Описание опыта работы в качестве учителя-предметника Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий


В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала образования, важнейшая задача начального образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию учащихся.
Развитие у обучающихся универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, позволит сделать школьника активным субъектом образовательного процесса.
Проблема опыта – каковы педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Педагогическая идея опыта – развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
- на каждом уроке созданы проблемные ситуации;
- на уроках применяются задания творческого характера.
Рассмотрим каждое условие более подробно.
Важным условием формирования познавательных универсальных учебных действий является запрет на сообщение понятия в готовом виде. Новое понятие должно быть «добыто» посредством действий самих учащихся с предметом исследования в процессе совместной деятельности с одноклассниками и учителем. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым учащимся конкретного знания. Деятельность на уроке должна быть организована таким образом, чтобы от учащихся требовались усилия, размышления, поиск. Учащиеся должны иметь право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у учащихся «реально действующие мотивы». Именно поэтому возникает необходимость в использовании исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов.
Проблемная ситуация - это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока – при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением». Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в Приложении.
На уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Таким образом, благодаря тому, что учащимся необходимо извлекать информацию, делать выводы, происходит развитие логических познавательных универсальных учебных действий.
Следующим условием развития логических познавательных универсальных учебных действий является применение заданий творческого характера (Приложение), что позволяет сделать процесс обучения творческим, получить высокие результаты, удерживать надолго внимание детей.
I Задания на развитие операций анализа и синтеза: «составь слово», «дешифровщик», «четвертое лишнее».
«Составь слово». Данное упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. Предлагается из набора заданий составить слово.
«Дешифровщик». Предлагается расшифровать слова, найдя при этом способ расположения в них букв.
«Четвёртое лишнее». В каждом столбике из набора слов необходимо найти лишнее слово и объяснить свой выбор. При этом можно усложнить задание, попросив вставить пропущенные буквы.
Также можно предложить определенный набор слов, в котором «четвертым лишним» может являться любое из предложенных. Данное упражнение, кроме действий анализа и синтеза, способствует развитию действия обобщения.
Также можно использовать следующее упражнение: в представленных словах обвести ударный слог и составить слово из ударных слогов каждой строки, при этом составленное слово должно соответствовать предложенной схеме.
II. Задания для развития действий сравнения и обобщения.
1. Сравнение звуковых моделей на первоначальном этапе.
Развитие действия сравнения.
Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется, во-первых, при сравнении однородных предметов и явлений действительности (растений, зданий, животных и т.д.); во-вторых, когда сравнение производится по существенным признакам. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия: 1) выделение признаков у объектов; 2) установление общих признаков; 3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков); 4) сопоставление объектов по данному основанию.
Если учитель уже научил детей выделять в предметах общие и существенные свойства, то новыми будут лишь два последних компонента: выбор признака, по которому предполагается сравнение, и проведение сравнения именно по этому признаку. Учитывая вышесказанное, особое внимание необходимо обратить на выбор основания для сравнения.
Можно применять следующий вид задания: определить, какими звуками различаются представленные пары слов, произнести данные звуки, соотнести схемы и слова, а также раскрасить схемы нужными цветами.
2. Развитие операций сравнения и обобщения. Обучающимся предлагается определить, по какому признаку слова распределены в группы, при этом необходимо вставить пропущенные буквы.
IV Задания для развития операции подведения под понятие:
Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию, надо установить наличие у этого предмета системы необходимых и достаточных признаков. А это означает, что ученики к этому времени уже должны быть знакомы с понятиями необходимый признак и признак достаточный. Но эти понятия, в свою очередь, опираются на понятие существенный признак. Следовательно, обучающиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные. Последние, наконец, предполагают владение понятием признак, свойство и умением выделять в предметах различные свойства. Как видим, усвоение приема подведения под понятие предполагает усвоение целой системы других логических знаний и операций: необходимых и достаточных свойств, понимание того, чем отличается необходимое свойство от достаточного, что такое вообще свойства, как их выделять в предмете, чем отличается свойство существенное от свойства несущественного и др.
Для развития умения выделять существенные признаки обучающимся предлагается следующее задание: из ряда слов необходимо выбрать два, которые обозначают главные признаки основного слова, то есть то, без чего этот предмет не может быть.
Какую конкретную деятельность должен выполнить ученик, чтобы безошибочно подводить предметы под то или иное понятие? Во-первых, обучающиеся должны научиться выделять понятие, под которое требуется подвести данный объект. Во-вторых, надо установить, при каких условиях данный объект может относиться к данному понятию. После этого ученику надо установить, обладает ли данный объект этими признаками. Важно показать обучающимся необходимость учета именно всей системы необходимых и достаточных признаков. Из школьной практики известно, что одна из типичных ошибок обучающихся состоит в том, что они при подведении заданных объектов под соответствующие понятия учитывают лишь некоторые признаки из числа необходимых и достаточных и поэтому относят к понятию и такие предметы, которые имеют с объектами данного класса лишь некоторые общие признаки.
Особенно важно специально поработать над системой свойств, в совокупности являющихся достаточными для определения объектов данного класса. При этом обязательно надо показать, что учет лишь одного из свойств данной системы не позволяет определить объекты однозначно, так как это свойство может быть общим для предметов разных классов.
V Задания для развития операции классификации.
В состав входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы.
Естественно, что формирование этого действия должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов.
Здесь можно предложить сгруппировать слова по определенному признаку.
VI Задания для развития действия обобщения. Используются упражнения, в которых предлагается у предложенных слов найти общее.
Подобные упражнения стимулируют мышление обучающегося к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у младшего школьника способность к абстрагированию.
VII. Задания для развития действий извлечения, преобразования и использования текстовой информации. При выполнении данного рода заданий обучающиеся получают письменный текст инструкции, например, по созданию какого-либо продукта и задание строго следовать указанной в инструкции последовательности действий. После того, как все указанные в инструкции действия будут выполнены, обучающиеся демонстрируют полученный продукт, и шаг за шагом объясняют все этапы его создания. Следуя инструкциям, даваемым одноклассником, все обучающиеся также создают понравившийся им продукт и демонстрируют его всему классу.
Выступая, обучающиеся должны использовать ясную и краткую лексику, а слушая – демонстрировать понимание того, что говорится им одноклассником, объясняющим свою инструкцию.
При выполнении данного задания у учащихся также развивается письменная и устная речь.
VIII Загадки.
Загадка представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Для развития логических познавательных универсальных учебных действий можно использовать разные виды загадок:
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Обучающиеся учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета, и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.
2) Загадки, в которых описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному или двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими).
3) Загадка, в которую включены противопоставления.
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство, группировать их по-новому.
4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
IX Анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.
Х Так как на уроках русского языка важно развивать устную и письменную речь, обязательно необходимо применять задания для развития данных видов речи:
1) Восстановление деформированного текста;
2) Составление рассказа с данными словами.
3) Определение границ предложения:
4) Составление предложений из слов, данных в разном порядке.
5) Написание сочинений.
Таким образом, делаем вывод о том, что применение творческих заданий является прекрасной основой для формирования логических познавательных универсальных учебных действий.
Для обучения во втором классе был составлен комплекс уроков по русскому языку, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Комплекс уроков включает в себя уроки, распределенные по трем тематическим блокам: «Действия анализа и синтеза», «Действия сравнения и группировки», «Действия классификации». Методика проведения уроков отражает логику становления и развития логических универсальных учебных действий.
Развитию логических познавательных учебных действий способствовало применение проблемных ситуаций на уроках, творческих заданий.
Процесс формирования логических познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка последовательно проходил несколько этапов. Первым этапом работы стало развитие у младших школьников действий анализа и синтеза объектов. Для развития действия анализа и синтеза объектов на уроке применяли загадки, игры, задания на осуществление выбора слов и другие.
Загадки, которые применялись на каждом уроке, были подобраны таким образом, что они способствовали развитию действий анализа и синтеза разными способами. Например, при отгадывании первого вида загадок обучающиеся учились проводить анализ, выделяя признаки предмета, и синтез, объединяя эти признаки в единое целое. При отгадывании второго вида загадок обучающимся необходимо было по одному или двум признакам восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими. Третий вид загадок представлял собой доказательство от противного: обучающимся необходимо было поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, действия, признаки, выделять в них сходство, группировать по-новому.
На развитие действия анализа и синтеза объектов направлены игры: «Расшифруй слова», «Четвертое лишнее», «Что это? Кто это?», «О ком говорят глаголы?». На каждом уроке применялось по одному виду игр. Ребята с удовольствием включались в игру, выполняли предложенные игровые задания.
Задание на осуществление детьми выбора правильного слова позволяет ребенку провести синтез объекта, то есть по нескольким признакам дать правильный вариант ответа. Задания такого типа способствуют развитию логических действий не только синтеза, но и анализа. Подобные задания предлагались обучающимся на каждом из первых четырех уроков. Если на первых уроках у ребят возникали трудности и ошибки при выборе правильного варианта, следовательно, дети не могли произвести действия анализа, определить, какая буква описана в задании, то уже на третьем и четвертом уроках данные проблемы не возникали. Этот же вид заданий для повторения был предложен учащимся и на последнем уроке третьего блока. Следует отметить, что все школьники без исключения справились с заданиями.
В работе на уроках также использовались следующие виды заданий: «Собери словечко», «Твердые – мягкие», «Великан – кроха», «Лингвистические «угадайки».
В развитии действий анализа и синтеза большую роль играют упражнения типа «Необычный паспорт». По заданной форме обучающимся необходимо было заполнить «необычный паспорт» для определенного слова и составить несколько предложений с ним. При этом младшие школьники учились производить анализ изученных частей речи, выделяя их «особые приметы». В задание, как одно из условий развития логических познавательных универсальных учебных действий, была включена ориентировка в виде предложенного шаблона, вывешенного на доске. Вначале учащиеся выполняли задания вместе с учителем, затем самостоятельно.
Также на каждом уроке применялись следующие виды заданий: «Из слова – предложение», «Кто главный?», «Камера», «Данетка», «Засекреченные слова». При выполнении подобных заданий обучающиеся учились выделять какой-либо один объект, описывать его, исходя из «настроек степени подробности», а также с помощью вопросов определять загаданный объект. Соответственно, данные упражнения развивают у учащихся действия анализа и синтеза.
С целью активизации познавательных процессов в содержание каждого урока была включена проблемная ситуация, в которой применялись следующие приемы:
Прием 1. Столкновение различных мнений учеников с помощью вопроса или практического задания.
Прием 2.
1. Выявление житейских представлений учащихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».
2. Предъявление научного факта посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
Прием 3.
1. Использование невыполнимого практического задания, сходного с предыдущими.
2. Доказательство того, что задание учениками не выполнено.
На уроке преднамеренно были созданы ситуации столкновения жизненных представлений учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Это позволило вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы. Постановка проблемы и поиск решения учениками осуществлялись в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Вторым этапом нашей работы стало развитие у младших школьников действий сравнения и группировки предметов, объектов по нескольким показателям.
На уроках применялись следующие задания.
В задании «Родственные слова» учащимся необходимо было выделить существенный признак (корень слова), объяснить значение этого слова, и только после этого сгруппировать слова в соответствии с выделенным признаком. Данный тип заданий направлен на развитие логического познавательного универсального учебного действия – группировка объектов по нескольким признакам.
На пятом и шестом уроках с данным заданием справились не все учащиеся. Трудность для младших школьников представляло правильное определение лексического значения слов. Следствием этого было то, что дети неправильно выделяли корень и распределяли слова. На последующих уроках данное действие выполнялось обучающимися практически без ошибок, даже с удовольствием, так как ребята узнавали значения многих слов.
Методика работы с заданием предполагала предоставление ориентировки в самом начале его выполнения, после чего давалось аналогичное упражнение, которое учащиеся выполняли самостоятельно.
Можно говорить о том, что обучающиеся учились находить закономерности, продолжать их по установленному правилу, распределять объекты по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадал в точно определенный класс.
Эти же виды логических познавательных универсальных учебных действий развивались с помощью упражнения «Соотнеси схемы и слова».
С целью автоматизации действия группировки на уроках была использована игра «Машина времени», в которой школьникам предлагалось уже по известной схеме распределить глаголы в столбики по временам. Здесь учащиеся распределяли объекты по существенному признаку, в результате чего объекты попадали в определенный столбик.
Третьим этапом формирующего эксперимента стало развитие у младших школьников действия классификации предметов, объектов.
В течение данных уроков, посвященных развитию действия классификации объектов, применялись следующие задания, направленные на группировку слова по определенному признаку. Примером использования подобных заданий может служить игра «Напутали».
С помощью данных заданий обучающиеся учились выбирать критерий для классификации, делить по этому критерию все множество объектов, входящих в объем данного понятия.
Также как и на уроках предыдущего блока, на уроках, формирующих действия классификации, применялись проблемные ситуации.
Таким образом, в течение года велась работа по развитию у учащихся логических познавательных универсальных учебных действий. Рефлексивный анализ хода проведения уроков позволяет сделать вывод о целесообразности обеспечения представленных условий развития логических познавательных универсальных учебных действий. А именно, использование разнообразных методических приемов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт; создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

У обучающихся произошли качественные изменения: обучающиеся научились осуществлять операции выделения существенных признаков, операции осуществления логического выбора, умения классифицировать объекты, а также операции проведения аналогии; школьники научились правильно выбирать критерии для классификации, делить по этому признаку все множество объектов, объединять части предметов и объектов в единое целое, устанавливать закономерности.