Планирование. Рабочая программа по географии 7 класс , к учебнику И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Уктурского сельского поселения
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УМР Директор МБОУ СОШ ________Е.И.Мушак с.п. Уктур
_______И.А. СинецкаяПротокол ШМО приказ №_____от________
№ ____ от _ _
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«География. Материки, океаны, народы и страны».
Для 7 класса
на 2015/2016учебный год
Разработчик программы
Тельманова Наталья Николаевна
учитель географии 1 квалификационной категории
2015-2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования— М.: Просвещение, 2011, «Фундаментального ядра содержания общего образования»/Рос. Акад. образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.-М.: Просвещение, 2011; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011,авторской программы - География: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / [А.А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
В курсе «География. Материки, океаны, народы и страны» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное - отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
«География. Материки, океаны, народы и страны» продолжает географическое образование обучающихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5-6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Современный облик планеты Земля», « Население Земли», «Главные особенности природы Земли», «Материки и страны», «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отведено две трети учебного времени.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:
• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
• формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и на- циональных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
• приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
• формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
• умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;
• умение пользоваться современными информационными технологиями;
• владеть научными географическими понятиями;
• видеть проблемы и ставить вопросы;
• анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
• наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать;
. умение строить своё изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник интересными фактами, использовать примеры из жизни и деятельности выдающихся учёных.
Для реализации данной программы используется УМК:
Программа . География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Учебник
География: материки, океаны, народы и страны:7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций /И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под общей редакцией В.П. Дронова.- 3-е изд.,доп. -М.: «Вентана-Граф». 2015.
Учебник включён в федеральный перечень.
Рабочая тетрадь:
– География : 7 класс : рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович /И.В Душина.- 2-е изд., дораб. и доп.- М.: «Вентана-Граф», 2015.Соответствует ФГОС ООО
Атлас «География. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2015г
Контурная карта с заданиями «Страноведение. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2014г
Место курса в базисном учебном плане
Программа линии УМК Издательского центра «Вентана - Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Цели и задачи курса
Главная цель курса — продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а так же региональные знания о целостности и дифференциации природы матери -
ков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и
хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих географическую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи.
При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний
в практической деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
• расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального);
• создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;
• раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-
экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
• продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков,океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
• развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания
и характеристики территории;
• формировать знания о главных особенностях взаимодействия при роды и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального
природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
• раскрыть закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством
Знакомства с историко-культурными регионами мира;
• обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
• способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор),
понимать людей другой культуры;
• на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты,
практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное
отношение к географической среде.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории и географии своего края, воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова-
тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной
культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географическихобъектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях
природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальныхизменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельныхтерриторий в связи с природными и социально-экономическими факторами
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), ресурсы Интернета, ИКТ. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и контрольные работы, по наиболее важным темам курса.
Технологическая карта
№ п/п Название раздела Содержание Количество часов УУД
Введение . 2 Составление перечня источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам
Раздел «Современный облик планеты Земля» 4 Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природный комплекс», «географическая оболочка», «географическое положение», «географическая среда», «природная зона», «широтная зональность» и «вертикальная поясность».
Использовать эти понятия для решения учебных задач; различать карты по масштабу, охвату территории и содержанию.
Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы, их изменения в результате деятельности человека; примеры проявления географической зональности и поясности.
Понимать причины разнообразия природы Земли
Раздел «Население Земли» 5 Знать и объяснять существенные признаки понятий: «этнос», «плотность населения», «миграции», «хозяйство».
Использовать эти понятия для решения учебных задач.
Устанавливать взаимосвязи между рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения.
Объяснять изменения численности населения Земли; приводить примеры размещения людей на Земле; видов хозяйственной деятельности людей.
Понимать причины неравномерного размещения людей на Земле.
Приводить примеры разнообразия народов и стран; выделять основные религии мира и историко-культурные регионы.
Отбирать источники географической информации с целью расширения знаний о населении Земли описания компонентов природы материков, их изменений под влиянием деятельности людей
Раздел «Главные особенности природы Земли» 17 Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосферная плита», «платформа», «складчатая область», «климатообразующие факторы», «воздушная масса», «пассаты», «климатический пояс», «режим реки», «природная зона».Использовать эти понятия для решения учебных задач.
Устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром.
Приводить примеры компонентов природы, показывать их объекты на карте.
Понимать причины размещения крупных форм рельефа, климатических поясов, причины зависимости внутренних вод от рельефа и климата, природных зон - от климата.
Сравнивать компоненты природы материков и океанов, объяснять причины сходства и различий.
Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых, закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков, закономерности питания и режима вод суши.
Составлять по картам и другим источникам информации
Раздел «Материки и страны» 34 Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическое положение материка, природный регион, историко-культурный регион, антропогенный ландшафт.
Использовать эти понятия для решения учебных задач.
Устанавливать взаимосвязи между географическим положением материка, (другими территориями) для предварительных выводов об их природе.
Приводить примеры географических объектов, показывать их на карте.
Понимать причины особенностей природы, населения материков, особенностей хозяйственной деятельности в разных странах.
Объяснять географические особенности природы материков, закономерности размещения и развития компонентов их природы.
Составлять по картам и другим источникам информации географические характеристики компонентов природы материков, регионов и стран.
Оценивать степень изменения природы материков и отдельных стран под влиянием деятельности людей.
Предлагать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Раздел «Природа Земли и человек» 3 Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы», «рациональное и нерациональное природопользование», «геоэкологическая проблема», «методы географической науки».
Использовать эти понятия для решения учебных задач.
Устанавливать связи между природными ресурсами территории и хозяйственной деятельностью людей.
Приводить примеры различных видов природных ресурсов, рационального и нерационального природопользования.
Владеть основами картографической грамотности и использовать географические карты как одного из «языков» международного общения.
Отбирать источники географической информации для подготовки сообщений на уроке.
Понимать причины изменений природы в планетарном, региональном и локальном масштабах, необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.
Объяснять происхождение источников загрязнения окружающей среды.
Оценивать роль географической науки в освоении планеты человеком, в решении современных практических задач, в рациональном использовании природы
резерв 5 Содержание тем учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны »
7 класс (70 часов)
Введение. Источники географической информации(2 часа).
Что изучают в курсе географии?. Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики.
Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4 часа).
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение».
Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины.
Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».
Раздел 2. Население Земли (5ч).
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.
Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.
Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.
Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч).
Рельеф Земли (3 ч).
Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.
Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре.
Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.
Климаты Земли (3 ч).
Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.
Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.
Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.
Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Вода на Земле (3 ч).
Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.
Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.
Природные зоны (3 ч).
Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.
Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон.
Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.
Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.
Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч).
Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков.
Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.
Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
Раздел 4. Материки и страны (34+5 ч).
Африка (6+1 ч).
Краткая история исследования материка.
Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.
Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы.
Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.
Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии.
Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона.
Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.
Австралия и Океания (3+1 ч).
Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы.
Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.
Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.
Южная Америка (5+1 ч).
Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы.
История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы.
Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города.
Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии.
Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран.
Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.
Северная Америка (4+1 ч).
Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.
Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города.
Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.
Евразия (14+1 ч).
Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.
Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах.
Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества.
Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества.
Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.
Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран.
Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества.
Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции.
Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения.
Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.
Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).
Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.
Комплексная характеристика страны.
Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.
Раздел 5. Природа Земли и человек (3 ч).
Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.
Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.
Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.
Календарно - тематическое планирование по предмету «География: материки, океаны, народы и страны»
№ дата Тема урока,
П/Р Тип урока виды и формы контроля мультимедиа продукция,
информационные ресурсы,
интерактивные средства обучения, наглядные пособия Основные виды деятельности ученика на уровне учебных действий Домашнее задание
Введение. Источники географической информации(2ч).
1 Введение. Страноведение. Урок открытия новых знаний текущий Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуры курса по разделу учебника «Содержание» стр. 4-6
2 Источники географических знаний. Урок открытия новых знаний текущий Презентация «Классификация карт» Составлять перечень источников географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). Различать географические описания и характеристики, приводить примеры §1, вопросы стр.10 (проект)
Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4ч).
Геологическая история Земли(1ч).
3 Происхождение материков и впадин океанов. Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентация «Геологическая история Земли» Выделять в геологическом времени этапы развития Земли.
Объяснять происхождение материков и впадин океанов.
Определять географическое положение материков, океанов, частей света. Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия §2, вопросы стр.18
Географическая среда и человек(2 ч).
4 Географическая среда - земное окружение человеческого общества. Урок открытия новых знаний фронтальный, индивидуальный опрос ЦОР Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой.
Давать определения этим понятиям. Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки §3, вопросы стр. 22-23
5 Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Урок рефлексии фронтальный, индивидуальный опрос Презентация «Природные комплексы суши и океана» Давать определения понятиям темы. Выявлять по картам проявление широтной зональности на материках и в океанах.
Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей §4, вопросы стр. 28-29,
подготовиться к тесту
6 Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля» Урок рефлексии итоговый ЭФУ Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу « Современный облик планеты Земля». Выполнять тестовые задания. Раздел 2. Население Земли(5 ч).
7 Расселение людей. Численность населения Земли. практикум фронтальный, индивидуальный опрос Презентация «Изменение численности населения во времени» Анализировать графики изменения численности населения во времени. Составлять прогноз изменения численности населения Земли.
Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Находить информацию о населении своей местности. Строить графики и диаграммы по собранным данным. Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Определять и сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира. §5, вопросы стр.34-35(школа географа - страноведа, проект)
8 Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность. Изучение нового Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «Современное размещение людей» Читать карту плотности населения. Вычислять плотность населения. Определять по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения. Находить и систематизировать информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон. Называть виды хозяйственной деятельности людей. Приводить примеры хозяйственной деятельности людей в областях с большой и малой плотностью населения. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения. Определять функции городов по разным источникам информации. Показывать на карте большие города. §6, вопросы стр.40 (школа географа – страноведа)
9 Народы мира и разнообразие стран. практикум фронтальный, индивидуальный опрос Презентация «Языковые семьи» Давать определение понятия «этнос». Моделировать на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей расселения индоевропейских народов. Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Показывать на карте многонациональные страны §7, вопросы стр.44
10 Религии мира и культурно- исторические регионы. исследование Взаимоконтроль,
самоконтроль
фронтальный, индивидуальный опрос Презентации учащихся Анализировать карты в целях выявления географии распространения мировых религий. Называть крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия. Готовить и обсуждать презентации и сообщения. §8, вопросы стр.47-48, (презентации, сообщения)подготовиться к тесту
11 Повторение и обобщение раздела «Население Земли» Урок рефлексии итоговый Презентации учащихся Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания. Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч).
Рельеф Земли(3 ч).
12 Планетарные формы рельефа. исследование Фронтальный опрос, самоконтроль интерактивная карта «Строение земной коры»
http://interneturok.ru/ Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. Читать карты, космические снимки, аэрофотоснимки. Описывать рельеф одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий §9, вопросы стр.54
13 Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых. практикум Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос ЭФУ, Презентация «Виды минеральных ресурсов» Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей §10,вопросы стр.58(школа географа – страноведа),
14 Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей Урок взаимообученияФронтальный опрос, самоконтроль Объяснять роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального использования полезных ископаемых. Находить информацию о памятниках литосферы §11, вопросы стр.61
Климаты Земли (3 ч).
15 Климатообразующие
факторы. Изучение нового Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос ЦОР,ЭФУ
http://interneturok.ru/ Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам.
Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей §12, вопросы стр.65
16 Климатические пояса. исследование Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентация «Климатические пояса»
http://interneturok.ru/Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности.
Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов.
Составлять описание климата одного их поясов. Анализировать климатические диаграммы.
Описывать и объяснять различия в климате одного из материков. Объяснять изменение климата во времени §13, вопросы стр.68(сообщение) проект
17 Человек и климат. Урок рефлексии Фронтальный опрос, самоконтроль ЭФУ Оценивать роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей.
Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека.
Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения §14, вопросы стр.73(сообщение) проект
Вода на Земле (3 ч).
18 Мировой океан – главная часть гидросферы. Изучение нового Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос ЦОР http://interneturok.ru/Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солёности вод.
Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.
Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как могучего регулятора многих процессов, происходящих на Земле §15, вопросы стр.79(проекты)
19 Воды суши. Закономерности их питания и режима. практикум Фронтальный опрос, самоконтроль Презентация «Воды суши», ЦОР Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши.
Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата.
Составлять характеристику зональных типов рек.
Сравнивать внутренние воды материков §16, вопросы стр.83-84,проект
20 Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. Урок рефлексии Презентации учащихся ЭФУ Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами. Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности.
Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов.
Приводить примеры неблагоприятных и опасных для человека явлений, связанных с водами суши.
Называть и показывать на карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши §17, вопросы стр.87
Природные зоны (3 ч).
21 Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов. Урок рефлексии Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос ЭФУ http://interneturok.ru/Давать определение понятия «природная зона».
Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны.
Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природы зон.
Доказывать необходимость охраны природных зон.
Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон §18, вопросы стр.91, (проект), презентации
22 Природные зоны субтропических поясов. Урок открытия новых знаний Фронтальный опрос, самоконтроль Презентации учащихся Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах.
Показывать на карте природные зоны субтропических поясов. Составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Выявлять природные богатства зон и возможности их использования в хозяйственной деятельности людей. Оценивать степень изменения природы зон под влиянием человека. Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне субтропического пояса §19, вопросы стр.94(школа географа –страноведа) презентации
23 Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. Урок рефлексии Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентации учащихся Устанавливать зависимость особенностей изучаемых зон от климатических условий. Объяснять особенности географического положения отдельных зон. Выявлять причины наличия многих природных зон в умеренном климатическом поясе. Сравнивать лесные зоны в пределах северных материков. Составлять краткую характеристику одной из зон (по выбору) с раскрытием связей между природными компонентами зоны. Определять основные природные богатства каждой из зон.
Оценивать степень изменения природных зон умеренного пояса в результате хозяйственной деятельности. Приводить примеры антропогенных комплексов в пределах рассматриваемых зон.
Составлять каталог культурных растений и домашних животных в пределах всех изученных зон материков §20, вопросы стр.99, проект
Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч).
24 Особенности природы и населения южных материков Урок открытия новых знаний Фронтальный опрос, самоконтроль Определять сходство и различия в географическом положении материков, в рельефе, климате и других компонентах природы.
Объяснять причины установленных фактов.
Оценивать природные богатства материков. Устанавливать причины большого разнообразия расового и этнического состава населения. Определять степень изменения природы материков под влиянием человека §21, вопросы стр.103
25 Особенности природы и населения северных материков. Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
самоконтроль Объяснять более сложное развитие природы северных материков. Устанавливать сходство и различия в природе Евразии и Северной Америки. Оценивать природные богатства, а также численность, состав населения и его размещение на материках. Показывать на карте антропогенные комплексы материков.
Определять сходство и различия в географическом положении и природе северных и южных материков §22, вопросы стр.108, (школа географа –страноведа)
26 Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Урок рефлексия Фронтальный опрос Презентация «Особенности природы Тихого и Индийского океанов»
http://interneturok.ru/Объяснять по картам особенности географического положения океанов. Составлять описания и характеристики основных компонентов природы каждого из океанов.
Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей. Моделировать на контурной карте транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции одного из океанов §23, вопросы стр.113-114, проект, презентации
27 Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Урок открытия новых знаний Письменный опрос http://interneturok.ru/Изучать по карте географическое положение океанов.
Сравнивать компоненты природы двух океанов, объяснять причины установленных фактов.
Устанавливать по картам систему течений в океанах.
Оценивать роль океанов в хозяйственной деятельности людей. Подготавливать и обсуждать презентации об одном из океанов. Устанавливать степень загрязнения океанов и выявлять меры по охране их природы § 24, вопросы стр.118-119,подготовиться к тесту
28 Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли». Урок рефлексии итоговый Презентации учащихся Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Главные особенности природы Земли». Выполнять тестовые задания Раздел 4. Материки и страны (34+ 5ч из резерва).
Африка (6 ч)+1.
29 Географическое положение и история исследования Африки. Урок практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль ЦОР http://interneturok.ru/Определять географическое положение материка и влияние его на природу. Стр.120, к/карта
30 Особенности природы Африки. Урок открытия новых знаний Фронтальный и индивидуальный опрос Презентация «Природа Африки», ЦОР
http://interneturok.ru/Составлять характеристику компонентов природы.
Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождении полезных ископаемых.
Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий.
Читать климатограммы.
Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. Объяснять особенности размещения природных зон. Оценивать природные богатства Африки.
Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы континента §25, вопросы стр.126, проект
31 Население и политическая карта Африки. Урок исследование Письменный опрос, Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Определять по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения Африки, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения. Различать города материка по их функции. Группировать страны Африки по различным признакам. Различать природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Африки §26, вопросы стр.129, презентации
32 Северная Африка. Египет. Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах.
Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Составлять описания и характеристики отдельных стран региона, крупных городов.
Анализировать экологическую карту, выявлять районы с нарушенной природой. Создавать географический образ Египта.
Называть памятники культурного наследия человечества.
Подготавливать и обсуждать презентации о странах Северной Африки §27, вопросы стр.133презентации, сообщение
33 Западная и Центральная Африка. Нигерия. Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентации учащихся Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какой-либо другой страны (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации о странах §28, вопросы стр.138, презентации
34 Восточная Африка. Эфиопия Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос Презентации учащихся Выявлять особенности компонентов природы и природных богатств региона. Устанавливать отличия природы Восточной Африки от других регионов материка. Составлять по картам и тексту учебника характеристику страны, выявлять в ней черты, характерные для всего региона. Составлять комплексную характеристику Эфиопии. Объяснять по картам особенности распространения на территории Африки районов стихийных бедствий. Анализировать экологическую карту материка.
Подготавливать презентации о заповедниках Восточной Африки §29, вопросы стр.143, проект
35 Южная Африка. ЮАР. Урок исследование Фронтальный и индивидуальный опрос VIDEO «ЮАР»
http://interneturok.ru/Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Южной Африке. Определять природные богатства стран региона и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять комплексную характеристику ЮАР. Выявлять по карте экологические проблемы региона §30, вопросы стр.149, школа географа – страноведа, сообщения.
Австралия и Океания (3 ч).+1
36 Географическое положение и история исследования Австралии. Урок исследование Взаимоконтроль,
индивидуальный опрос ЭФУ Изучать по карте географическое положение материка и влияние его на природу.. к/ карта стр 12, задание.№1
37 Особенности природы. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «Эндемичность органического мира»
http://interneturok.ru/Устанавливать причины выровненного рельефа, сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами, особенностей размещения природных зон. Читать климатограммы. Оценивать природные богатства Австралии. Объяснять причины эндемичности органического мира. Определять по экологической карте примеры изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности людей.
Сравнивать компоненты природы Австралии и Африки, делать выводы по результатам сравнения §31, вопросы стр.153-154
38 Австралийский Союз (Австралия). практикум Фронтальный и индивидуальный опрос ЭФУ Составлять характеристику населения страны. Сравнивать население Австралии и Африки, объяснять результаты сравнения. Читать карту хозяйственной деятельности.
Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства.
Показывать на карте города Австралии, различать их функции. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны. Выявлять причины изменения природы материка. Составлять характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии (по выбору) §32, вопросы стр.159-160, проект, презентации
39 Океания. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Описывать по карте географическое положение Океании. Группировать острова по происхождению. Объяснять связь рельефа и полезных ископаемых с происхождением островов. Устанавливать причины особенностей климата и органического мира островов. Анализировать состав населения. Показывать на карте наиболее значимые страны Океании.
Составлять описание одного из островов. Подготавливать и обсуждать презентации о крупных стихийных бедствиях, об уникальности природы островов, о памятниках природного и культурного наследия §33, вопросы стр.165, (школа географа– страноведа), проект, презентации
Южная Америка (5 ч)+1.
40 Географическое положение и история исследования Южной Америки. Фронтальный и индивидуальный опрос ЦОР http://interneturok.ru/Изучать по карте географическое положение материка и предполагать отражение его в природе материка. к/карта стр.14, задание №1
41 Особенности природы. Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Объяснять причины контрастов в строении рельефа, преобладания влажных типов климата, своеобразия органического мира. Читать и анализировать климатограммы. Сравнивать природу Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивать природные ресурсы материка. Определять по экологической карте примеры изменений природы континента §34, вопросы стр.171, (школа географа– страноведа)
42 Население и политическая карта. Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций. Сравнивать численность населения Южной Америки и Африки. Определять по карте плотности населения особенности размещения, а по карте народов — этнический состав населения. Различать города материка по их функциям. Группировать страны по различным признакам. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) §35, вопросы стр.174, (школа географа– страноведа)
43 Внеандийский Восток. Бразилия. Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Изучать по карте географическое положение страны. Объяснять особенности компонентов её природы. Выявлять по картам природные богатства и оценивать их. Выявлять особенности расового и этнического состава населения страны. Находить на карте и называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по карте хозяйственной деятельности и тексту учебника описание видов хозяйственной деятельности населения Бразилии. Определять по картам районы освоения внутренних территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны, памятниках всемирного наследия, городах §36, вопросы стр.178-179,презентации, сообщения
44 Аргентина. Взаимоконтроль,
самоконтроль Video «Аргентина» Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности и определять по ней размещение отраслей сельского хозяйства. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности. Оценивать географическое положение столицы, называть её функции §37, вопросы стр.181-182, проект
45 Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла. Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Показывать на карте и определять географическое положение стран региона. Выявлять общие черты природы, этнический и религиозный состав населения и его хозяйственной деятельности. Читать карту хозяйственной деятельности материка, определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять географический образ Перу, Чили и Венесуэлы. Анализировать экологическую карту материка, устанавливать районы нарушения природы. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах изучаемых стран §38, вопросы стр.187, (школа географа– страноведа)
Антарктида (1 ч).
46 Особенности природы. Урок открытия новых знаний Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Выявлять своеобразие географического положения Антарктиды и объяснять его влияние на природу. Показывать на карте научные станции. Устанавливать причины особенностей рельефа, климата и других компонентов природы.
Анализировать климатограммы. Составлять описания климата внутренних и прибрежных районов материка. Объяснять влияние Антарктиды на природу Земли. Оценивать природные богатства материка.
Объяснять важность международного статуса Антарктиды.
Определять цели изучения южной полярной области Земли. Составлять проекты использования её природных богатств в будущем. Подготавливать и обсуждать презентации о современных исследованиях Антарктики §39,стр 188-192, вопросы стр.192, Проект , презентации
Северная Америка (4 ч).+1
47 Географическое положение и история исследования Северной Америки. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентация «ГП Северной Америки» http://interneturok.ru/Оценивать влияние географического положения на природу материка. Стр.193.
к/карта стр 16, задание №1
48 Особенности природы. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, разнообразия климатов, в расположении природных зон.
Читать климатограммы.
Определять закономерности размещения на материке основных природных богатств. Обсуждать последствия хозяйственной деятельности в использовании природных богатств материка и необходимые меры по сохранению природы континента §40, вопросы стр.198, проект
49 Соединённые Штаты Америки. исследование Фронтальный и индивидуальный опрос ЦОР, video «США» Давать оценку географического положения США.
Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры. Устанавливать по карте размещение населения. Показывать на карте большие города и описывать их географическое положение, планировку и внешний облик. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Определять изменения природы по экологической карте §41, вопросы стр. 203,школа географа - страноведа50 Канада. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся http://interneturok.ru/Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства.
Показывать на карте большие города, различать их по функциям. Показывать на карте памятники культурного наследия.
Подготавливать презентации о стране §42, вопросы стр. 207,презентации
51 Средняя Америка. Мексика. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентация «Мексика», ЦОР
http://interneturok.ru/Оценивать географическое положение стран региона. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения.
Называть и показывать на карте памятники индейской культуры. Устанавливать по карте размещение населения страны. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны.
Показывать на карте большие города. Составлять по картам и другим источникам информации описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря §43, вопросы стр.213, проект
Евразия (14 ч).+1
52 Географическое положение. Основные черты природы Евразии. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «ГП Евразии»
http://interneturok.ru/Оценивать влияние географического положения на природу материка. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять особенности каждого компонента. Оценивать природные богатства континента. Учебник: стр.213-217, к/ карта стр.18, задание №1
53 Население материка. Урок открытия новых знаний Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Устанавливать особенности расового и этнического состава населения. Анализировать карту народов Евразии, показывать на ней места проживания больших по численности и малых народов.
Составлять «каталог» народов Евразии по языковым группам.
Называть и показывать на карте природные и историко-культурные регионы материка Стр.217-218, вопросы стр.218-219, презентации
54 Северная Европа. Швеция и Норвегия. Урок рефлексия Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Описывать виды хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанной с работой в океане. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору).
Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) §45, вопросы стр.227-228, школа географа – страноведа55 Западная Европа. Великобритания. Франция. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «Франция»
http://interneturok.ru/Давать по карте оценку географического положения каждой из двух стран. Сравнивать и оценивать природу, природные богатства стран. Выявлять черты сходства и различия в численности и этническом составе населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия §46, вопросы стр.234, сообщение- презентация
56 Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся Оценивать географическое положение каждой из стран. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Определять размещение населения по территории. Составлять комплексную характеристику Германии. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Показывать на карте большие города, определять их функции. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) §47, вопросы стр.240, сообщение- презентация
57 Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. исследование Фронтальный и индивидуальный опрос Презентация «Чехия. Словакия. Венгрия» Показывать на карте страны региона. Определять географическое положение стран, сравнивать его и оценивать. Выявлять общие черты природы стран. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Создавать географический образ Польши ,Чехии, Словакии, Венгрии. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах этих стран §48, вопросы стр.247-248, сообщение - презентация
58 Белоруссия. Украина. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «Украина» Давать по карте оценку географического положения каждой страны. Сравнивать природу и природные богатства Белоруссии и Украины. Выявлять черты сходства и различия в численности и размещении населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия §49, вопросы стр.252-253, сообщение – презентация
59 Южная Европа. Италия и Греция. рефлексии Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Изучать по карте географическое положение стран.
Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйственной деятельности населения.
Показывать крупные города, называть их функции.
Называть памятники культурного наследия человечества.
Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) §50, вопросы стр.259, школа географа- страноведа60 Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся Объяснять историко-культурные особенности стран региона. Оценивать их географическое положение. Группировать страны Юго-Западной Азии по различным признакам. Выявлять своеобразие природы отдельных стран.
Устанавливать главные природные богатства стран. Характеризовать этнический и религиозный состав населения и его влияние на материальную и духовную культуру.
Устанавливать по карте виды хозяйственной деятельности. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран Юго-Западной Азии, о памятниках культурного наследия §51, вопросы стр.264, проект
61 Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Video «Иран» Объяснять историко-культурные особенности стран региона. Оценивать их географическое положение. Группировать страны Юго-Западной Азии по различным признакам. Выявлять своеобразие природы отдельных стран.
Устанавливать главные природные богатства стран. Характеризовать этнический и религиозный состав населения и его влияние на материальную и духовную культуру.
Устанавливать по карте виды хозяйственной деятельности. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран Юго-Западной Азии, о памятниках культурного наследия §52, вопросы стр.268, характеристика одной из стран
62 Южная Азия. Индия. исследования Фронтальный и индивидуальный опрос http://interneturok.ru/Определять особенности географического положения региона и стран в его пределах.
Выявлять особенности компонентов природы и природные богатства, их влияние на развитие хозяйства стран. Составлять по картам и тексту учебника комплексную характеристику Индии.
Моделировать на контурной карте размещения природных богатств Индии. Выделять главные отрасли хозяйства. Показывать на карте крупные города и памятники культурного наследия §53, вопросы стр.272, проект, школа географа – страноведа63 Страны Центральной Азии. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся Объяснять влияние географического положения стран на своеобразие их природы. Определять основные природные богатства стран и связанные с ними виды хозяйственной деятельности.
Выявлять особенности размещения населения, географическое положение крупных городов. Составлять по картам комплексную характеристику одной из стран. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран, о памятниках культурного наследия §54, вопросы стр.278, сообщение – презентация
64 Восточная Азия. Китай. практикум Взаимоконтроль,
самоконтроль Презентация «Китай»
http://interneturok.ru/Определять особенности географического положения Китая, оценивать его для развития хозяйства.
Составлять характеристику компонентов природы и природных богатств Китая, степень антропогенных изменений природы. Устанавливать по картам связи отраслей хозяйстве с природными богатствами. Выявлять особенности населения (численность, плотность, размещение по территории, этнический состав). Моделировать на контурной карте виды хозяйственной деятельности, размещение крупных городов, описывать их географическое положение и функции.
Объяснять вклад Китая в развитие мировой цивилизации, называть памятники культурного наследия §55, вопросы стр.283-284, проект
65 Япония. Открытия новых знаний Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся
http://interneturok.ru/Оценивать географическое положение страны, своеобразие компонентов её природы и природных богатств. Объяснять роль моря в жизни населения.
Составлять характеристику населения и отраслей хозяйства страны. Подготавливать и обсуждать презентации о стране, о памятниках культурного наследия человечества §56, вопросы стр.289, школа географа- страноведа, сообщение
66 Юго-Восточная Азия. Индонезия. практикум Фронтальный и индивидуальный опрос Презентации учащихся Показывать на карте страны региона. Определять и оценивать их географическое положение. Выделять наиболее общие черты природы стран. Выявлять по картам природные богатства стран. Устанавливать сложность этнического состава населения, размещение его по территории стран. Различать крупные города стран по их функциям. Составлять по плану комплексную характеристику Индонезии. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран региона, о памятниках культурного наследия §57, вопросы стр.294-295, проект. Подготовиться к тесту
67 Повторение и обобщение раздела «Материки и страны» рефлексии итоговый Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Материки и страны».
Выполнять тестовые задания Природа Земли и человек (3 ч).
68 Природа — основа жизни людей. Открытия новых знаний Взаимоконтроль,
самоконтроль Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.
Характеризовать виды ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы §58, вопросы стр.301, сообщение
69 Изменение природы человеком. Открытия новых знаний Фронтальный и индивидуальный опрос Презентация «Изменение природы человеком» Давать определение понятию «природопользование». Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира.
Моделировать на карте основные виды природных богатств материков и океанов.
Доказывать необходимость международного сотрудничества всех стран мира в сохранении природы, а также памятников природного и культурного наследия человечества.
Составлять описание местности, в которой школьник провёл летние каникулы, выявлять её экологические проблемы и пути сохранения и улучшения качества окружающей среды; называть памятники природы и культуры §59, вопросы стр.306
70 Роль географической науки в рациональном использовании природы. рефлексии Фронтальный и индивидуальный опрос Доказывать на примерах возрастание роли географической науки в рациональном природопользовании.
Приводить примеры применения учёными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной деятельности §60, вопросы стр.308-309
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Африка»
Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар,
Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье,
вулканы Килиманджаро и Камерун;
реки Нигер, Конго, Замбези;
озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Ра -бат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия(Аддис-Абеба), Кения(Найроби),Танзания(Додома), Замбия(Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).
Тема «Австралия и Океания»
Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив,
острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия;
горы: Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко; Центральная низменность,
река Муррей, озеро Эйр-Норт .Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.
Тема «Южная Америка»
Природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля,
горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности,
реки Парана, Ориноко,
озёра Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Перу (Лима), Чили (Сантьяго).Тема «Северная Америка»
Природа:
полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский , Гудзонов , Калифорнийский;
острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские;
равнины:Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба , реки Маккензи, Миссисипис Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гранде;
озёра Великие(американские), Виннипег, Большое солёное.
Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер),США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»
Природа:
полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финский, Ботнический, Бискайский, Персидский;
проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские ; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская;
плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна;
реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд,Ганг, Меконг;
озёра Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор . Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
В учебно-методический комплект входят:
1. Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны»И. В. Душина.Т.Л. Смоктунович., «Вентана- Граф», 2014г.
2. Рабочая тетрадь №1-2 И. В. Душина., «Вентана- Граф», 2015г.
3. Атлас «География. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2013г
4. Контурная карта «География. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2014г
5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 7 класс»
6. Географические карты.
Дидактический материал – карточки с заданиями, тесты.
Информационно-коммуникативные средства
1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школаКирилла и Мефодия). (КиМ-7)
2. География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. – I электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).Литература, использованная при подготовке программы:
1 Программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
3. программа по географии 5-9 классы; А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя., «Вентана- Граф», 2012г (диск с тематическим планированием).
4. География: материки, океаны, народы и страны:7 класс: методическое пособие/ И.В. Душина.- 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана- Граф, 2014.-216с.
Дополнительная литература
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии М.: Дрофа 2006
Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа 2007.
Галеева Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии М.: «5 за знания» 2006.
Данилова Е.А. География в схемах и таблицах СПб.: Тригон 2006.
Зинченко Н. Н., Звонцова JI. А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины Волгоград: Учитель 2011.
Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие М.: Дрофа 2005.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов-Н-Дону Учитель 2001.
Майоров Т.С. География. Справочник школьника. Москва Ключ-С 1996.
Максаковский В.П. География. Справочные материалы М.: Просвещение 1995.
Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес М.: Знание 1969.
Наумов А. Задачи по географии М.: Мирос 1993
Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс 2006
Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии М.: Просвещение 1994.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения М.: АРКТИ 1997.
Труднева С.Н. География в кроссвордах М.: Дрофа 2006.
Юрков П.М. Географические диктанты. Москва М.: Просвещение 1984.
Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды Ростов н/Д: Феникс 2007.
Интернет-ресурсы:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://geo.1september.ru/urok/ http://my-geography.ru/ http://www/uchportal.ru/load/7652 http://geo.metodist.ru
http://www.proshkolu.
http://interneturok.ru/ www.pogoda.ruwww.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru