Календарно — тематический план по музыке 1 кл ( Усачева, Школяр)
Календарно – тематическое планирование 1 класс.
№
Тема урока
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Примечание (проектная и исследовательская деятельность, ИКТ)
Дата проведения
план
факт
Истоки возникновения музыки – 8 часов
1.
Урок – экскурсия « Где живет музыка?»
1
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
- выражать своё мнение,
-уметь определять на слух основные жанры музыки
- знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.
Презентация
« Что такое музыка?»
2.09
2
Урок – концерт. Образ музыки
1
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
-выражать своё отношение к музыкальному произведению-знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение
Презентация
« Образы в музыке»
9.09
3
Урок – путешествие. Родина музыки.
1
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Презентация
«Родина музыки»
16.09
4
Урок – игра. Где найти песню?
1
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе
Коммуникативные:
Уметь выражать своё отношение к музыкальному
произведению определять на слух основные жанры музыки;
-участвовать в коллективном пении
Презентация « Откуда берутся песни»
23.09
5
Путешествие в мир танца
1
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Презентация « Что такое танец?»
30.09
6
Что такое марш? – урок путешествие
1
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
- уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм)
Презентация « Что такое марш»
7.10
7
Играем в композитора. Сочини музыку
1
Коммуникативные:
- знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
14.10
8
Музыка вокруг нас. Урок - экскурсия
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыке , как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
21.10
Содержание и формы бытования музыки – 17 часов
9
Каждый композитор – художник.
Можно ли увидеть музыку?
1
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Презентация « Как увидеть музыку»
28.10
10
Как увидеть музыку?
1
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Презентация « Как увидеть музыку?»
11.11
11
О чем рассказывает музыка?
1
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
-уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов.
18.11
12
Музыка живая.
1
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
25.11
13
Изобразительность в музыке.
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные
-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
- уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
2.12
14
Музыка природы
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
-уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
Презентация « Музыка природы»
9.12
15
Новогодний калейдоскоп
1
Познавательные:
уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
16.12
16
Музыкальный портрет
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Презентация
« Портрет изобразительный и музыкальный»
23.12
17
Идем в театр.
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
-уметь выявлять жанровое начало;
-знать смысл понятия «музыкальный театр
Презентация
« Что такое театр»
13.01
18
Путешествие в оперу
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
Презентация
« Путешествуем в оперу»
20.01
19
Путешествие в балет
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности
27.01
20
Музыкальный театр
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
Презентация «Театр»
3.02
21
Симфонический оркестр
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
10.02
22
Инструменты симфонического
оркестра
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
Презентация « Какие бывают инструменты»
17.02
23
Мамин праздник.
Колыбельные песни, песни о маме
1
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
Коммуникативные:
-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
2.03
24
Музыка в цирке
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний
Презнтация « Музыка в цирке»
9.03
25
Музыка в кино
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь определять на слух основные жанры музыки;
характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
16.03
Язык музыки – 8 часов
26.
Язык музыки.
1
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Презентация
« Музыкальный язык»
23.03
27
Путешествие в деревню
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
Коммуникативные:
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
6.04
28
Народные праздники и традиции
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
Презентация « Праздники , обычаи моего народа»
13.04
29
Сказочные образы в музыке
1
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Презентация « Сказочные образы в музыке»
20.04
30
Симфоническая сказка
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
27.04
31
Легко ли стать музыкантом?
1
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
Презентация « Кто такой музыкант»
4.05
32
Лад, тембр, регистр, музыкальный
инструментарий их роль в создании неповторимости
художественного
образа музыкального сочинения.
1
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
11.05
33
Урок повторение тем года
1
18.05
34
Заключительный урок – концерт. Резерв
1
25.05
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание учебного материала по разделам
Количество часов
1
Истоки возникновения музыки
8 часов
2
Содержание и формы бытования музыки
17часов
3
Язык музыки
8 часов
4
Резерв
1 час
Итого:
34 часа
Содержание программы
1 класс (33 ч + 1 час резерв)
Истоки возникновения музыки (8 ч)
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально- языковых и образно- эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально- художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.
Содержание и формы бытования музыки (17ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений- добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна- в музыке отражен весь мир.
Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (8 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро- ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и
цифрой).
Резерв 1 час: заключительный урок-концерт
Перечень учебно – методического обеспечения и литературы основной и дополнительной.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Песенные сборники.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
15