Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования






Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
по теме: «Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

Сроки обучения: 1 сессия: с 7 сентября по 11 сентября 2015г.
2 сессия: с 14 сентября по 18 сентября 2015 г.

















Выполнила:
Пухлякова Екатерина Александровна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрань
Проверил:
Томбасова Н.Н.





2015 г.

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности он не может.
В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
В своей деятельности я использую следующие педагогические технологии: технологию продуктивного чтения, технологию проблемно-диалогического обучения, технологию оценивания учебных достижений, технологию критического мышления,    здоровьесберегающую технологию, ИКТ, технологию учебного взаимодействия, технологию формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников,   технологию проектно-исследовательской деятельности и т.д.
Хотелось бы остановиться на технологии проблемно-диалогического обучения.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:
личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
регулятивные действия: целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция;
познавательные универсальные действия:
- общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);
- логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);
коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основой формирования универсальных действий является урок. В соответствии с дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков по этой технологии.

Тип урока
Цель урока
Применяемые методические приемы

1.
Урок введения нового знания
Формирование новых понятий.
Проблемно – диалогическое введение нового знания через противоречия.

2.
Урок применения знаний
Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности.
Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

3.
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний
Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.
Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.

4.
Урок проверки знаний и умений
Осуществить контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.
Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков в моей работе представлена в таблице. Также в ней отражаются цели этапов и формируемые на этих этапах универсальные учебные действия.
№ этапа
Название этапа
Цель
Формируемые УУД

I
Организационный момент
Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне
Личностные: смыслообразование, самоопределение
На каждом этапе урока формируются коммуника-тивные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудни-чества

II
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение.


III
Возникновение проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию на основе противоречий.
Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации.


IV
Постановка проблемы (целеполагание)
Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
Регулятивные: целеполагание, планирование


V
Поиск решения
Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные (логические)


VI
Выражение решения
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Общеучебные: моделирование


VII
Применение знаний на практике
Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка


VIII
Самостоятельная работа
Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка


IX
Итог урока
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Общеучебные: рефлексия.
Личностные: самоопределение, смыслообразование


Примеры проблемных ситуаций на уроках русского языка, математики в Приложении 1.
Пример урока введения нового знания на уроке в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На уроках применения знания и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, я использую методические приемы:
предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с различных позиций;
побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Уровни представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником.
Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне – две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу новых знаний.
Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.
В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.
Мною установлено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.
На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:
развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;
обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволяют спланировать свою работу, направленную на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Современные технологии позволяют добиться хороших результатов в обучении.
Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
стабильное   качество знаний по предметам (65-70%), 100%-ный уровень обученности учащихся в классе; результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов; проведенные диагностики сформированности УУД показывают, что преобладает высокий уровень сформированности познавательных УУД.
Уровень сформированности познавательных УУД
















Приложение 1.

1) Пример использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник. Учитель: – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,эс?н,ик].) – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется

2) Пример использования технологии проблемно-диалогического обучения
на уроке русского языка
На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Пример использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики.

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17






Приложение 2
Русский язык.

Тема: Правописание суффиксов –ек, -ик
Цели:
познакомить с орфограммой: суффиксы – ек, – ик, вывести алгоритм действий при выборе суффиксов – ек, – ик, закрепить знания о составе слова;
развивать наблюдательность, умение выполнять анализ и синтез, умение делать умозаключения, пополнить словарный запас.
воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки, слайдовая презентация, карточки со словами.

Ход урока

Формируемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

Личностные: смыслообразование, самоопределение

2. Актуализация знаний.
Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк.
– На что похожи сочетания букв, которые вы прописали? – Действительно это суффиксы. – А что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова) – Для чего служит суффикс? (Суффикс служит для образования новых слов) – Какие еще части слова знаете? (Корень – главная часть слова, приставка – для образования слов, окончание – изменяемая часть слова)
Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные действия: умение выражать свои мысли,

3. Возникновение проблемной ситуации
Дидактическая игра “Составь слова”. (Слайд 2)
Слова: лес, изба, гора, фокус.
Суффиксы: ок, ушк, к, ник, ик, ек.
– Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей):
– Был лес огромным, стал – лесок;
– В лесу на курьих ножках – избушка;
– Была гора, а стала – горка;
– В цирке фокусы покажет – фокусник.
(Слова записывают в тетрадях, выделяют корень и суффикс.)
Получились новые слова: лесок, избушка, горка, фокусник.
- С помощью какой части слова образовались новые слова?
– Какие суффиксы остались? (ек, ик).

Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации.

4. Постановка проблемы (целеполагание)
- Хорошо, я дам вам новые корни, составьте слова, но уже самостоятельно. (2–3 ученика у доски, остальные в тетрадях.)
Даны корни (на листочках): Платоч, мяч, ореш, кузнеч .
Проверяем, что получилось (запись на доске – варианты детских работ)
Платочек – платочик
Мячек – мячик
Орешек – орешик
Кузнечек - кузнечик

– Почему по – разному? А как правильно? (Точно не знаем, но можем узнать.)
- Какую цель поставим на уроке? (узнать как правильно писать суффиксы –ек, -ик)
Регулятивные: целеполагание, планирование



5. Поиск решения
- Сейчас, я предлагаю вам выполнить роль исследователя и вывести правило написания суффиксов –ЕК, -ИК
Даны слова (Слайд 3):
Человечек, пальчики, замочек, ключики, пальчик, замочки, человечки, ключик.
– Что заметили? (слова в ед.ч. и мн. ч.)
– Распределите в 2 столбика парами (Слайд 4).
б) (Человечек – человечки, пальчик – пальчики, замочек – замочки, ключик – ключики)
Работа в парах по схеме.
Выдели корень, суффикс.
Рассмотри суффиксы.
Сделай выводы.
Попробуйте сделать предположение о написании суффиксов (Если гласный не изменяется, то пишем суффикс ИК, если гласный “выпал”, то пишем ЕК)
Работа с правилом (Слайд 5)
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные (логические) Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

6. Выражение решения
– Давайте составим алгоритм, по которому будет легко правильно писать суффиксы –ек, – ик.
(Работа в парах или группах по крточкам)

1 ученик____________________
2 ученик____________________

Алгоритм написания суффиксов –ек, -ик.
1.____________________________слово
2.Определи, «выпадает» ли ___________
3. Если гласная «выпадает», то пишем ________
4. Если гласная не изменяется, то пишем________

Проверяем все вместе (Слайд 6).
Алгоритм написания суффиксов –ек, -ик.
Измени по числам слово.
Определи, «выпадает» ли гласный.
Если гласная «выпадает», то пишем –ЕК.
Если гласная не изменяется, то пишем –ИК.

Общеучебные: моделирование
Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

7. Применение знаний на практике
а) Вернемся к нашим слова и проверим (Слайд 7, работа у доски): Платоч, мяч, ореш, кузнеч. (Работа по алгоритму фронтально с объяснением)
б) Письмо по памяти (Слайд 8). Орфографическая подготовка
Втер по морю гуляет
И к..рабл..к п..дг..няет;
Он б..жит себе в в..лнах
На р..здутых п..русах
Самопроверка
Личностные: самоопределение, смыслообразование


8. Самостоятельная работа (Слайд 9)

1 уровень
Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах. Выдели суффиксы.
Уголоч..к, дом..к, сыноч..к, сад..к, грибоч..к, корабл..к, дружоч..к, журавл..к, лужоч..к, мост..к, пенеч..к, хвост..к, шажоч..к, букет..к .

2 уровень
Образуй, используя суффиксы –ЕК, -ИК новые слова. Выдели суффиксы.
Камень, лист, пруд, сынок, цветок, луч, фонарь, сухарь, слон, кусок.

3 уровень
Дана рифма, вставить пропущенные буквы, сочинить двустишье.
Пенечек–грибочек, денечек – цветочек. Пенек – грибок, денек – цветок.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка
Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

9. Итог урока
- О чем говорили на уроке?
– Что узнали на уроке? – Сложно ли было составлять правило? – Как работали, оцените себя (по линейке) – Что особенно удалось? – Что было трудно?
Домашнее задание.

Общеучебные: рефлексия.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Коммуникативные действия: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества







Приложение 3
Этап «Постановка проблемы и поиск решения»

Математика. 3 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: Площадь прямоугольника.
Задания на карточках, ученики работают в группах.
1 уровень.
Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 3 см. Найдите его площадь. Сделайте вывод.
2 уровень.
Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 3 см. Найдите его площадь. Сделайте вывод.
Подсказка: разделите прямоугольник на квадратные сантиметры.
3 уровень.
Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 3 см. Найдите его площадь. Сделайте вывод.
Подсказка 1: раздели прямоугольник на квадратные сантиметры.
Подсказка 2: подумай, что обозначает число 6?, число3?


Математика. 3 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: «Письменный приём сложения с переходом через разряд».
Задания на карточках, ученики работают в группах.
1 уровень.
Задание. Запишите примеры в столбик. Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Вычислите. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
28+34 46+25 59+34
2 уровень.
Задание. Запишите примеры в столбик. Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
28+34 46+25 59+34
Подсказка 1. Какое число получается при сложении единиц? Оно однозначное или двузначное? Вычислите.
3 уровень.
Задание. Запишите примеры в столбик. Рассмотрите примеры. Составьте алгоритм вычислений. Определите новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
28+34 46+25 59+34
Подсказка 1. Какое число получается при сложении единиц? Оно однозначное или двузначное? Вычислите.
Подсказка 2. Можем ли мы под единицами записать двузначное число? Что нужно сделать?





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry