Рабочая программа по математике для 3 класса по программе Школа 2100


Рабочая программа по МАТЕМАТИКе3 класс
Школа 2100
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Демидова, Т. Е.,Козлова, С. А., Тонких, А. П. Математика: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – М.: БАЛАСС, 2013.
Козлова, С.А., Гераськин, В.Н., Кузнецова, И.В. Дидакические материалы к учебнику «Математика». 3 класс. / С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, И.В. Кузнецова. – М.: БАЛАСС, 2013.
Козлова, С.А.,Рубин, Г.А. Контрольные и самостоятельные работы по курсу «Математика» и комплексному курсу «Математика и информатика». 3 класс. / С.А. Козлова, Г.А Рубин. – М.: БАЛАСС.
Козлова, С.А.,Рубин, Г.А, Горячев, А.В. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика». / С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев. – М.: БАЛАСС, 2012.
Цели и задачи курса
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу (http://school-collection.edu.ru/).
Эти же ресурсы (http://school-collection.edu.ru/) могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии специально оборудованного учительского места.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. В 3 классе – 136 часов.
Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 140 часов, так как учебных недель 35.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
-использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы(умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
использовать при решении различных задач знание формулы пути;
использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
находить долю от числа, число по доле;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:
а ± х < b; а ∙ х > b.
-использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
-выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
выделять из множества параллелепипедов куб;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
-правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Содержание учебного предмета
3-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование
ОНЗ – урок открытия новых знаний;
РУ – урок развития умений;
ПР – практическая работа;
ОУ – обобщающий урок;
УК – урок контроля.
№ п/п Тема урока Тип урока Виды деятельности обучающихся
Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе – 10 часов
Нумерация. ОНЗ -записывать и читать числа от 1 до 100;
-знать и использовать при объяснениях последовательность чисел в пределах этого отрезка натурального ряда;
-знать и использовать при объяснениях состав двузначных чисел от 11 до 100 из разрядных слагаемых;
-понимать смысл всех четырёх арифметических действий, знать, как связаны между собой действия сложения, вычитания, умножения и деления; пользоваться этими знаниями;
-выполнять устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100;
-знать, как можно найти неизвестный компонент действия, если известны другой компонент и результат действия, использовать эти знания при проверке результатов действий;
-выполнять умножение и деление с 0,1,10;
-знать переместительное и сочетательное свойства суммы, правило вычитания числа из суммы и суммы из числа и самостоятельно использовать их для рационализации вычислений;
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
-знать соотношения между изученными единицами и уметь совершать переход от одних единиц к другим;
-соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью.
Сложение и вычитание чисел. Повторение и закрепление знаний. ОНЗ Сложение и вычитание чисел. ОНЗ Умножение и деление чисел. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Повторение табличных случаев умножения и деления. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ «Дерево выбора». ОНЗ Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение» УК Работа над ошибками. Решение задач. ОУ Внетабличное умножение и деление – 26 часов + 1 час Параллелепипед и куб. ОНЗ Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. ОНЗ Кубический дециметр. Кубический метр. ОНЗ Сочетательное свойство умножения. ОНЗ Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём. ОНЗ Деление чисел, запись которых оканчивается нулём. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Умножение суммы на число. ОНЗ Умножение двузначного числа на однозначное. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Деление суммы на число. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Деление двузначного числа на однозначное. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Решение задач. ОНЗ Деление двузначного числа на двузначное. ОНЗ Решение задач. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Деление с остатком. ОНЗ Деление с остатком. ОНЗ Деление с остатком, когда делимое меньше делителя. ОНЗ Деление с остатком, когда частное ищется подбором. ОНЗ Арифметические действия над числами. ОНЗ Арифметические действия над числами, решение задач. ОНЗ Контрольная работа № 2 за 1 четверть по теме «Внетабличное умножение и деление двузначных чисел» УК Работа над ошибками. Арифметические действия над числами. УО Арифметические действия над числами. РУ Числа от 1 до 100. Доли – 12 часов Доли. ОНЗ Нахождение доли числа. ОНЗ Сравнение долей. ОНЗ Нахождение числа по доле. ОНЗ Решение задач. ОНЗ Решение задач с пропорциональными величинами. ОНЗ Единица времени – минута. ОНЗ Единица времени – секунда ОНЗ Сутки. ОНЗ Неделя. ОНЗ Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия над числами в пределах 100» УК Работа над ошибками. Линейные и столбчатые диаграммы. РУ Числа от 1 до 1000. Нумерация – 10 часов
Счёт сотнями. Тысяча. ОНЗ Знать и использовать при объяснении:
-названия и последовательность чисел в пределах 1000;
-как образуется каждая следующая счётная единица;
-состав многозначных чисел от 11 до 999 из разрядных слагаемых;
-записывать, читать и сравнивать числа от 1 до 1000;
-соотношения между изученными единицами измерения и уметь совершать переход от одних единиц к другим.
Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. ОНЗ Единицы длины. Миллиметр. ОНЗ, ПР Трёхзначные числа. ОНЗ Трёхзначные числа. РУ Сравнение трёхзначных чисел. ОНЗ Трёхзначные числа. ОНЗ Единицы массы. Центнер. ОНЗ Контрольная работа № 4 за 2 четверть по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» УК Работа над ошибками. Трёхзначные числа. РУ Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 – 25 часов + 1 час Сложение и вычитание трёхзначных чисел. ОНЗ -понимать смысл всех четырёх арифметических действий и уметь использовать это знание для вычислений;
-выполнять устное сложение, вычитание;
-знать переместительное и сочетательное свойства суммы;
-понимать смысл всех четырёх действий, знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; использовать эти знания для вычислений.
Сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. ОНЗ Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение задач. ОНЗ Сложение и вычитание трёхзначных чисел. ОНЗ Сложение и вычитание трёхзначных чисел. ОНЗ Пересечение геометрических фигур. ОНЗ Решение задач. ОНЗ Группы предметов. Множество. Элементы множества. ОНЗ Способы задания множеств. ОНЗ Подмножество. ОНЗ Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый». ОНЗ Пересечение множеств. ОНЗ Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». ОНЗ Объединение множеств. ОНЗ Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств». ОНЗ Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». УК Работа над ошибками. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик. РУ, ОНЗ - понимать смысл всех четырёх действий, знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; использовать эти знания, выполняя устное и письменное сложение, вычитание чисел в пределах 100.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с проверкой. ОНЗ Решение задач. ОНЗ Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик. ОНЗ Решение задач «на взвешивание». ОНЗ Решение неравенств. ОНЗ Решение неравенств путём подбора значений переменной. ОНЗ Решение неравенств. Формирование представлений о прямоугольном треугольнике. ОНЗ Контрольная работа № 6 по теме «Письменное сложение и вычитание в пределах 100» УК Работа над ошибками. Арифметические действия над числами. ОНЗ, РУ Умножение и деление чисел в пределах 1000 – 21 час + 1 час -выполнять устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.
Умножение и деление трёхзначных чисел. ОНЗ Алгоритм устных приёмов умножения и деления чисел. ОНЗ Умножение и деление чисел. ОНЗ Умножение и деление чисел. ОНЗ Решение задач, сопоставление текстов задач и уравнений. ОНЗ Алгоритмы с повторением (циклом). ОНЗ Решение задач. ОНЗ Решение уравнений. ОНЗ Решение задач и уравнений. ОНЗ Решение задач и уравнений. ОНЗ, РУ Составление уравнений. ОНЗ Умножение трёхзначных чисел на однозначное число. ОНЗ Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд. ОНЗ Умножение трёхзначных чисел в столбик. ОНЗ - понимать смысл всех четырёх арифметических действий; использовать при выполнении устного сложения, вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, письменно выполнять все четыре арифметических действия в остальных случаях;
-устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость);
-соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью;
-самостоятельно находить и объяснять решение простейших задач с пропорциональными величинами (методом «приведения к единице» и через отношение);
-читать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное);
-находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
-находить периметр многоугольника, прямоугольника (квадрата) с опорой на формулу;
-находить площадь прямоугольника (квадрата) с опорой на формулу;
-знать единицы площади (1см2. 1 дм2, 1м2);
-знать соотношения между изученными единицами измерения и совершать переход от одних единиц к другим.
Умножение трёхзначных чисел в столбик. ОНЗ Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число. ОНЗ Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда не каждое разрядное слагаемое делится на это число. ОНЗ Деление трёхзначных чисел на однозначное число. ОНЗ, РУ Умножение и деление чисел. Решение задач ОНЗ Умножение и деление чисел. Решение задач. РУ, УО Контрольная работа № 7 за 3 четверть по теме: «Умножение и деление трёхзначных чисел». УК Работа над ошибками. Решение задач. РУ Арифметические действия над числами в пределах 1000
– 20 часов Запись числа римскими цифрами. ОНЗ Календарь. ОНЗ Календарь, события и случайные эксперименты. ОНЗ Меры времени. Век ОНЗ Меры длины. Километр. ОНЗ Скорость движения. ОНЗ Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. ОНЗ Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. Формула движения. ОНЗ Решение задач на нахождение площади прямоугольника. ОНЗ Решение задач на нахождение площади прямоугольника. ОНЗ Решение задач с помощью схемы. ОНЗ Решение задач с помощью схемы. ОНЗ Решение задач с помощью столбчатой диаграммы. ОНЗ Решение задач с помощью столбчатой диаграммы. ОНЗ, РУ Контрольная работа № 8 за IV четверть по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000» УК Работа над ошибками. РУ Треугольники. ОНЗ Виды треугольников. ОНЗ Треугольники. Арифметические действия над числами. ОНЗ Треугольники. Деление – обратное действие умножению. ОНЗ Повторение и обобщение изученного в 3 классе – 12 часов + 1 час Нумерация. РУ, ОУ Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. РУ, ОУ Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. РУ, ОУ Арифметические действия над числами. Умножение и деление РУ, ОУ Арифметические действия над числами. Умножение и деление РУ, ОУ Контрольная работа № 9 (Итоговая работа за 3 класс). УК Работа над ошибками. Сложение, вычитание, умножение и деление. РУ,УО Сложение, вычитание, умножение и деление. РУ, ОУ Величины и геометрические фигуры. РУ, ОУ Комбинаторные задачи. РУ, ОУ Логические задачи. РУ, ОУ Нестандартные и занимательные задачи. РУ, ОУ Любителям математики. РУ, ОУ Материально-техническое обеспечение
1. Дополнительная литература.
1. Верёвкина, Л. Н., Страусова, Е. В. Сборник задач по математике для младших школьников [Текст] / Л. Н. Верёвкина, Е. В. Страусова. – Мн.: «Харвест», 2006.- 240с: ил.
2. Волина, В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст] / В. Волина. – М. : Знание, 1993
3. Сухин, И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа [Текст] / И. Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2005. – 224с.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed
6. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
7. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа: http://www.sch2000.ru3. Готовые электронные продукты:
1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс. (355 анимированных интерактивных игровых упражнений.)
4. Наглядные пособия.
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
3.Раздаточный материал: разрезные картинки, раздаточный геометрический материал.
4. Измерительные приборы: часы и их модели, сантиметровые линейки.
5. Технические средства обучения.
1. Интерактивная доска.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Компьютер.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.