Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ОО Линия Полярная звезда А.И.Алексеев,В.В.Николина,Е.К.Липкина
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская общая общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании
МО
учителей__________________
Руководитель МО
___________/Донская Н.В../
Протокол № _____ от
«___»_______________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
___________/Химичева В.А./
«___»_______________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________________
О.В.Балакирева
Приказ №__ от "___"_______2015 г.
Рабочая программа
По предмету « География»
Класс 5
Количество часов по программе 35
Разработана учителем географии высшей квалификационной категории
Донской Натальей Владимировной
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 59 классы авторы В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 59 классы под редакцией
В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение», 2015г.
«География» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Содержание учебного курса: Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Планируемые результаты изучения курса географии 5 класса:
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Календарные сроки
По плану
Факт
Раздел 1 Развитие географических знаний о Земле (4ч.)
1
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
2
Как люди открывали Землю
3
Как люди открывали Землю
4
География сегодня
Раздел 2 Земля - планета солнечной системы (3ч.)
5
Мы во Вселенной
6
Движение Земли
7
Солнечный свет на Земле
Раздел 3 План и карта (12ч.)
8
Ориентирование на местности
9
Ориентирование на местности
10
Земная поверхность на плане и карте
11
Земная поверхность на плане и карте
12
Учимся с «Полярной звездой»
«Определение сторон горизонта» практическая работа№1
13
Географическая карта
14
Градусная сетка
15
Географические координаты
16
Географические координаты
17
Учимся с «Полярной звездой»
«Географические координаты» практическая работа№2
18
Решение задач по теме «План и карта»
19
Обобщение по теме «План и карта»
Раздел 4 Человек на Земле (4ч.)
20
Как люди заселяли Землю
21
Расы и народы
22
Учимся с «Полярной звездой»
«Многообразие стран мира» практическая работа№3
23
Обобщение по теме «Человек на Земле»
Раздел 5 Литосфера твердая оболочка Земли(12ч.)
24
Земная кора – верхняя часть литосферы
25
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
26
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
27
Движения земной коры.
28
Движения земной коры.
29
Рельеф Земли.
Равнины.
30
Рельеф Земли.
Горы.
31
Учимся с «Полярной звездой»
«Скульптурный портрет планеты» практическая работа№4
32
Литосфера и человек
33
Урок обобщения темы «Литосфера – твердая оболочка Земли»
34
Обобщение и коррекция знаний по изученным темам
35
Обобщающее повторение всего курса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ.
Раздел 1 Развитие географических знаний о Земле (4ч.)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических открытий
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
Как люди открывали Землю
География сегодня
Раздел 2 Земля - планета солнечной системы (3ч.)
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Влияние космоса на землю и жизнь людей.
Мы во Вселенной
Движение Земли
Солнечный свет на Земле
Раздел 3 План и карта (12ч.)
Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Ориентирование на местности
Земная поверхность на плане и карте
Учимся с «Полярной звездой»
«Определение сторон горизонта» практическая работа№1
Географическая карта
Градусная сетка
Географические координаты
Учимся с «Полярной звездой»
«Географические координаты» практическая работа№2
Решение задач по теме «План и карта»
Обобщение по теме «План и карта»
Раздел 4 Человек на Земле (4ч.)
Как люди заселяли Землю
Расы и народы
Учимся с «Полярной звездой»
«Многообразие стран мира» практическая работа№3
Обобщение по теме «Человек на Земле»
Раздел 5 Литосфера твердая оболочка Земли(12ч.)
Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Земная кора – верхняя часть литосферы
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Движения земной коры.
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Горы.
Учимся с «Полярной звездой»
«Скульптурный портрет планеты» практическая работа№4
Литосфера и человек
Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа
Урок обобщения темы «Литосфера – твердая оболочка Земли»
Обобщение и коррекция знаний по изученным темам
Обобщающее повторение всего курса
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Количество часов
Основное содержание темы, термины и понятия
Тип урока/Формы работы
УУД
Виды контроля
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
1
Предмет и задачи географии.
Система географических наук.
Географические объекты, явления и процессы.
Зачем человеку нужна география.
Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Источники географической информации и работа с ними.
Вводный
беседа
Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее
Сформировать представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком о географических знаниях как компоненте научной картины
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.
Работа с учебником
2-3
Как люди открывали Землю
2
развитие географических знаний о Земле
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
появление географических карт.
Путешествие А.Никитана
Викинги
Путешествия Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Изучение и первичное закрепления новых знаний
Беседа с использованием карт.
работа в контурной карте
Творческие задания
4
География сегодня
1
1.Современные географические исследования
2.Космические и геоинформационные системы
Определять значение современных географических исследований
Выделять и анализировать источники географической информацпи.
Урок объяснения нового материала
лекция
Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее
Сформировать представления о географических знаниях как компоненте научной картины мира.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.
Фронтальный и индивидуальный опрос.
5
Мы во Вселенной
1
Земля – часть Вселенной (космоса).
Состав Вселенной.
Галактики.
Млечный Путь.
Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной
Високосный год
Навигационные звёзды и созвездия.
Виртуальная экскурсия
Сформировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неординарности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Географический диктант
Творческие задания
6
Движение Земли
Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.
Географические следствия движения Земли.
Сутки и часовые пояса.
Смена времён года.
Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.
Пояса освещённости
Объяснение нового материала
Фронтальный и индивидуальный опрос.
7
Солнечный свет на Земле
1
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.
Уникальность Земли как планеты.
Объяснение нового материала
Фронтальный и индивидуальный опрос.
8-9
Ориентирование на местности
2
Ориентирование и его способы.
Компас.
Определение сторон горизонта и расстояний на местности.
Азимут
комбинированный
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать актуальную информацию.
Уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
применять методы информационного поиска.
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Работа с компасом, картами атласа
10-11
Земная поверхность на плане и карте
2
Географическая карта – особый источник информации.
Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.
Значение карт в жизни человека
Ориентирование и измерение расстояний по карте.
комбинированный
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.
Работа с картами
12
Учимся с «Полярной звездой»
«Определение сторон горизонта» практическая работа№1
1
Решение практических и познавательных задач
Урок-практикум
Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач
Представлять информацию в различных формах.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя.
искать и выделять необходимую информацию.
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Практическая работа
13
Географическая карта
1
Географическая карта – особый источник информации.
Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.
Значение карт в жизни человека
Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Комбинированный
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Фронтальный опрос, работа с картами.
14
Градусная сетка
1
Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
Урок объяснения нового материала на основе опорных знаний.
Формирование толерантности и умения работы в группе.
Устанавливать причинно – следственные связи.
Умение представить изучаемый материал в виде простых схем.
Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели.
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Частично - поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.
15-16
Географические координаты
2
Географическая широта
Географическая долгота
Урок объяснения нового материала на основе опорных знаний.
Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источникамиинформации
Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее
Планировать деятельность в учебной ситуации.
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Учебное исследование по картам.
17
Учимся с «Полярной звездой»
«Географические координаты» практическая работа№2
1
Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».
Урок-практикум
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач
Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа
Практическая работа
18
Решение задач по теме «План и карта»
1
Повторение основные понятия раздела через решение географических задач
Урок-практикум
Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач
Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ.
Выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Частично - поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.
19
Обобщение по теме «План и карта»
1
Обобщение и повторение основных понятий раздела
Урок корректировки знаний и обобщения
Формирование толерантности и умения работы в группе.
Сравнивать два понятия. Устанавливать аналогии для понимания закономерностей
Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ.
Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа
Тестирование.
20
Как люди заселяли Землю
1
Основные пути расселения древнего человека.
Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас
Комбинированный
Урок
путешествие
Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа
Беседа с использованием карт.
21
Расы и народы
1
Основные пути расселения древнего человека.
Особенности расового и этнического состава населения.
Внешние признаки людей различных рас.
Урок объяснения нового материала
Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания.
Опрос - беседа.
22
Учимся с «Полярной звездой»
«Многообразие стран мира» практическая работа№3
1
Страны
Столицы
Урок-практикум
Формирование толерантности и умения работы в группе.
Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме
Планировать деятельность в учебной ситуации
Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
Практическая работа
23
Обобщение по теме «Человек на Земле»
1
Повторение, обобщение основных понятий
Урок-зачёт
Развитие навыков самостоятельной работы.
Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения
Планировать деятельность в паре.
Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия
Творческие задания
24
Земная кора – верхняя часть литосферы
1
Типы земной коры.
Различия континентальной и океанической коры.
Литосфера, ее соотношение с земной корой.
Литосферные плиты
Урок актуализации знаний и умений
Мультимедиа
Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме.
Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
Излагать свое мнение, понимать позицию другого.
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Частично - поисковая беседа
25-26
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
2
Горная порода, магма, магматические породы, метаморфические г.п., осадочные горные породы
Комбинированный урок с элементами практикума
Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.
Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
27-28
Движения земной коры.
2
1. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
2.Землетрясения.
3. Вулканизм
Комбинированный
Урок исследования
Формирование познавательной и информационной культуры
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.
Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
Исследование по картам.
29
Рельеф Земли.
Равнины.
1
Рельеф и формы рельефа.
Причины разнообразия рельефа.
Комбинированный урок с элементами практикума
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям.
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией
Работа с атласом и контурными картами
30
Рельеф Земли.
Горы.
1
1. Рельеф и формы рельефа.
2. Причины разнообразия рельефа.
Комбинированный урок с элементами практикума
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания.
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение
Работа с атласом и контурными картами
31
Учимся с «Полярной звездой»
«Скульптурный портрет планеты» практическая работа№4
1
Повторение понятий рельефа, формы рельефа
Урок -практикум
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания.
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия
Практическая работа
32
Литосфера и человек
1
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.
Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.
Воздействие человека на рельеф;. антропогенные формы рельефа
Комбинированный
Мультимедиа – урок
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Индивидуальный и фронтальный опрос
33
Урок обобщения темы «Литосфера – твердая оболочка Земли»
1
Понятия раздела «Литосфера»
Урок обобщающего повторения
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией
Самостоятельная работа
34
Обобщение и коррекция знаний по изученным темам
1
Основные понятия курса 5 класса
Урок - зачет
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения
Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение
Тестирование
35
Обобщающее повторение всего курса
1
Основные понятия курса 5 класса
Урок обобщающего повторения
Формирование толерантности и умения работы в группе.
Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ.
Излагать свое мнение, понимать позицию другого.
Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
15