Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по системе «Школа 2100»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/А.В. Норкина./
Протокол № ___
от «__»_____ 2013г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УР
______/ В. А.Чернова /
«____»_____ 2013 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия № 32»
___________/ Л.А.Якимова/
Приказ № ______
от «____» ________ 2013 г.от
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
в 4 б классе
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Гарипова Гузель Галимзяновна Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______от « »___________2013 г.
г. Нижнекамск
2013 - 2014 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку создана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года;
- примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданных на основе федерального государственного образовательного стандарта, 2011г.; (Москва «Просвещение»)
- авторской программы по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунееевой, О.В.Прониной, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ; - М.: Баласс; изд.дом РАО, 2011г
- учебного плана МБОУ «Гимназия №32» на 2013-2014 учебный год.
В рабочей программе используется учебник «Русский язык», 4 класс: в 2 ч / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева,О.В.Пронина; М.: Баласс, 2013.
Цели и задачи курса русского языка 4 класса
Цель определяется как развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Русский язык» в 4 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. По учебному плану гимназии на изучение курса «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
^ Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
^ Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
^ Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание обучения
1. Повторение. (21 ч)
2. Предложение. Текст. (36 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
3. Слово (101ч.)
Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (41 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (18 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (42 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
1. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о-–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
Повторение. (12ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие устной и письменной речи;
– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го класса.
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
Учащиеся должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
–признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
- понятие об однородных членах предложения;
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
–читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний:
2. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2.1. ДИКТАНТ.
Объем диктанта:
1-й класс – 15-17 слов.
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
2.4. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Объем:
2-й класс – 8-10 слов.
3-й класс – 10-12 слов.
4-й класс – 12-15 слов.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 3-5 ошибок.
3. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
3.1. ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
3.2. СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2)
фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Учебно – методическое обеспечение.
Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, 2011г.; (Москва «Просвещение»)
Авторская программа по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунееевой, О.В.Прониной, созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ; - М.: Баласс; изд.дом РАО, 2011г
3. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2013.
4. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2012.
5. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
6. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2013.
7. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
8. Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. – М.: Баласс, 2010.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс : 4 б
Учитель:Гарипова Гузель Галимзяновна
Количество часов :Всего – 170 часов; в неделю – 5 часов, 34 недели.
Плановых контрольных уроков – 12, в том числе административных контрольных уроков – 3;
Тестирование – 1.
Планирование составлено на основе авторской программы по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунееевой, О.В.Прониной, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ; - М.: Баласс; изд.дом РАО, 2011г
Учебник: Русский язык.4 класс: в 2 ч. / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина - М: Баласс,2013
№ Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
уроки развития речи
(сочинения изложения) уроки контрольного характера
1 Повторение 21 18 1 2
2 Предложение. Текст.
а) Предложения с однородными членами
б) Сложные предложения с союзами и, а, но.
в) Предложения с прямой речью. 36
14
11
11 29
12
9
8 4
1
1
2 3
1
1
1
3 Слово. Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
а) Изменение имён существительных по падежам.
б) Три склонения имён существительных.
в) Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
г) Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Имя прилагательное
а) Словоизменение имён прилагательных.
б) Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Глагол
а) Словоизменение глаголов.
б) Правописание безударных личных окончаний глаголов.
в) Разбор глагола по составу. 101
41
16
7
7
11
18
7
11
42
7
21
14 89
36
16
6
5
9
16
7
9
37
7
19
11 7
1
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
4. Повторение. 12 9 3
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого 170 145 12 13
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока Кол-во
ча-
сов Тип урока Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной деятельности
Виды
контроля,
измерители Планируемые результаты освоения материала Дата
проведения
План Факт
ПОВТОРЕНИЕ (21 час) 1 Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» 1 Комби-нирован-ныйУметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи. Предупредитель -ный контроль (устный опрос) тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания, изученные орфографические правила.Уметь - анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, предложение;- различать произношение и написание слов;- находить способ проверки написания слова;- без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. 2.09 2 Повторение фонетики .1 Совершенствование знаний Соблюдать изученные нормы орфографии. Различать произношение и написание слов. Текущий контроль (устный опрос, фонетический разбор слов) 3.09 3 Повторение фонетики.
Слог и ударение.
1 Совершенствование знаний Различать значимые части слова, уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. Тематический контроль (письмо предложений с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием грамматической основы предложения) 4.09 4 Что такое графика. 1 Совершенствование знаний. Усвоить понятия «фонетика» и «графика», соотносить звуковой состав слова и его написание. Текущий контроль
5.09 5 Что такое графика. 1 Совершенствование знаний Усвоить понятия «фонетика» и «графика», соотносить звуковой состав слова и его написание. Текущий контроль 6.09 6 Контрольное списывание.
1 Контроль знаний Соблюдать изученные нормы орфографии. Тематический контроль
9.09 7 Фонетический разбор слова.
1 Совершенствование знаний Выполнять звукобуквенный анализ слов по алгоритму, определять место ударения в слове. Текущий контроль
( фонетический разбор слов )10.09 8 Повторение орфографии. 1 Совершенствование знаний Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы на письме, формирование орфографической зоркости и умения находить и исправлять орфографические ошибки. Текущий контроль, фронтальный опрос
Знать
-изученные орфографические правила и уметь применять их на письме
Уметь
-подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- вычленять словосочетания
из предложения;
- производить синтаксический разбор простого предложения
Знать
-изученные орфографические правила и уметь применять их на письме
Уметь
-подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- вычленять словосочетания
из предложения;
- производить синтаксический разбор простого предложения 11.09 9 Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. 1 Совершенствование знаний 12.09 10 Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. 1 Совершенствование знаний Текущий контроль, работа в парах 13.09 11 Написание слов с изученными орфограммами. 1 Совершенствование знаний Текущий контроль, индивидуальный опрос.
16.09 12 Входной контрольный диктант по теме «Повторение»
1
Контроль знаний
Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Тематический контроль
17.09 13 Работа над ошибками.
Повторение состава слова. 1 Совершенствование знаний Совершенствовать знания о составе слова и словообразовании, частях речи, членах предложения;
- разбор слов по составу,
-образование новых слов с помощью приставок и суффиксов,
-подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи,
-вычленение словосочетаний из предложения,
-синтаксический разбор простых предложений.
Текущий контроль 18.09 14 Повторение изученного о частях речи. 1 Комбинированный Текущий: устный опрос, морфологичес-кий разбор слов. 19.09 15 Повторение изученного о частях речи. 1 Совершенствование знаний
Текущий: устный опрос, морфологичес-кий разбор слов. 20.09 16 Повторение изученного по синтаксису. 1 Совершенствование знаний
Текущий: устный опрос, синтаксический разбор предложений 23.09 17 Что мы знаем о пунктуации?
1 Совершенствование знаний Текущий контроль, самостоятельная работа, индивидуальный опрос. 24.09 18 Обобщение по разделу
«Повторение» 1 Совершенствование знаний Совершенствовать знания о составе слова и словообразовании, частях речи, членах предложения. Текущий контроль, самостоятельная работа, индивидуальный опрос. 25.09 19-20 Развитие речи (Р/р)
Обучающее изложение «Золотой рубль» 2 Совершенствование знаний Уметь создавать несложные монологические тексты, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Тематический контроль 26.09
27.09 21 Анализ изложений и работа над ошибками. 1 Коррек-ция знаний и умений Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, уметь видеть и анализировать ошибки и кратко характеризовать предложение. Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых орфограмм, с подчеркива-нием грамматичес-кой основы предложения)
30.09 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ (36 часов)
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (14 часов)
22 Как отличить простое предложение от сложного? 1 Совершенствование знаний Различать простое предложение от сложного по ряду признаков.Текущий контроль: составление схем предложений Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.Уметь:- узнавать в тексте простые предложения;- приводить примеры разных видов предложений;- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1.10 23 Предложения с однородными членами в художественном тексте. 1 Изучение нового материа-лаУметь правильно оформлять на письме простое предложеие. Текущий контроль: самостоятель-ная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами) 2.10 24 Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. 1 Изучени нового материа-лаАнализировать и кратко характеризовать предложение, ставить знаки препинания. Текущий контроль: карточки 3.10 25 Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. 1 Совершенствование знаний Ставить запятую в простом предложении с однородными членами. Текущий контроль: карточки 4.10 26 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1 Обобщение и систематизация знаний. Ставить запятую в простом предложении с однородными членами. Текущий контроль: карточки 7.10 27-28 Р\р. Обучающее изложение «Что я люблю» 2 Обобщение и систематизация знаний. Создавать несложные монологические тексты. Тематический контроль 8.10
9.10 29-30 Постановка запятой в предложениях с однородными членами. 2 Совершенствование знаний Ставить запятую в простом предложении с однородными членами. Текущий контроль: карточки 10.10
11.10 31 Обобщение по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» 1 Обобщение и систематизация знаний. Ставить запятую в простом предложении с однородными членами. Текущий контроль 14.10 32 Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» 1 Контроль знаний Составлять в устной и письменной форме несложные тексты. Оформлять пунктуационно на письме предложения. Тематический контроль: контрольная работа Уметь - применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами;- «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;- выполнять синтаксический разбор простого предложения 15.10 33 Работа над ошибками. 1 Коррек-ция знаний и умений Самостоятельно организовать работу, выполнять анализ работы Тематический контроль 16.10 34 Контрольный диктант по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» 1 Контроль знаний Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Тематический контроль: контрольная работа 17.10 35 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 Коррек-ция знаний и умений Самостоятельно организовать работу, выполнять анализ работы Тематический контроль. 18.10 СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А, НО (11 часов)
36 Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.* 1 Изучение нового материа-лаОвладеть умением отличать простые предложения с однородными членами от сложных. Текущий контроль: индивидуаль-ные карточки (из простых предложений составить сложные) Знать:- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.Уметь:- использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но;- составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме. 21.10 37-38 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
* 2 Изучение нового материа-лаПравильно пунктуационно оформлять на письме сложное предложение, ставить запятую в сложном предложении с союзами или без союзов, находить грамматическую основу в сложном предложении, состоящем из двух частей с союзами и, а, но или без союзов Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксичес-кий разбор) 22.10
23.10 39 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но* 1 Совершенствование знаний Текущий контроль: уплотненный опрос (из предложенного текста выписать сложные предложения (I вар.), простые предложения (II вар.);синтаксичес-кий разбор одного предложения) 24.10 40 Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения». 1 Совершенствование знаний Текущий контроль 25.10 41 Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. 1 Комбинированный
Текущий контроль 28.10 42 Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения». 1 Комбинированный Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9 (Е. В. Бунеева) 29.10 43 Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» 1 Контроль знаний Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Тематический контроль: контрольная работа. Уметь:- использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но. 30.10 44 «Пишу правильно» (работа над ошибками) Контрольный словарный диктант. 1 Коррек-ция знаний и умений Развивать орфографическую зоркость самоконтроль. Текущий контроль, самостоятельная работа. 31.10 45-46 Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» 2 Совершенствование знаний Освоить приёмы написания связного текста, определить этапы работы над сочинением, правильно оформлять на письме сложное
предложение. Текущий контроль, творческая работа. Уметь:
-связно оформлять текст;
-осмыслять тему;
-составлять рабочий план;
-готовить материал для сочинения 1.11
11.11 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (11 часов)
47 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. * 1 Изучение нового материа-лаУметь находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и прямая речь следует перед словами автора. Текущий контроль Знать:- из чего состоят предложения с прямой речью;- правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.Уметь:- пунктуационно оформлять предложения с прямой речью;- оформлять цитаты на письме;- применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы 12.11 48 Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. Словарный диктант. 1 Изучение нового материа-лаТекущий контроль,
осложнённое списывание. 13.11 49 Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.* 1 Изучение нового материа-лаТекущий контроль 14.11 50-51 . Сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. 2 Совершенствование знаний Текущий контроль, творческая работа 15.11
18.11 52 Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.* 1 Изучение нового материа-лаТекущий контроль: карточки 19.11 53 Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном предложении и в предложениях с прямой речью. * 1 Совершенствование знаний и умений Узнавать в тексте предложения с прямой речью, правильно оформлять их на письме. Текущий контроль: самостоятельная работа. 20.11 54 Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»
1 Совершенствование знаний и умений 21.11 55 Работа над ошибками. 1 22.11 56 Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью». 1 Контроль знаний Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме. Тематический контроль: контрольная работа
Уметь записывать текст под диктовку, контролировать своё письмо;
- применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы 25.11 57 Работа над ошибками. 1 Коррек-ция знаний и умений Самостоятельно организовать работу, выполнять анализ работы Текущий контроль: самостоятельная работа. 26.11 СЛОВО (101 час)ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (41 час)ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (16 часов)
58 Имя существительное как части речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Роль имён существительных в предложении и в речи. 1
Совершенствование знаний и умений Различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных,
Подбирать синонимы и антонимы к совам данной части речи;
Познакомиться с ролью существительных в предложении. Текущий контроль: выборочный диктант Знать:- определение имени существительного, значение и употребление;- род имени существительного127.11 59 Роль имён существительных в предложении и в речи. 1 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль 28.11 60-61 Роль имён существительных в предложении и в речи Многозначные слова, синонимы, антонимы. 2 Комбинированный Текущий контроль: карточки. 29.11
2.12 62 Наблюдение за словоизменением имён существительных. 1 Изучение нового материа-лаОвладеть знаниями об особенностях словоизменения имён существительных. Текущий контроль: карточки. Знать:- определение имени существительного, значение и употребление;- род имени существительного;- существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.Уметь:- изменять существительные по числам и падежам.
-определять падеж существительных по вопросам, предлогам,
роли в предложении,
-графически их обозначать,
правильно писать слова с изученными орфограммами,
-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. 3.12 63 Изменение имён существительных по падежам. 1 Изучение нового материа-лаТекущий контроль: фронтальная работа 4.12 64 Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе. 1 Изучение нового материа-лаОвладеть умением изменять им.сущ. по числам и падежам в единственном и множественном числах. Текущий контроль: письменный опрос 5.12 65-66 Именительный и винительный падежи 2 Изучение нового материа-лаОтличать именительный от винительного падежа; развивать умение находить орфограмму и правильно её обозначать. Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях)
6.12
9.12 67 Родительный падеж. 1 Изучение нового материа-лаОтличать родительный падеж от винительного у одушевлённых сущ. мужского рода; уметь производить различные виды разборов (синтаксический, фонетический, морфологический).10.12 68 Дательный падеж. 1 Изучение нового материа-лаУметь находить в тексте имена сущ. в дательном падеже, писать слова с орфограммами, Текущий контроль,
карточки
11.12 69-70 Творительный падеж.
Предложный падеж 2
Изучение нового материа-лаНаходить в тексте имена существительные в творительном и предложном падеже. Текущий контроль,
устный опрос
12.12
13.12 71 Предложный падеж 1 Текущий контроль,
парная работа. 16.12 72 Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» 1 Обобщение и систематизация знаний Различать падежи по определённым признакам: вопросу, предлогам, роли в предложении. Текущий: самостоятель-ная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с.119, №1, 2 17.12 73 Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имён существительных по падежам» 1 Контроль знаний Проверка теоретических знаний по теме; проверка умения изменять существительные по падежам. Текущий контроль: проверочная работа № 3, с.14–15 (Е. В. Бунеева) 18.12 ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов)
74-75 Что такое склонение? Три склонения имён существительных 2 Изучение нового материа-лаОпределять склонение имён существительных, выполнять различные виды разборов.
Выполнять морфологический разбор изучаемой части речи. Текущий контроль: правило Знать:- вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имён существительных;- алгоритм морфологического разбора.Уметь:- выполнять морфологический разбор имени существительного;- употреблять в речи несклоняемые существительные с разными предлогами4-согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными. 19.12
20.12 76 Способ определения склонения имён существительных. 1 Изучение нового материа-лаТекущий контроль: устный опрос (назовите имена существитель-ные 1, 2, 3-го склонения, просклоняйте )23.12 77 Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. 1 Совершенствование знаний и умений 24.12 78-79 Понятие о несклоняемых имён существительных и особенностях их употребления.* 2 Изучение нового материа-ла Находить в предложении несклоняемые имена существительные и правильно согласовывать с ними имена прилагательные. Текущий контроль, фронтальная работа 25.12
26.12 80 Р\Р Составление письма по теме «Пальчики оближешь» 1 Совершенствование знаний и умений Составлять связный текст, употреблять в тексте имена существительные в разных падежах. Текущий контроль, творческая работа 27.12 ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 часов)
81 Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 1 Совершенствование знаний и умений Писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имён существительных». Текущий контроль: устный опрос Знать:- орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж.р. 3-го склонения».Уметь:Правильно записывать существительные м.р. с шипящим на конце. 13.01 82-83 Буква Ь после шипящих на конце имён существительных. Графическое обозначение орфограммы. 2 Совершенствование знаний и умений Правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически их обозначать, овла-деть умением находить и исправ-лять ошибки в словах с изученной орфограммой. Текущий конт-роль (карточки: а) фонети-ческий разбор, б) морфологи-ческий раз-бор)словарный диктант 14.01
15.01 84 Упражнения на повторение. 1 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е.В.Бунеева) 16.01 85 Проверочная работа № 4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» 1 Контроль
знаний Проверка знаний по теме. Тематический контроль 17.01 86 Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» 1 Контроль знаний Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме. Тематический контроль Уметь:
- применять полученные знания на практике. 20.01 87 « Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 Коррек-ция знаний и умений. Уметь находить и исправлять ошибки в словах с изученной орфограммой. Текущий контроль, карточки 21.01 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (11 часов)
88 Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имён существительных 1 Изучение нового материа-лаОвладеть способом написания безудар-ных падежных окон-чаний имён существительных Текущий контроль: языковая разминка Знать правило написания безударных падежных окончаний имён существительных.Уметь применять правило и действовать по алгоритму 22.01 89-90 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. 2 Совершенствование знаний и умений Уметь писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. Текущий контроль: словарный диктант 23.02
24.01 91-92 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания. 2 Совершенствование знаний и умений Писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Текущий контроль: карточки
25.01
26.01 93 Р/р Обучающее изложение «Первая газета» 1 Совершенствование знаний и умений Создавать в письменной форме несложные тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Текущий контроль Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме 29.01 94-95 Р/р Сочинение-описание «Прогулка» 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа 30.01
31.01 96 Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 Контрольь знаний Проверить уровень теоретических и практических знаний по теме; умение определять падеж и склонение имён существительных, выполнять морфологический разбор Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21 (Е.В.БунееваЗнать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме 1.02 97 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» 1 Контроль знаний Тематический контроль: контрольная работа Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта 2.02 98 «Пишу правильно» (работа над ошибками) Редактирование. 1 Коррек-ция знаний и умений. Уметь находить и исправлять ошибки в словах с изученной орфограммой. Текущий контроль 5.02 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 часов)СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (7 часов)
99 Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи. 1 Изучение нового материа-ла Находить в тексте имена прилагательные, наблюдать над ролью имён прилагательных в художественном тексте. Текущий контроль: выборочный диктант Знать:- значение и употребление имён прилагательных в речи;- изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными.Уметь изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного
6.02 100 Роль прилагательных –антонимов в речи. 1 Совершенствование знаний и умений Подбирать антонимы к словам –признакам, овладеть способом морфологического разбора имени прилагательного. Текущий контроль, фронтальная работа. 7.02 101 Роль прилагательных –синонимов в речи. 1 Совершенствование знаний и умений фронтальная работа 8.02 102-103 Морфологический разбор имени прилагательного. 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, парная работа 9.02
12.02 104-105 Изменение имён прилагательных по падежам. Словосочетание существительное +прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании 2 Изучение нового материа-лаОвладеть умениями
изменять имена прилагательные по падежам, находить словосочетания в предложении и
записывать словосочетания вида
сущ.+ прил.
Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку 13.02
14.02 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (11 часов)
106-107 Правило написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. 2 Изучение нового материа-лаРазвитие умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных. Текущий контроль Знать правило написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы. 15.02
16.02
108-109 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания. 2 Совершенствование знаний и умений Писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания, писать по памяти Текущий контроль, работа в парах 19.02
20.02 110-111 Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа 21.02
22.02 112 Р/р Сочинение –описание «Моя любимая игрушка» 1 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа 26.02 113 Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». 1 Совершенствование знаний и умений Закрепить способ написания безударных падежных окончаний Текущий контроль Уметь:
- применять полученные знания на практике. 27.02 114 Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное». 1 Контроль знаний Проверить уровень теоретических знаний по теме, умение находить в тексте изученные части речи, изменять словосочетания.
Проверочная работа Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал 28.02 115 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 1 Контроль знаний Проверить знания и умения по теме. Тематический контроль: контрольная работа Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта 1.03 116 «Пишу правильно» (работа над ошибками) Редактирование творческих работ. 1 Коррек-ция знаний и умений. Закрепить способ написания безударных падежных окончаний Текущий контроль, работа в парах 2.03 ГЛАГОЛ (42часа)СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (7 часов)
117 Роль глаголов в предложении. Правописание глаголов с частицей не. 1 комбинированный Углубить знания о значении и грамматических признаках глагола, о его роли в предложении и речи. Текущий контроль: написание глаголов с частицей не. Определение грамматичес-ких признаков глагола. Знать:- значение и употребление глаголов в речи;- неопределённую форму глагола;- изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам;- алгоритм определения спряжения глагола.Уметь:- наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;- пользоваться алгоритмом 5.03 118-119 Значение и грамматические признаки глагола. 2 Совершенствование знаний и умений Развить умение определять грамматические признаки глагола, выполнять морфологический разбор. Текущий контроль: языковая разминка. 6.03
7.03 120-121 Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль: языковая разминка 9.03
12.03 122 Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения. 1 Изучение нового материа-лаОвладеть умением изменять глаголы по лицам и числам (спрягать) Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти 13.03 123 Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. 1 Изучение нового материа-лаОвладеть способом определения спряжения глаголов, если окончание ударное. Текущий контроль: Письменный опрос 14.03 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (21 час)
124 Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
1 Совершенствование знаний и умений Овладеть способом определения спряжения глаголов,если окончание ударное. Текущий контроль: языковая разминка Знать:- значение и употребление глаголов в речи;- неопределённую форму глагола;- изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам;- алгоритм определения спряжения глагола;- правописание безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами.Уметь:- наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи 15.03 125-126 Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.
2 Совершенствование знаний и умений Применять правило, действовать по алгоритму; правильно писать слова с изученными орфограммами. Текущий контроль: языковая разминка 16.03
19.03 127-128 Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. 2 Изучение нового материа-лаОбъяснять способ определения спряжения глагола. Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку 20.03
21.03 129-130 Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями 2 Совершенствование знаний и умений Овладеть способом написания глаголов с безударным личным окончанием. Текущий контроль: индивидуаль-ный опрос 22.03
23.03 131-132 Разбор глагола как части речи 2 Изучение нового материа-лаУметь разбирать глагол как часть речи. Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти 2.04
3.04 133 Р\Р Составление поздравления с днём рождения на компьютере. 1 Совершенствование знаний и умений Освоение приёмов написания связного текста. Тематический контроль
Самостоятельная работа 4.04 134 Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» 1 Контроль знаний Применять полученные знания на практике. Тематический контроль: контрольная работа Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта 5.04 135 Работа над ошибками по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» 1 Совершенствование знаний и умений Закрепить способ написания безударных личных окончаний глаголов Текущий контроль Уметь:
- наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи 6.04 136 Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться. 1 Комбинированный Овладеть умением правильно писать глаголы возвратной формы с тся,-тьсяТекущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос Знать:- значение и употребление глаголов в речи;- неопределённую форму глагола;- изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, а в прошедшем – по родам;- алгоритм определения спряжения глагола;- правописание безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами;- правописание глаголов во 2-ом лице единственного числа.Уметь:- наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;- грамотно и каллиграфически списывать текст 9.04 137 Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. 1 Изучение нового материа-лаОбъяснять письмо буквы ь в глаголах 2-го лица единственного числа, производить синтаксический разбор предложения Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос 10.04 138-139 Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль: тест 11.04
12.04 140-141 Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
2 Совершенствование знаний и умений Уметь писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях глаголов, правильно писать слова с изученными орфограммами. Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос 13.04
16.04 142-143 Р\р Обучающее изложение «Первые школы». 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа 17.04
18.04 144 Контрольное списывание по теме «Глагол» 1 Контроль знаний Разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов Тематический контроль: контрольное списывание 19.04 РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ (14часов)
145-146 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. 2 Изучение нового материа-лаОвладеть способом разбора глагола по составу;
- научиться видеть в слове его части; -образовывать глаголы с помощью приставок;
- уверенно использовать способ написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов;
- развивать контрольно-оценочную деятельность;
-научиться определять связь орфограммы и спряжения;
-графически обозначать орфограмму;
-обозначать графически однородные сказуемые. Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) 20.04
23.04 147-148 Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов. 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос Уметь разбирать глаголы по составу 24.04
25.04 149-150 Р/р Сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами. 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа Уметь:- видеть в словах изученные орфограммы;- использовать в устной и письменной речи глаголы; 26.04
27.04 151 Написание глаголов с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. 1 Комбинированный Текущий контроль 30.04 152 Р/р Сочинение «День моей мамы». 1 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль, творческая работа 2.05 153 Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант. 1 Комбинированный Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос Уметь:- видеть в словах изученные орфограммы;- использовать в устной и письменной речи глаголы; 3.05 154 Проверочная работа № 7 по теме «Глагол». 1 Контроль знаний Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал 4.05 155 Работа над ошибками по теме «Глагол» 1 Совершенствование знаний и умений Коррекция знаний и умений. Фронтальный опрос 7.05 156 Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» 1 Обобщение и систематизация знаний Текущий контроль 8.05 157 Контрольный диктант по теме «Глагол». 1 Контроль знаний Тематический контроль 10.05 158 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 Коррек-ция знаний и умений. Текущий контроль: самостоятельная работа. 11.05 ПОВТОРЕНИЕ (12 часов)
159-160 Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение». 2 Совершенствование знаний и умений Уметь видеть изученные орфограммы, объяснять их графически, объяснять постановку знаков препинания с помощью схем, овладеть умением применять свои знания по фонетике и графике, о составе слова, орфографии, морфологии, синтаксисе и пунктуации.
Продолжать формирование контрольно-оценочной деятельности. Текущий контроль Уметь применять в системе полученные знания 14.05
15.05 161 Повторение материала по разделу «Текст». 1 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль Уметь применять в системе полученные знания 16.05 162-163 Повторение материала по разделу «Части речи». 2 Совершенствование знаний и умений Текущий контроль Уметь применять в системе полученные знания. 17.05
18.05 164 Контрольное изложение «Странный дуэт» 1 Контроль знаний Итоговый контроль Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения 21.05 165 Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста. 1 Коррек-ция знаний и умений. Текущий контроль 22.05 166 Комплексное повторение материала. 1 Комбинированный Текущий контроль Уметь применять в системе полученные знания 23.05 167 Административный контрольный диктант за 4 класс. 1 Контроль знаний Тематический контроль: контрольная работа Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта 24.05 168 Итоговая контрольная работа за 4 класс. ( Тестирование) 1 Контроль знаний Итоговый контроль Уметь выполнять итоговое тестиро-вание по пройденному материалу 25.05 169 Пишу правильно» Итоговый урок. 1 Коррек-ция знаний и умений. Текущий контроль Уметь применять в системе полученные знания и умения за курс 4 класса 28.05 170 Резервный урок-игра. 1 Комбинированный Текущий контроль 29.05 Итого
170ч Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант за I полугодие
На реке
Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню.
Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро мне показался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.
Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.
Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.
(81 слово)
Задания:
1. Обозначить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
2. Выполнить морфологический разбор имён существительных.
I вариант: (с) рекою.
II вариант: (в) лесу.
3. Записать 5 несклоняемых имён существительных.
Итоговый контрольный диктант
Лоси
Вышла на край леса старая лосиха с маленьким лосёнком. Учиться бегать детёныш. Спотыкаются о кочки его длинные ноги. Ласково греет в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Лоси сломали березовую ветку, из неё сочится и капает сладкий сок. Синими кажутся в лесу весенние лужи. Золотыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу! Задремала на тёплом солнце лосиха, но чутко слышит она все звуки. Спокойно резвится лосёнок. Не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
(83 слова) (По Соколову-Микитову)
Задание:
- графически объяснить в тексте написание всех изученных орфограмм. Постановку знаков препинания объяснить с помощью схем.