Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий


Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий:
Важнейшие задачи, которые ставит в той или иной формулировке фактически любая современная школьная программа по русскому языку: развитие устной и письменной речи; грамотности ее; знаний о языке как о явлении, говорить о неблагополучии с русским языком в школе уже просто неудобно - так банально звучит, так неискоренима эта ситуация, усугубляющаяся, несмотря на, казалось бы, все усилия её изменить. Проявлением обеспокоенности педагогической общественности является появление новых учебно-методических комплексов по русскому языку, разработка современных образовательных технологий, направленных, в первую очередь, на развитие ученика.
Коллектив филологов Воронежского государственного университета под руководством Ю. А. Поташкиной создал нестандартную технологию развивающего обучения русскому языку, в которой все методы и приемы опираются на положения современной психологической науки и учитываются объемы оперативной памяти человека. Технология обеспечивает:
- мотивацию всех видов деятельности учащихся;
- психолого-педагогическое обоснование всех видов и приемов работы учителя, который должен не просто дать знания, а дать их в такой форме, чтобы дети их «взяли» и были успешны в достижении практических результатов;
- благоприятный психологический климат на уроках, что способствует лучшему усвоению материала, формированию у учащихся уверенности в своих возможностях;
-индивидуальный подход в работе.
Основная цель технологии – интеллектуальное, речевое развитие учащихся.
Задача технологии – формировать на уроках русского языка не что иное, как владение письменной и устной речью, осознанным мышлением и способностями.
Особенности технологии:
- целостное представление всей системы русского языка;
- смысловой подход к фактам языка;
- система алгоритмов;
- специфические черты проверки домашнего задания (дежурные по домашнему
заданию);
- система непрерывного правописного тренинга;
- запрет на бездумное письмо;
- речевой тренинг на обычных уроках русского языка;
- решение правописных задач, требующих поисковую деятельность;
- письмо « со следами размышления» - как средство, развивающее память.
Использование данной технологии устраивает тем, что она позволяет «разговорить» самых «неразговорчивых», пробуждает интерес к работе по предмету на уроке и дома, русский язык становится любимым предметом. Работая по этой технологии, я заметила, что у учащихся развивается не только речь, но и связанные с ней интеллектуальные способности, и высшие психологические функции, такие как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной. Как результат, в диктантах, сочинениях и изложениях уменьшается количество ошибок, а «слабая» тройка появляется не слишком часто. Устные ответы учеников стали четкими, ясными и уверенными.
Трехлетний опыт апробации мною данной технологии показал, что ученики, обучающиеся по технологии развивающего обучения, обнаруживают большее желание и умение учиться, большую любознательность и самостоятельность, трудолюбие, высокую скорость интеллектуальных и эмоциональных реакций. Отчетливо выраженный общеразвивающий эффект технологии обеспечен тем, что её каркасом являются системный, проблемный и интегрированный подходы обучения.
Системный подход предполагает изучение материала учащимися в целостном виде. Это целесообразно, во-первых, потому что даже на бытовом уровне мы знаем: познакомившись с целым, проще увидеть его свойства и особенности, следовательно, проще будет разобраться затем и с внутренней структурой, ее частями и функцией каждой из них. Во-вторых, современная психология утверждает, что мозг человека существенно легче воспринимает, осмысливает и запоминает материал в системе. Отсюда следует, что новый материал целесообразно представлять методом дедукции. В связи с этим разработчики технологии предлагают обучение русскому языку уже с первого класса начинать с самой крупной единицы языка - предложения, а затем переходить к его частям, словосочетанию и слову.
Проблемный подход требует интеллектуального участия школьников в получении собственных знаний, активной самостоятельной умственной деятельности их на уроке в процессе решения познавательных задач на разном учебном материале.
Обозначенные подходы воплощаются в технологии развивающего обучения через систему следующих требований или принципов:
- «обучение на высоком уровне трудности», потому что развитие ребенка осуществляется только через преодоление посильных, благодаря помощи учителя трудностей;
-«быстрый темп прохождения материала», который вовсе не предполагает никакой спешки, но позволяет, благодаря высокой концентрации, обобщению всего изучаемого с помощью «блоков», «опорных схем», алгоритмов обещающего характера представить школьнику материал в системном виде в существенно меньшее время.
-«работа над развитием речи учащихся» - это значит, что учатся и развиваются на одном учебном материале, достигая успешности, все дети, но в индивидуальном темпе.
-«принцип открытых перспектив», позволяющий школьнику работать над темой столько, сколько ему это необходимо;
- «ведущая роль теоретических знаний», предполагающая обеспечение осознанного изучения теории как базы для выработки необходимых умений и навыков.
Кроме названной выше технологии, я использую такие, как тестовая, информационно-коммуникационные, дифференцированного обучения. Грамотное сочетание технологий на уроках позволяет мне сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными, продуктивными.
Тестовая технология ценна для меня тем, что позволяет мне
- объективно оценивать результаты;
- использовать тесты на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
- использовать тесты во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной;
- быстро оценивать результаты;
- готовить учеников к сдаче экзамена по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ.
Тестовые задания для меня и моих учеников не только дань новым веяниям времени, но и эффективный и оперативный способ проверки знаний учащихся, позволяющий им увидеть свои ошибки и пути их преодоления. Одним из условий успешного проведения тестирования является организация самостоятельной работы при проведении контроля. При этом каждый ученик обеспечивается отдельным экземпляром тестовых заданий. Для осуществления дифференцированного подхода при проверке знаний, с целью создания ситуации успеха учащимся предлагается три уровня заданий: 1 и 2 уровни примерно одинаковой трудности, а 3 - повышенной сложности. В конце каждого тестового задания приводятся примерные нормы оценок.
Дифференциация при проведении тестирования предполагает разнообразие тестов не только по уровню сложности, но и их видам. Помимо тестов, содержащих упражнения на проверку знания правил орфографии и пунктуации, учащимся предлагаю задания творческого характера, требующие неординарного подхода к выполнению.
Работая в старших классах, все чаще стала обращаться к использованию информационно-коммуникационных технологий. Их применение на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся умение самостоятельно работать с дополнительной информацией, стимулировать познавательный интерес к предмету, осуществлять практическую подготовку к экзаменам.
Использование на уроках видеофильмов или их фрагментов способствует привлечению внимания учащихся к изучаемому материалу, повышению результативности обучения. Например, на уроках литературы учащимися с интересом воспринимаются видеофильмы, видеофрагменты из серии «XX век – глазами российских поэтов», «Классики русской литературы», «Литература 19 века», «Литература 20 века». На уроках русского языка в среднем звене использую материалы дисков «Русский медвежонок – языкознание для всех» по темам «Правописание не с разными частями речи», «Обособление причастия на письме» и др., в старшем звене - материалы дисков «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык».
Развивать информационную культуру учащихся мне помогают уроки-презентации, в ходе которых новый материал представляется в виде слайдов с текстом, таблицами, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителю и организовать обсуждение предлагаемых вопросов, а также интегрированные уроки. Примером является урок «Имя мне - Марина» в 11 классе, который «перенес» учащихся в эпоху России серебряного века, и урок литературы и истории, посвященный жизни и творчеству Солженицына.
Использование компьютера помогает ученикам в выполнении домашних заданий, в подготовке сообщений, рефератов и решении тестовых заданий в рамках самостоятельной подготовки к экзамену. Учащиеся 5-9 классов самостоятельно создают презентации по литературе, используя как материал интернета, так и учебный: « Чичиков в поэме «Мертвые души», « Природа на страницах романа «Евгений Онегин» и другие.
К положительному результату приводит использование технологии личностно ориентированного обучения, которая представляет собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Образовательный процесс по этой технологии строится мною на учебном диалоге учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. Современный урок не может быть не личностно ориентированным. Особенно это касается уроков литературы. Учитель идет рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, прислушиваясь к мыслям и чувствам юных читателей. И поэтому каждая новая встреча с текстом художественного произведения становится незабываемой.
Описанные выше технологии использую не только в средней школе, но и на подготовительных курсах русского языка Тюменского государственного университета нефтяной и газовой промышленности.
Литература:
Савина, С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся [ Текст] // Педагогические технологии № 4, 2005. – 38С.
Поташкина Ю.А. [Текст] // Книга для учителя // Воронеж, 2003
Поташкина Ю.А. [ Таблицы] Воронеж,2007
Бардокина Т.М. [Текст]// Возможности использования ИКТ на уроках русского языка и литературы// Липецк, 2007