Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС В.О.Усачева,Л.В.Школяр



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 1 г. Фокино»
__________ О. В. Попович
Протокол педсовета №1 от 28.08.15
Согласована
на методическом совете
№_______
от «____» ________20 г.
Валяева И.А..
Рассмотрена и согласована
методическим
объединением____________
от «____» _________20 г.

Рабочая программа
по музыке 5 класс
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
Программа Усачева В.О., Школяр Л..В
Музыка :5 класс :учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.О.Усачева,Л.В.Школяр.-4-е изд.,испр.и доп.-М.:Вентана – Граф,2015.-160с.:ил.

Количество часов на 2015 – 2016 учебный год: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составила Кирюхина Т.В.., учитель музыки и ИЗО.



г. Фокино
2015-2016 учебный год
Пояснительная запискаПрограмма направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.^ Общая характеристика программыМузыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.Таким образом, цель преподавания музыкального искусства в основной школе – развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо решение таких задач, как развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты; воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий; освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира; изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства; знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.^ Место учебного предмета «Музыка» в учебном планеПрограмма по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5 классе в объеме 35 часов ( 1 час в неделю).^ Требования к результатам обучения музыке В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».^ Личностные результаты изучения музыки:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).^ Метапредметные результаты изучения музыки:
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования. ^ Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
Содержание учебного предмета.
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.
В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.
Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли к жизни», когда «мотивом к жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.

Календарно – тематическое планирование «Музыка » 5 класс
№ п\п Наименование разделов, тем Кол- во часов Дата Характеристика основных видов деятельности учащихся Планируемые результаты (УУД) Формы контроля
план фа
к
т 1. О чем молчит рояль. 1 Слушание произведений выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений Воспринимать окружающий мир во всем богатстве его звучания и красок. Устный опрос
2 Мир, запечатленный человеком. 1 . Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений Воспринимать окружающий мир во всем богатстве его звучания и красок. Фронтальный опрос, сольное пение
3 Внутренний голос 1 Исполнять песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
..
. Понимать, что человек это существо духовное(способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить). Сольное пение
4 Где кончаются слова – начинается музыка 1 Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора писателя Устный блиц- опрос
5 Несколько взглядов на цветок 1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
6 Люди искусства 1 Музыкальная викторина
7 Мастерская литератора. 1 Выявление внутренних связей между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. Просмотр презентаций.
Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных. Фронтальный опрос, сольное пение
8 Мастерская композитора 1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
9 Мастерская художника 1 .Исследование общих и специфических черт творческой деятельности в разных областях искусства Анализировать способы художественного выражения композитором поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности Сольное пение.
10-
11 Сочинение сочинённого. 2 .
Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания Устный блиц- опрос
12 Беседы на перекрёстке искусств. 1 Объяснить понятия: изображение, слово, звучание — способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении написании литературного эссе и др.). Фронтальный опрос, сольное пение
13 Беседы на перекрёстке искусств. 1 Устный опрос
14 «Ищите, свищите!». 1 Устный опрос
15 Великие музыканты- исполнители. 1 . анализ
вокальной, симфонической,
инструментальной музыки
разных стилей, жанров
и форм.
Учить определять автора
конкретного музыкального
произведения по
интонационным
проявлениям его
принадлежности к
определённому течению,
художественному
направлению,
композиторской школе.
Научить исполнять
вокальные произведенияв народном стиле.
Учить выявлять
характерные черты и
специфику музыкального
языка народов России.
Учить узнавать
музыкальные фрагменты
произведений разных
жанров по характерным
интонациям.
. .
Иметь представление о
процессуальной и
интонационно-образной
природе музыки.
Понимать «зёрна-
интонации» (темы) в
развитии музыкального
смысла.
Исследовать истоки
единства человеческой и
музыкальной речи.
Выявлять интонационную
общность видов искусства в
процессе их изучения,
сравнения,
экспериментирования.
Передавать в
разнообразной творческой деятельности эмоционально-
образное содержание
произведений искусства.
Участвовать в народных
праздниках, гуляниях,
играх, школьных
ярмарках. Фронтальный опрос
16 Жизненные правила для музыкантов. 1 Сольное пение, устный опрос
17 Ещё один взгляд на цветок. 1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
18 Рисует пианист Святослав Рихтер. 1 Фронтальный опрос
19 Рисует певица Зара Долуханова. 1 Опрос
20 Ветер Эллады несёт нам… 1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
21 Сафические строфы. 1 Фронтальный опрос
22 Зачем я пишу? 1 23 Великие универсалы.
1 Научить объяснять логику
раскрытия любого чувства в
музыке художественным
воссозданием его
процессуальности в
реальной жизни.
Учить исполнять фразы,
темы, интонации из
полюбившихся
музыкальных произведений.
Научить сочинять мелодии
на заданные поэтические
тексты, подбирать музыку к
произведениям
изобразительного искусства,
иллюстрировать музыкой
типичные жизненные
ситуации.
Познакомить с
биографиями и
произведениями великих
отечественных
исполнителей прошлого и
настоящего: С.В.
Рахманинова, Ф.И.
Шаляпина, Е.А.
Мравинского, Н.А. Обухову,
А.В. Нежданову, С.Я.
Лемешева и др.
.
. Понимать художественную
деятельность как высшую
форму ценностного
отношения человека к
жизни.
Понимать историческую
обусловленность
возникновения искусства
как условия самовоспитания
человека.
Уметь объяснять
многообразие видов, форм и
жанров искусства
необходимостью
полихудожественного
воздействия на человека.
Понимать театр как
синтетический вид
искусства, помогающий
рассмотреть жизнь во всех
её противоречиях, вводящий
зрителя в систему
общечеловеческих идеалов
и ценностей.
Выявлять в
художественном комплексе
(фрагменте), в том числе
музыкальном,
специфическую направленность
выразительных средств на
восприятие слушателя.
.
.
тест
24 Художник – хозяин над всем, что видит.
1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
25 Разум учёного и гений музыканта 1 Фронтальный опрос, сольное пение
26 Вторая, «Богатырская», симфония.
1 Устное пение
27 Музыка-колокол.
1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
28 Имеющие уши да слышат…
1 Фронтальный опрос, сольное пение
29 Истинный слух.
1 Музыкальная викторина.
30 Звук и цвет 1 Устный блиц- опрос, коллективное пение
31 Царство Будущего 1 тест
32 Как найти Синюю птицу?
1 Кроссворд
33 Сочинение сочинённого.
1 Повторение пройденных тем Устный опрос
34 Сочинение сочинённого.
1 Повторение пройденных тем Фронтальный опрос
35 Обобщающий урок 1 Планируемые результаты
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.