Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (школа 2100)
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»), в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
I. Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмет «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на русском языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать русский язык. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
звукового состава и обозначения звуков буквами;
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий иц);
безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.). Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ с.Шланлы курс русского языка изучается 5 часов в неделю (170 часов в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначатьорфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка овладение орфографией и пунктуацией
Речевые умения Учебно-языковые умения Правописные умения
4 класс
владеть типом правильной читательской деятельности;
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);
составлять предложения по схемам;
читать и составлять простые таблицы;
писать подробное изложение доступного текста-повествования;
писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи выполнять фонетический разбор доступных слов;
выполнять разбор по составу доступных слов;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ьпосле шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;
писать частицу не с глаголами;
писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;
писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а,но);
ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
4-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (10 ч)
VII. Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п Тема урока Дата Примечания
план факт 1 Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Поэты и писатели о русском языке. 2 Повторение фонетики и графики
3 Контрольное списывание
4 Повторение фонетики. Слог и ударение.
5 Что такое графика
6 Фонетический разбор слова
7 Повторение орфографии 8 Повторение изученных орфограмм
и их графического обозначения 9 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания
10 Повторение состава слова
11 Повторение изученного о частях речи
12 Повторение изученного по синтаксису
13 Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» 14 Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» 15 Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» 16 Проверочный диктант «Удивительный случай» 17 «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте) 18 Как отличить простое предложение
от сложного 19 Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и 20 Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но 21 Р/р Обучающее изложение «Что я люблю»
22 Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» 23 Развитие умения ставить запятую
в предложениях с однородными
членами 24 Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю»
25 Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю»
26 Развитие умения ставить запятую
в предложениях с однородными
членами 27 Упражнения на повторение.
28 Проверочная работа №1
29 Развитие пунктуационных умений
30 Проверочный диктант
31 «Пишу правильно» (работа над ошибками).Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения 32 Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью 33 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
34 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но 35 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
36 Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге» 37 Запятая в сложном предложении
38 Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» 39 Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами
и, а, но». 40 Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» 41 Обобщение, подготовка к диктанту
42 Проверочный диктант
43 « Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант 44 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
45 Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора 46 Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора 47 Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений
с прямой речью в письменной речи 48 Запись цитаты в виде предложения с прямой речью
49 Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью 50 Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» 51 Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» 52 Развитие пунктуационных умений
53 Проверочный диктант
54 «Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте) 55 Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных
56 Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных
57 Роль имен существительных в предложении, в речи.
58 Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» 59 Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы 60 Наблюдение за словоизменением имен существительных 61 Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы 62 Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе 63 Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе 64 Именительный и винительный падежи
65 Родительный падеж
66 Дательный падеж
67 Творительный падеж
68 Предложный падеж
69 Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» 70 Упражнение на повторение.
71 Проверочная работа №3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» 72 Что такое склонение? Три склонения имен существительных 73 Развитие умения определять склонение имен существительных
74 Развитие умения определять склонение имен существительных
75 Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного 76 Развитие умения определять склонение имен существительных. 77 Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления 78 Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь»
Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами 79 Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 80 Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. 81 Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. 82 Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Словарный диктант 83 Упражнения на повторение.
84 Проверочная работа №4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» 85 Обобщение, подготовка к диктанту
86 Проверочный диктант
87 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 88 Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных 89 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму 90 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания 91 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант 92 Р/р Обучающее изложение «Первая газета»
93 Р/р Обучающее изложение «Первая газета»
94 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания
95 Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» 96 Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка»
97 Развитие орфографических умений
98 Упражнения на повторение.
99 Проверочная работа №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» 100 «Пишу правильно» (работа над ошибками)
101 Повторение, подготовка к диктанту. 102 Проверочный диктант
103 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ 104 Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных
в речи 105 Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных
в речи 106 Роль прилагательных-антонимов
в речи
107 Морфологический разбор имени прилагательного 108 Морфологический разбор имени прилагательного 109 Изменение имен прилагательных
по падежам
110 Изменение имен прилагательных
по падежам
111 Словосочетание
существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании
112 Словосочетание
существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании
113 Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных 114 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания 115 Р/р Свободный диктант
116 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания 117 Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» 118 Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» 119 Развитие орфографических умений
120 Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» 121 Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» 122 Упражнения на повторение
123 Проверочная работа №6
124 Повторение по теме «Имя прилагательное» 125 Проверочный диктант
126 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ 127 Роль глаголов в предложении,
в речи. Правописание глаголов с частицей не 128 Значение и грамматические признаки глагола 129 Значение и грамматические признаки глагола 130 Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе 131 Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения 132 Как определить спряжение глагола, если окончание ударное 133 Как определить спряжение глагола, если окончание безударное 134 Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму 135 Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
136 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
137 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. 138 Р/р Обучающее сочинение по картинкам
139 Разбор глагола как части речи
140 Проверочный диктант
141 Пишу правильно. (работа над ошибками). 142 Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться143 Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом 144 Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа
145 Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Контрольное списывание. 146 Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях 147 Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях 148 Р/р Обучающее изложение «Первые школы» 149 Р/р Обучающее изложение «Первые школы» 150 Работа над ошибками. Редактирование текста изложений 151 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом
152 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов 153 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов 154 Р/р Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами 155 Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. 156 Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» 157 Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». 158 Проверочная работа №7 по теме «Глагол»
159 Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» 160 Контрольный диктант 161 Работа над ошибками. «Пишу правильно» 162 Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»
163 Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» 164 Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» 165 Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» 166 Р/р Обучающее сочинение « О чем рассказывает слово»
167 Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. 168 Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» 169 Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»
170 Комплексное повторение изученного материала VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О. В., Русский язык. 4 класс. – М. Баласс, 2014.
Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс – М. Баласс, 2010
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2 – М.Баласс, 2014
4. Яковлева М.А. «Тетрадь по чистописанию» для 4 класса;
5. Систематическое использование ресурсов интернет - сети, демонстрация презентаций по отдельным темам.