
Зарождение географии.
Д/З п.1
9-13 сент
Древние науки.
Зарождение древней географии. Практические доказательства шарообразности Земли.
Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических чувств понимания страданий и морального напряжения в первопроходце, гордости за Родину при ее изучении.
Ставить учебную задачу. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.
Сформировать представления о зарождении древней географии. Владеть знаниями о развитии науки. Владение практическим умением применять прибор для доказательства шарообразности Земли.
Индивидуальная работа и групповая работа.
Работать с Дневником географа – следопыта. Собирать модель
и проводить опыт, показывающий шарообразность Земли.
«Дневник географа-следопыта». Карта Древнего Египта, 2 палочки, пластилин.
Частично-поисковый, практический
3
Наблюдения – метод географической науки.
Д/З п.2 Ведение календаря погоды
16-20 сент
Наблюдения за физическими явлениями природы Профессии людей, ремесла..
Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения. Наблюдение.
Осознание значимости наблюдений в научно – профессиональной сфере человека и в быту..
Составлять календарь погоды.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам, сезонные изменения водоема.
Формировать и развивать практические компетентности применения народных примет в ежедневной жизни человека.
Отбирать источники географических знаний для проведения наблюдений за погодой, фенологическими явлениями , высотой Солнца.
Индивидуальная работа.
Работать с дневником географа – следопыта и календарем погоды. Собирать модель гномона.
«Дневник географа-следопыта. Деревянная палочка, пластилин, отвес.
Исследовательский,
практический
Земля - планета Солнечной системы (4 часа)
4
Земля среди других планет Солнечной системы.
Д/Зп.3
23-27 сент
Форма Земли. Земля и другие планеты Солнечной системы. Спутник Земли. Космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля.
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Солнечная система. Земная группа планет. Полярный радиус. Экваториальный радиус. Глобус.
Осознавать ценность географических знаний и применения их на практике.
Ставить учебную задачу и уметь сравнить полученные результаты с учебной задачей(современная форма Земли).
Понимать и объяснять процесс образования Земли и других планет. Знать состав Солнечной системы. Объяснять понятия глобус, земная ось, полюс, экватор.
Уметь измерять земные окружности (экватор и меридиан) по глобусу.
Индивидуальная и групповая работа
Работа с основными понятиями.
Измерение «земных окружностей» по глобусу . чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли.
Глобус. Таблица
«Планеты Солнечной системы».
«Дневник географа – следопыта.»
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
5
Обращение Земли вокруг Солнца.
Д/З п.4
30 сент-4 окт
Расстояние между Землей и Солнцем. Вращение Земли вокруг Солнца. Сезонные явления в природе.
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Фенологические наблюдения.
Географический полюс.
Овладение знаниями о следствиях обращения Земли вокруг Солнца, применение их в различных жизненных ситуация и для фенологических наблюдений..
Развитие познавательных интересов.
Иметь представление о современной научной картине мира. Уметь работать с глобусом, вести наблюдения за объектами и явлениями.
Индивидуальная работа.
Работа с глобусом. Организация проведения осенних фенологических наблюдений над природой.
Готовить календарь природы.
Глобус.
Таблица.
Дневник географа – следопыта.
Практический,
частично-поисковый
6
Времена года на Земле.
Д/З п.4
7-11 окт
Времена года на Земле.
Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.
Использовать знания и умения для фенологических наблюдений.
Уметь высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Знать научную картину смены времен года на Земле. Уметь давать определения основным понятиям.
Индивидуальная.
Работа с глобусом и таблицей.
Таблица «Вращение Земли вокруг Солнца».
Практический,
частично-поисковый
7
Суточное вращение Земли.
Д/Зп.5
14-18 окт
Компас. Полярная звезда. Изменение положения и длины тени предметов в течение дня.
Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Долгота дня.
Осознание значимости глобальных проблем.
Организовывать работу в группе. Оценивать свою деятельность и деятельность других.
Наблюдать действующую модель вращения Земли вокруг Солнца, фиксировать положение Земли в дни равноденствия и солнцестояния. Определять высоту Солнца и составление рассказа.
Фронтальная, индивидуальная.
Изучать модель «Земля – Луна – Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырех временах года.
Компас. Модель «Земля – Луна – Солнце».
Практический,
Литосфера (8 часов)
8
Слои «твердой Земли».
П.6
11-25 окт
Представление о форме Земли.
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера-твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».
Знать и объяснять существенные при-знаки понятий
«литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия».
Парная, фронтальная.
Строить модель «твердой Земли».
Схема «Внутреннее строение Земли»
Пластилин для построения аналогичной модели.
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
9
Из чего состоит земная кора.
П.8
5-8 нояб
Понятия о горных породах и минералах, слагающих земную кору.
Вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком.
Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.
Формировать умение организовывать свою деятельность по созданию кол-лекции горных пород своей местности.
Выделять, описывать и объяснять существенные при-знаки минералов и горных пород.
Парная, индивидуальная.
Состав земной коры..
Коллекции горных пород и минералов.
Частично-поисковый, практический
10
Образование горных пород.
П.8
11-15 нояб
Работа с коллекциями горных пород и минералов.
Образование горных пород. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические.
Формировать установку на ответственное поведение людей в географической среде относительно проблем извлечения горных пород из земной коры.
Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (классификация горных пород своей коллекции).
Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.
Индивидуальная, фронтальная.
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов
Схема «Классификация горных пород по происхождению», коллекция горных пород
Частично-поисковый
11
Строение зем ной коры. Зем летрясения.
П.9
18-22 нояб
Представления о движениях земной коры в горных районах.
Материковая и океаничес кая земная кора. Нару шения слоев земной коры. Виды движе ния земной коры. Землет рясения. Очаг. Эпицентр.Сила землетря сения. Склад чатость.Обла сти складча тости. Цуна ми. Сейсмология.
Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайных ситуациях.
Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.
Знать и объяснять понятия «эпи-центр», «очаг землетрясения «сейсмически активный район».
Определять интенсивность землетрясений по описанииям и таблице 12-бальной шкалы.
Групповая.
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12 – балльной шкалы.
Карта «Строение земной коры».
Памятка для модели конструк тора
исследовательский
12
Вулканы Земли.
П.7
25-29 нояб
Представление о вулкане как об «огне дышащей» го ре. Вулканы действую щие и потух шие. Строе ние вулкана.
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Магма. Лава. Кратер. Жерло. Вулканизм.
Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях.
Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, от бор информа ции, а также ее презентацию с помощью
информационных техноло гий (задание для желаю щих составить презентацию о вулканах и зем летрясениях.
Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава».
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.
Индивидуальная, фронтальная.
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы.
Карта «Строение земной коры»; схема строения вулкана; презентация «Вулканы»с изображениями извергающихся вулканов.
Репродуктивный, практический
13
Рельеф земной поверхности.
П.10
2-6 дек
Представление о неровностях земной поверхности. Понятия о равнинах (плоских и холмистых) и горах, разных по высоте.
Рельеф. Формы рельефа: выпуклые и вогнутые.
Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географической среде (влияние ант ропогенной деятельности на рельеф).
Отбирать ис точники геогра фической ин формации для составления описаний форм рельефа, для объясне ния проис хождения гео графических названий гор и равнин.
Знать и объ яснять суще ственные при-знаки понятий
«рельеф», «го ры», «равни ны», «абсолю тная высота».
Составлять описания гор и равнин, их гео графического положения. Устанавливать взаимосвязи между форма ми рельефа и внешними, внутренними географическими процессами.
Фронтальная, грапповая
Уметь находить горы и равнины.
Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Ульяновской области.
Фотоколлаж
«Горы и равнины мира».
Практический, репродуктивный
Частично-поисковый
14
Относительная высота форм рельефа.
П.10
9-13 дек
Представление о холмах и горах как о выпуклых формах рельефа. Понятия «вершина»,
«склон» и «подошва» холма или горы.
Относительная высота. Способы определения относительной высоты географических объектов. Геодезия. Нивелир.
Овладеть навыка-ми работы по определению на местности относи-тельных высот точек земной поверхности.
Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Знать и объяснять понятие «относительная высота».
Подготовить
«Дневник географа
следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Групповая, индивидуальная.
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту
Физическая карта полушарий. Схема «Измерение относи-тельной высоты холма»; само-дельный нивелир(две рейки, соединенные под углом 90* и отвес).
15
Человек и литосфера.
П.11
16-20 дек
Понятие о полезных ис копаемых, ис пользуемых в хозяйствен ной деятель ности человека.
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Сформировать установку на ответстве нное испо льзование бо гатств лито сферы как части среды обитания.
Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации о своей мест ности из раз ных источ ников (работа с топонимиче ским слова рем, опреде ление прои схождения на званий геогра фических объ ектов).
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности.
Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.
Парная.
Работать с топонимическим словарем. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Физические карты полушарий и России; коллекции полезных ископаемых топонимический сло варь; фото и картины с изображе
нием при родных памятников литосферы (презентация).
Частично-поисковый
Атмосфера (4 часа)
16
Воздушная оболочка Земли.
П.12
23-27 дек
Твердые, жидкие, газообразные вещества, состав и свойства воздуха(3кл)
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.
Метеорология Озоновый слой. Тропосфера. Стратосфера Мезосфера. Термосфера.
Осознание целостности природы, значимости атмосферы для всего человечества
Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, выделять главное.
Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосфера».
Использовать понятие для решения учебных задач.
Индивидуальная, парная
Проводить опыт, доказыва ющий сущест вование атмос ферного давле ния. Изготавли вать самодель ный барометр и измерять атмос ферное давлен и Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения измерения ..
Таблица «Состав атмосферы» Космиче ские снимки.
репродуктивный
17-
18
Погода и метеорологические наблюдения
П.13
13-17 янв
20-24 янв
Атмосфера, из чего она состоит. Признаки изменения погоды.
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».
Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды».
Подготовить «Дневник гео графа- следопы та» для прове дения измере ний направле ния и скорости ветра, количе ства осадков и температуры воздуха само дельными приб
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Индивидуальная, фронтальная.
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра(флюгер), количества осадков(дождемер), измерения температуры воздуха .
Флюгер, дождемер, термометр,
«Дневник географа- следопыта».
Практический, частично-поисковый
19
Человек и атмосфера.
П.14
27-31 янв
Охрана воздуха (3кл.).
Значение кислорода.
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.
Парниковый эффект. Гроза. Радуга. Мираж.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения. Овладение навыками действий в чрезвычайных ситуациях.
Умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
Умение работать в коллективе.
Приводить примеры редких явлений в атмосфере. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).
Фронтальная.
Сравнивать погоду разных сезонов года, высказывать суждения об изменчивости погоды.
«Дневник географа- следопыта».
исследовательский
Тема 2: Гидросфера ( 7 ч)
20
Вода на Земле.
Д/З п.15
3-7 фев
Виды водоемов на Земле, их использование.
Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы.
Гидросфера.
Осознание значимости гидросферы для всех, живущих на Земле.
Развитие познавательного интереса к изучению темы.
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Л/Р Изучение свойства самого удивительного вещества на Земле. Усвоить понятие «гидросфера».
Групповая
Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.
Физическая
карта
полушарий.
2 бутылки с питьевой водой, пищевая соль, яйцо .
Исследовательский, частично-поисковый
21
Мировой круговорот воды.
Д/З п. 15
10-14 фев
Круговорот воды в природе.
Круговорот воды на Земле. Круговорот воды малый и большой.
Эмоционально – целостное отношение к явлениям движения воды.
Развитие творческих способностей учащихся.
Выявлять взаимосвязь между состав ными частями гидросферы по схеме «Кру говорот воды в природе».
Фронтальная.
Следуя схеме описать большой и малый круговороты воды.
Схема «Кру говорот во ды в приро де».Презен тация.
Частично-поисковый
22
Мировой океан главная часть гидросферы
Д/З п. 16
17-21 фев
Океаны и их части. Материки и острова.
Мировой океан, его части. Береговая линия. Суша в океане.
Мировой океан. Море. Залив. Пролив. Остров. Архипелаг. Полуостров.
Необходимость сохранения и рационального использования вод Мирового океана.
Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.
Картографическая грамотность. Определение происхождения названий географических объектов. Использование способов запоминания названий.
Умение определять по карте ГП, глубину, размеры океанов и других частей гидросферы.
Индивидуальная, групповая.
Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания . Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в
« Дневнике географа – следопыта» топонимические страницы.
Физическая карта полушарий
Гренла ндия, Мада гаскар, Гав айские, Б.Барьерный риф., Сахалин.
Полуострова: Аравия, Таймыр.
Практический,
23
Р.к.Воды суши. Реки.
Д/З п. 17
24-28 фев
Воды суши. Запасы пресных вод на Земле. Воды нашей местности . Родники
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.
Реки – дети океана. Необходимость их охраны.
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Определять по карте части реки. Знать основные по нятия. Выя вить основные различия горных и равнинных рек.
Фронтальная.
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек.
Физическая карта полушарий.
Видеогеогра
фия.
Практический
24
Озера.
Д/З п.18
3-7 мар
Озера.
Ледники.
Подземные воды.
Что такое озеро? Озерная вода. Ледники горные и покровные. Айсберги. Подземные воды.Горный ледник. Водоносный пласт. Грунтовые воды. Водоупорный слой. Родник.
Патриотизм. любовь к своей стране.(Самое глубокое и самое большое озера в мире).
Развитие умения организовать свою деятельность.
Знать смысл понятия «озеро». Уметь приводить примеры пресных и соленых озер. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через разные горные породы.
Парная, индивидуальная.
Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника.
Физическая карта полушарий.
Видеогеография.
3 воронки 3 стакана, образцы горных пород.
Репродуктивный
25
Человек и гидросфера.
Р.к.
Д/З п.19
10-14 мар
Охрана водоемов. Водные запасы нашей планеты. Как человек использует водоемы.
Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».
Формирование социально – ответственного поведения в отношении объектов гидросферы.
Научить работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы.
Понимать роль гидросферы в обеспечении жизни и деятельности человечества на Земле.
Индивидуальная.
Работать с текстами легенд и народных сказаний , посвященным объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа – следопыта» топонимические страницы.
Картины водных объектов.
Практический, частично-поисковый
26
Обобщающий урок по теме.
17-21 мар
Овладение системой знаний по теме.
Индивидуальная.
Выполнять тестовую проверочную работу.
Физическая карта полушарий.
Частично-поисковый
Тема 3: Биосфера (6 часов)
27
Оболочка жизни.
Д/З п.20
31 мар-4 апр
Ископаемые остатки организмов.
Биосфера, ее границы. Появление и развитие жизни на Земле. Палеонтология. Живое вещество.
Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле.
Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний
Понимание существенных признаков понятия «биосфера».
Фронтальная.
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Таблица «Биосфера, ее границы». Ископаемые остатки организмов, их изображения.
Репродуктивный
28
Жизнь в тропическом поясе.
Д/З п. 21
7-11 апр
Природные зоны мира.
Комнатные растения.
Разнообразие жизни. Мир тропического пояса. Влажный экваториальный лес. Саванна. Пустыня. Биогеография.
Овладение умениями ухода за комнатными растениями.
Умение определять правила ухода за комнатными растениями, составлять описание коллекции комнатных растений.
Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.
Парная, индивидуальная.
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.
Таблица «Тропический пояс». Комнатные растения различных мест произрастания
.Карты природных зон с изображением растений и животных.
Исследовательский
29
Растительный и живот ный мир умеренных поясов. Р.к.
Д/З п. 22
14-18 апр
Наблюдения природы.
Растительный и животный мир умеренных поясов. Степь. Лиственный лес. Тайга.
Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности.
Умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.
Установление особенностей растительного и животного мира полярных поясов и океана.
Индивидуальная, групповая.
Создавать игры биогеографического содержания.
Картины родной природы.
Практический, исследовательский
30
Жизнь в полярных поясах и в океане.
Д/З п. 23
21-25 апр
Известные знания о животных полярных областей и океанов.
Жизнь в полярных областях и в океане. Тундра. Арктическая и антарктическая пустыня. Фитопланктон.
Представление о России как морской державе, часть территории которой лежит в полярной области.
Развитие практических умений работать с путеводителем и определи телем.
Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.
Групповая.
«Виртуально» изучать морских животных с путеводителем
« Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных.
Картины и таблицы
« Животный мир океана», «Арктика». Путеводитель «Жизнь в морских глубинах». Определитель морских животных.
Частично-поисковый
31
Природная среда.
Д/З п.24
28 апр-2 мая
Взаимосвязь природы. Окружающая среда. Природная и искусственная среда. Проблемы, связанные с изменением природы.
Приводить примеры стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Развитие познавательных интересов.
Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду.
Групповая, фронтальная.
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Видеоматериалы о Лап ландском заповеднике
Практический Исследовательский
32
Охрана природы. Рк.
Д/З п.24
5-9 мая
Красная книга.
Охрана природы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Заповедник. Биосферный заповедник.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. Эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы.
Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы.
Индивидуальная, групповая.
Составлять в «Дневнике географа – следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки
( плакаты) на природоохранные темы.
Таблицы по охране природы. Презентация «Экологическая тропа» (на местном материале)
Частично-поисковый
33
Резервный урок. Обобщающий урок по теме: «Биосфера»
10-17 мая
Экологическая проблема.
Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географической среде
Уметь высказывать суждения, подтверждать их фактами
Уметь давать определения основным понятиям.
Индивидуальная работа
Технические средства, дидактический материал
Проблемный частично-поисковый
34-35
Резервный урок. Обобщающее повторение по изученному курсу
18-24 мая, 25-30 мая
Основные понятия курса «География. Начальный курс».
Осознавать ценность географических знаний и применения их на практике
Выявлять уникальность географи ческих объек тов в живой и неживой природе.
Уметь давать определения основным понятиям.
Фронтальная работа
Технические средства, дидактический материал
Репродуктивный, частично-поисковый
Итого – 35 ч.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для реализации рабочей программы используются следующие УМК линии «Алгоритм успеха» 5 класс:
Программа - География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;. под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Учебник - А.А. Летяги География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Рабочая тетрадь – А.А. Летягин География 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Поурочное планирование – А.А. Летягин. Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС.
Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс. Автор А.А.Летягин.
Материально-техническое обеспечение:
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер;
мультимедиа-проектор;
интерактивная доска:
документ –камера.
электронные учебники и пособия:
Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки географии 6класс
Начальный курс географии
Вселенная. Интерактивное наглядное пособие
Литосфера. Интерактивное наглядное пособие
Гидросфера. Интерактивное наглядное пособие
Интерактивная модель Солнечной системы
CD EINGANA. 3D-атлас Земли
Комплект видеофильмов для кабинета географии(5 DWD)
Интерактивные карты
Учебно-познавательная литература.-2 комплекта.
Атласы по географии
Таблицы:
Вулканизм и землетрясения
Классификация горных пород
Распределение солнечного света и тепла на Земле
Воды суши
Таблицы по охране природы
Портреты
Набор «Путешественники»
Набор «Ученые-географы»
Карты мира
Великие географические открытия
Карта океанов
Физическая полушарий
Физическая карта
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Теллурий
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)
Линейка визирная
Мензула с планшетом
Нивелир школьный
Рулетка
Комплект топографических приборов (5)
Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)
Натуральные объекты
Коллекция горных пород и минералов
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
Почва и ее состав
Заголовок 115