РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА УМК ШКОЛА 2100
ПРОГРАММА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В.Тырина, опубликованная в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы», М, Баласс, 2012 г.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии, а также необходимостью соблюдения преемственности между третьим и четвёртым классами начальной школы. Программа отражает основные содержательно-методические линии непрерывного курса «Окружающий мир»: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. В рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.
Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Предмет «Окружающий мир помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(68 часов - 2 часа в неделю)
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Как работает организм человека(21 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (11 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Раздел 2: «Человек и человечество» (34ч)
Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек в мире людей (6 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Человек и прошлое человечества (10 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн. лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (8 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков окружающего мира в 4 классе
(68 часов - 2 часа в неделю)
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
№ п/п
№ по теме
Темаурока
Видыдеятельности
УУД
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
1
Как работает организм человека (21ч)
Как устроен организм человека.
Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: Находить и извлекать информацию об устройстве организма человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные:
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.
1.09
2
2
Кожа – «пограничник» организма.
3.09
3
3
Роль кожи в нашем организме.
8.09
4
4
Как человек двигается.
10.09
5
5
Опорно-двигательная система человека.
15.09
6
6
Путешествие бутерброда.
17.09
7
7
Органы пищеварения.
22.09
8
8
Как удаляются ненужные вещества.
24.09
9
9
Для чего и как мы дышим.
29.09
10
10
Путешествие воздуха.
1.10
11
11
Волшебная восьмёрка.
13.10
12
12
Работа сердца человека.
15.10
13
13
Что такое кровь?
20.10
14
14
Почему наш организм работает слаженно.
22.10
15
15
Из чего состоит нервная система.
27.10
16
16
Окна в окружающий мир.
29.10
17
17
Орган зрения.
3.11
18
18
Многогранный мир чувств.
5.11
19
19
Контрольная работа
№ 1 по теме «Организм человека»
10.11
20
20
Родители и дети.
12.11
21
21
Отчего мы иногда болеем.
24.11
22
1
Происхождение человека (2ч)
Наши предки – древесные жители.
Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.
Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: Находить и извлекать информацию об устройстве организма человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные:
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.
26.11
23
2
На заре человечества.
1.12
24
1
Рукотворная природа (11ч)
Рукотворная жизнь.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: Находить и извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные:
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.
3.12
25
2
На службе у человека.
Перечислять основные отрасли сельского хозяйства.
8.12
26
3
На службе у человека.
Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека.
10.12
27
4
Как человек использует свойства воды.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.
15.12
28
5
Как человек использует свойства воды.
17.12
29
6
Как человек использует свойства воздуха.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.
Исследовать в группах свойства воздуха.
Характеризовать свойства воздуха.
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.
22.12
30
7
Контрольная работа
№ 2 по теме «Рукотворная природа».
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Исследовать свойства полезных ископаемых.
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.
Различать изученные полезные ископаемые.
Описывать их применение в хозяйстве человека.
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.
Оценивать влияние современного человека на природу.
Оценивать свою личную роль в охране природы.
24.12
31
8
Работа над ошибками к/р.
29.12
32
9
Горные породы и минералы.
31.12
33
10
Металлы.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
12.01
34
11
Приручение огня.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
14.01
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
№ п/п
№ по теме
Тема урока
Виды деятельности
УУД
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
1
Человек и его внутренний мир(5ч)
Кого можно назвать человеком?
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.
Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: Находить и извлекать информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные:
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.
19.01
2
2
Посмотри в своё «зеркало».
21.01
3
3
Как понять, что творится у друга на душе?
26.01
4
4
Переживания, испытанные временем.
28.01
5
5
Как узнать человека?
2.02
6
1
Человек в мире людей (6ч)
Что такое общество.
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
4.02
7
2
Как жить в мире людей.
9.02
8
3
Моё общество.
11.02
9
4
Контрольная работа №3 по теме «Человек и его внутренний мир».
16.02
10
5
Права человека.
18.02
11
6
Повторение по теме «Человек в мире людей»
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
1.03
12
1
Человек и прошлое человечества (10ч)
Первобытный мир.
Размещать на ленте времени даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.
Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные: оценивать исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.
Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.
3.03
13
2
Первобытный мир.
8.03
14
3
Древний мир.
10.03
15
4
Древниймир.
15.03
16
5
Средние века.
17.03
17
6
Средние века.
22.03
18
7
Новое время.
24.03
19
8
Новое время.
29.03
20
9
Новейшее время.
31.03
21
10
Контрольная работа №4 по теме «Человек и прошлое человечества».
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
5.04
22
1
Человек и многоликое человечество (5ч)
Короли, президенты.
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Коммуникативные: Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Личностные: выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
7.04
23
2
Граждане.
19.04
24
3
Расы и народы.
21.04
25
4
Национальность.
26.04
26
5
Кто во что верит.
28.04
27
1
Человек и единое человечество (8ч)
Мировое хозяйство.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения.
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
3.05
28
2
Мировое хозяйство.
5.05
29
3
Мировое сообщество государств.
10.05
30
4
Что человечество ценит больше всего?
12.05
31
5
Контрольная работа №5 по теме «Человек и человечество».
Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни.
17.05
32
6
Работа над ошибками к/р.
19.05
33
7
Как нам жить?
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.
Коммуникативные: Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Личностные: оценивать исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.
Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.
24.05
34
8
Обобщение по курсу «Человек и человечество»
26.05
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Обучение обеспечивается учебниками и пособиями УМК ОС «Школа 2100» издательства «Баласс»: учебник «Окружающий мир (Человек и природа) 4 класс», «Окружающий мир (Человек и человечество) 4 класс» А.Д.Данилов,2013 г.; «Рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику «Окружающий мир (Человек и природа) 4 класс» А.А.Вахрушев, 2013 г., «Рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику «Окружающий мир (Человек и человечество) 4 класс» А.Д. Данилов; «Методические рекомендации для учителя» А.А.Вахрушев, А.Д.Данилов 2013 г.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
»ђЗаголовок 415