Рабочая программа по математике для 1 класса по программе «Школа 2100»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы «Математика» Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких (УМК «Школа 2100»).
Предмет «Математика» реализует цели авторской программы Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких:
уметь использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика учебного предмета
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, личностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой
математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний, который предусматривает:
1. Постановка проблемы учащимися при рефлексии «знаю-не знаю».
2. Формулирование учебной задачи.
3. Планирование учебных действий.
4. Представление в виде схемы, таблицы, рисунка.
5. Применение в знакомой, новой ситуации.
6. Контроль, самопроверка.
7. Оценка, самооценка.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. Из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели)
УМК:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
Т.Е.Демидова, С.А Козлова, А.П.Тонких. Математика. 1 класс (в3-х частях).- М., Баласс, 2013.
Т.Е.Демидова, С.А Козлова, А.П.Тонких. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М., Баласс, 2013.
С.А Козлова, А.Г.Рубин. Самостоятельные и контрольные работы. 1 класс. - М., Баласс, 2013.
С.А.Козлова, В.Н.Гераськин, И.В.Кузнецова. Дидактический материал. 1 класс.- М., Баласс, 2010.
Т.Е.Демидова,С.А.Козлова, А.П.Тонких. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. - М., Баласс, 2013.
Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ/ Под ред. Д.И.Фильдштейна. – М., Баласс, 2013.
Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А. Козлова, О.В.Чандилова Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. – М., Баласс, 2013.
Преобладающие методы обучения:
дедуктивный,
проблемно-поисковый и проблемно – диалогический метод обучения,
исследовательский,
учебные дискуссии.
Основные формы организации учебного процесса:
уроки исследования и экспериментальной проверки различных гипотез,
дидактические игры,
уроки – путешествия,
уроки – конференции, уроки – викторины.
Основные формы организации деятельности обучающихся на уроке:
учебный диалог;
групповая работа и работа в парах;
индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
При проведении уроков используются следующие формы контроля знаний:
проверочная работа
тестирование
математический диктант
работа по карточкам
самостоятельная работа
контрольная работа
самопроверка
взаимопроверка
Математические диктанты выполняются в течение всего учебного года, самостоятельные работы – начиная со второго полугодия. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.
График проведения математических диктантов
Номер математического диктанта
На каком уроке проводится(параграф учебника)
Номер страницы тетради «Самостоятельные и контрольные работы»
1
6 (1.6)
2
2
14 (3.4)
2
3
27 (3.12)
2
4
38 (3.20)
2
5
43 (3.29)
3
6
50 (3.36)
3
7
57 (3.43)
3
8
70 (3.52)
3
9
83 (3.60)
3
10
93 (3.69)
3
11
101 (4.4)
3
12
114 (4.15)
3
График проведения самостоятельных и контрольных работ
Номер работы или название
После какого урока проводится (параграф учебника)
Номер страницы тетради «Самостоятельные и контрольные работы»
1
62 (3.46)
4-5
2
80 (3.58)
6-7
3
98 (3.73)
8-9
4
115 (4.17)
10-11
Итоговая контрольная работа
126 (4.26)
12-15
Типы уроков и их сокращения:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний;
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;
УКИЗ – урок комплексного использования знаний;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на », «уменьшить на »;
задачи на разностное сравнение;
распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида а ± х = b; х
· а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Содержание учебного предмета
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
- коммутативный закон сложения и умножения;
- ассоциативный закон сложения и умножения;
- истрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, при выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
- выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
- проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
- проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
- формируются измерительные умения и навыки;
- выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
- проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
- выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
- выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи
· фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
- формирование представлений о геометрических фигурах;
- формирование некоторых практических умений, связанных с построением
геометрических фигур и измерениями.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
- в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
- на классификацию фигур;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- на построение геометрических фигур;
- на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;
- на формирование умения читать геометрические чертежи;
- вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой
6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней.
Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.
1 класс (4 часа в неделю, всего – 132 ч)
Общие понятия.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основании представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на », «уменьшить на », «больше на », «меньше на ».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на », «уменьшить на »;
задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а
· 5 и а
· 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида а ± х = b; х
· а = b.
Элементы стохастики.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
Сканер, ксерокс
1
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
14 комплектов
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Стол учительский
1
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий , бумаги и детских работ.
1
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
1
Количество часов программного материала
по курсу математика (по программе 132 часа)
№ раздела
Название раздела
Кол-во часов
1.
Признаки предметов.
6
2.
Отношения.
4
3.
Числа от 1 до 10.
89
4.
Числа от 1 до 20.
17
5.
Повторение изученного в 1-м классе.
16
Итого:
132
Календарно-тематическое планирование по математике
(132 часа, из расчёта 4 часа в неделю)
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1. Признаки предметов.
6
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
1.
Цвет.
1
2.
Форма.
1
3.
Размер.
1
4.
Признаки предметов.
1
5.
Признаки предметов.
1
6.
Признаки предметов. Математический диктант №1 «Признаки предметов»
1
2. Отношения.
4
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.
Работать с информацией: сравнивать совокупности предметов с помощью составления пар.
Устанавливать равночисленность двух совокупностей с помощью составления пар.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Описывать свойства прямой, кривой линии, луча.
7.
Порядок.
1
8.
Отношения «равно», «не равно».
1
9.
Отношения «больше», «меньше».
1
10.
Прямая и кривая линии. Луч.
1
3. Числа от 1 до 10.
89
Исследовать число и цифру 1, строить его графическую модель.
Рассматривать перестановку из трех компонентов.
Исследовать пространственные отношения.
Описывать сойства замкнутой и незамкнутой кривой линии.
Исследовать число и соответствующую цифру , строить его графическую модель, определять предыдущее и последующее число.
Принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Сравнивать совокупности предметов по количеству.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Исследовать, строить отрезок.
Устанавливать взаимосвязь между целым отрезком и его частями.
Исследовать пространственные отношения.
Описывать свойства ломаной, замкнутой ломаной, треугольника.
Работать с информацией: объединять совокупности предметов в одно целое; выделять совокупности предметов из целого.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Моделировать действия сложения и вычитания на числовом отрезке.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.
Описывать свойства пятиугольника.
Исследовать название, последовательность, разрядный состав чисел от 1 до 6.
Устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Исследовать число и соответствующую цифру , строить его графическую модель, определять предыдущее и последующее число.
Устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Исследовать термины сложения.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Определять и формулировать переместительное свойство сложения.
Называть компоненты сложения и вычитания.
Исследовать число и соответствующую цифру , строить его графическую модель, определять предыдущее и последующее число.
Составлять выражения по рисункам.
Производить счет в пределах 9.
Исследовать число и цифру 0.
Рассматривать свойства 0.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Исследовать названия, последовательность, разрядный состав чисел от 0 до9.
Устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Работать с информацией:читать информацию, записанную в таблицу.
Складывать числа в пределах 10. Исследовать римские цифры.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Исследовать названия, последовательность, разрядный состав чисел от 0 до 10.
Устанавливать взаимосвязь между целым отрезком и его частями.
Решать примеры, содержащие несколько действий. с помощью числового отрезка.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Моделировать изученные зависимости.
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
Действовать по заданному плану решения задачи.
Выделять логические части задачи.
Моделировать изученные зависимости.
Действовать по заданному плану решения задачи.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Работать с информацией: классифицировать предметы, содержащие общий признак.
Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
Объяснять ход решения задачи.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Работать с информацией: классифицировать предметы, содержащие общий признак.
Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
Объяснять ход решения задачи.
Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.
Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.
Составлять уравнение как математическую модель задачи.
Исследовать ситуации, требующие измерения длины при помощи сантиметра.
Описывать явления и события с использованием величин.
Работать с информацией: выявлять общий признак группы предметов.
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
Переходить от одних единиц измерения к другим.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Моделировать изученные зависимости.
Переходить от одних единиц измерения к другим.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстиками.
11.
Натуральное число как результат счёта и мера величины. Число один. Цифра 1.
1
12.
Замкнутые и незамкнутые кривые.
1
13.
Число два. Цифра 2.
1
14.
Знаки « > »; « < »; « = ». Математический диктант №2 «Цифры и числа от 1 до2»
1
15.
Равенства и неравенства.
1
16.
Равенства и неравенства.
17.
Отрезок.
1
18.
Отрезок.
19.
Число три. Цифра 3.
1
20.
Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник.
1
21.
Сложение.
1
22.
Сложение.
23.
Вычитание.
1
24.
Вычитание.
25.
Выражение. Значение выражения. Равенство.
1
26.
Выражение. Значение выражения. Равенство.
1
27.
Целое и части. Математический диктант №3 «Цифры и числа от 1 до 3»
1
28.
Сложение и вычитание отрезков.
1
29.
Число четыре. Цифра 4.
1
30.
Мерка. Единичный отрезок.
1
31.
Числовой отрезок.
1
32.
Угол. Прямой угол.
1
33.
Прямоугольник.
1
34
Число пять. Цифра 5.
35.
Числа 1-5.
1
36.
Числа 1-5.
1
37.
Числа 1-5.
1
38.
Числа 1-5. Математический диктант №4 «Цифры и числа от 1 до 5»
1
39.
Число шесть. Цифра 6.
1
40.
Числа 1-6.
1
41.
Числа 1-6.
1
42.
Число 7. Цифра 7.
1
43.
Числа 1-7. Математический диктант №5 «Числа от 1 до 7»
1
44.
Слагаемое, сумма.
1
45.
Переместительное свойство сложения.
1
46.
Слагаемое, сумма.
1
47.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
1
48.
Числа 1-7.
1
49.
Число восемь. Цифра 8.
1
50.
Числа 1-8. Математический диктант №6 «Числа от 1 до 8»
1
51.
Число девять. Цифра 9.
1
52.
Числа 1-9.
1
53.
Число ноль. Цифра 0.
1
54.
Числа 0-9.
1
55.
Числа 0-9.
1
56.
Число 10.
1
57.
Таблица сложения. Математический диктант №7 «Числа от 1 до 10»
1
58.
Числа и цифры. Римские цифры.
1
59.
Числа и цифры. Римские цифры.
1
60.
Числа 0-10.
1
61.
Числа 0-10.
1
62.
Самостоятельная работа №1 «Числа от 1 до 10»
1
63.
Работа над ошибками.
1
64.
Задача.
1
65.
Задачи на нахождение целого или части.
1
66.
Обратные задачи.
1
67.
Обратные задачи.
1
68.
Обратная задача.
1
69.
Задача на разностное сравнение.
1
70.
Решение задач.
Математический диктант №8
1
71.
Решение задач.
1
72.
Решение задач.
1
73.
Задача на увеличение числа.
1
74.
Задача на увеличение числа.
1
75.
Решение задач.
1
76.
Задача на уменьшение числа.
1
77.
Задача на уменьшение числа.
1
78.
Решение задач.
1
79.
Решение задач.
1
80.
Самостоятельная работа №2
1
81.
Работа над ошибками.
1
82.
Уравнение.
1
83.
Уравнение.
Математический диктант №9.
1
84.
Уравнение. Проверка решения уравнения.
1
85.
Уравнение.
1
86.
Длина. Сантиметр.
1
87.
Длина. Сантиметр.
1
88.
Величина. Длина.
1
89.
Длина. Дециметр.
1
90.
Длина. Решение задач.
1
91.
Длина. Решение задач.
1
92.
Величины. Масса. Килограмм.
1
93.
Сравнение, сложение и вычитание величин. Математический диктант №10.
1
94.
Величины. Объём. Литр.
1
95.
Сравнение, сложение и вычитание величин.
1
96.
Величины. Решение задач.
1
97.
Решение задач.
1
98.
Самостоятельная работа №3.
1
99.
Работа над ошибками.
1
4. Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и вычитание в пределах 20.
17
Исследовать ситуации, требующие сравнения двузначных чисел, их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием двузначных чисел.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
100.
Числа от 10 до 20.
1
101.
Числа от 10 до 20.
Математический диктант №11.
1
102.
Табличное сложение.
1
103.
Табличное сложение.
1
104.
Числа от 10 до 20.
1
105.
Табличное сложение.
1
106.
Табличное вычитание.
1
107.
Табличное вычитание.
1
108.
Табличное сложение и вычитание.
1
109.
Табличное сложение и вычитание.
1
110.
Табличное сложение и вычитание.
1
111.
Сложение и вычитание в пределах 20.
1
112.
Сложение и вычитание в пределах 20.
1
113.
Сложение и вычитание в пределах 20.
1
114.
Сложение и вычитание в пределах 20. Математический диктант №12.
1
115.
Самостоятельная работа №4.
1
116.
Работа над ошибками.
1
5. Повторение изученного в 1-м классе.
16
Моделировать изученные зависимости.
Использовать вспомогательные модели для решения задач.
Объяснять ход решения задачи.
Адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Моделировать изученные зависимости.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Формировать мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Формировать мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
117.
Повторение изученного в 1 классе.
1
118.
Повторение изученного в 1 классе.
1
119.
Повторение изученного в 1 классе.
1
120.
Повторение изученного в 1 классе.
1
121.
Повторение изученного в 1 классе.
1
122.
Повторение изученного в 1 классе.
1
123.
Повторение изученного в 1 классе.
1
124.
Повторение изученного в 1 классе.
1
125
Повторение изученного в 1 классе.
1
126.
Итоговая контрольная работа по материалам 1 класса.
1
127.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
128.
Повторение изученного в 1 классе.
1
129.
Повторение изученного в 1 классе.
1
130.
Повторение изученного в 1 классе.
1
131.
Повторение изученного в 1 классе.
1
132.
Повторение изученного в 1 классе.
1
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
Сканер, ксерокс
1
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
14 комплектов
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Стол учительский
1
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий , бумаги и детских работ.
1
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
1
15