Рабочая программа и КТП по географии 7 класс. Учебник Душина, Коринская, Щенев


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
« Школа №538 имени С.В. Гришина»

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМС Директор школы
___________________________________ _________________ А.А.Белянин

Протокол № 1 от 27 августа 2015 г. Приказ № 137 от 01.09.2015 г
Рабочая программа

Наименование учебного предмета____________География_________________________________________
Класс 7а
Уровень общего образования общеобразовательный
Учитель Лякишева О.А
Срок реализации программы, учебный год_______2015-2016_________________________________________
Количество часов по учебному плану
всего 68 час. в год; в неделю2 час.
Планирование составлено на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по программе основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. Москва, изд. Дрофа, 2012
Учебник География 7 класс. Материки, океаны и страны. Под ред. Душиной И.В. «Дрофа» 2014
Рабочую программу составил (а)__________________________________Лякишева О.А.
Пояснительная записка
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1.Приказ Министерства образования РФ от от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 .
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2012. Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» и УМК «География. Материки, океаны, народы и страны.7 класс» издательства «Дрофа»; УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа.
Рабочая программа составлена на основании программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. Москва, изд. Дрофа, 2012
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Используемый УМК:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2014.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
4. Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Учебно-тематический план
Название темы По программе По плану Практические работы
Тема 1. Введение 5 3 1
Тема 2. Общая характеристика природы 12 11
Тема 3. Материки и океаны
Океаны
Африка
Австралия и Океания
Антарктида
Южная Америка
Северная Америка
Евразия 46
4
9
4
2
7
7
13 53
3
11
4
2
7
8
19 12
2
1
3
2
4
Тема 4. Земля наш дом 2 2
ИТОГО 68 70 13
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение.
( 5  часов )Предмет  географии  материков  и  океанов.  Общая  география  и  страноведение.
История  исследования  Земли  человеком.  Великие  географические  открытия.  Выдающиеся  путешественники  и  географы. Современные  географические  исследования  Земли.
Географические  карты  прошлого  и  настоящего  времени.  Значение  и  использование  карт.  Определение  по  картам  географических  координат,  расстояний  и  направлений.
Практические  работы:
1.  Обозначение  на контурной  карте  материков  и  океанов.
2.  Решение  задач  по  географической  карте.
 
Общая  характеристика  природы  Земли.
( 12  часов)
Земля – планета  Солнечной  системы.  Общие  сведения  о  планете  Земля,  её  происхождении,  форме  и  размерах.
Литосфера.  Литосферные  плиты  и  их  движение.  Гипотеза  Альфреда  Вегенера.  Пангея.  Панталасса.  Гондвана  и  Лавразия.  Срединно-океанические  хребты.  Глубоководные  желоба.  Платформы.  Складчатые  области.  Тихоокеанское  огненное  кольцо.
Рельеф  Земли  и  его  главные формы.  Виды  равнин  и  гор.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Земли.
Атмосфера.  Распределение  света,  тепла  и  влаги  по  земной поверхности.  Пояса  освещённости  и  тепловые  пояса  Земли.  Климатообразующие  факторы.  Климаты  Земли.  Основные  и  переходные  климатические  пояса  Земли.
Гидросфера.  Мировой  океан  и  его  части.  Крупнейшие  моря,  заливы  и  проливы  Земли.  Движение  воды  в  океане.  Суша  в  океане,  крупнейшие  острова  и  полуострова  мира.  Шельф  и  его  значение  для  человека.  Воды  суши,  их  разнообразие  и  роль  в  жизни  человека.
Биосфера – особая  оболочка  Земли.  Разнообразие  растительного  и  животного  мира.
Географическая  оболочка.  Природная  зональность и  вертикальная  поясность.
Земля – планета  людей.  Крупнейшие  страны  и  народы  Земли.  Размещение  населения  мира.  Миграции  населения  в  прошлом  и  настоящем.
Практические  работы:
3.  Определение  по  карте  направления  передвижения  литосферных  плит  и  прогнозирование  их  положения  в  далёком  будущем.
4.  Объяснение  примеров  приспособления  человека  к  особенностям  того  или  иного  типа  климата.
5.  Обозначение  на карте  крупнейших  море,  заливов,  проливов,  островов,  полуостровов  мира  и  обозначение  шельфовой  зоны.
6.  Анализ  схем  круговорота  веществ  и  энергии.
7.  Обозначение  на  контурной  карте  крупнейших  стран  мира,  ареалов высокой  плотности  населения  и  направлений  миграций  в  прошлом  и  настоящем.
 
Материки  и  океаны.
( 46 часов ) 
Океаны  Земли.
( 4  часа )Тихий  океан.  История  исследования.  Выдающиеся  мореплаватели  и  исследователи:  Ф. Магеллан,  Дж. Кук,  И.Ф. Крузенштерн  и  Ю.Ф. Лисянский,  С.О. Макаров,  Т. Хейердал.  Размеры,  географическое  положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные  черты  водных  масс.  Важнейшие  течения.  Тайфуны  и  цунами.  Выдающиеся  объекты  в  Тихом  океане:  Филиппинское  море,  Марианский  желоб,  вулкан  Мауна  Лоа,  остров  Пасхи,  атолл  Бикини.  Особенности  морской  растительности  и  животного  мира  океана.
Атлантический  океан.  История  исследования,  выдающиеся  мореплаватели:  Эрик  Рауди,  Б. Диаш,  Х. Колумб,  Д. Кабот.  Размеры,  географическое положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные черты  водных  масс.  Главные  течения.  Выдающиеся  объекты:  Азовское  море,  Мраморное море,  срединно-океанический  хребет,  остров  Исландия,  Бермудский  треугольник,  остров  Мартиника,  залив  Фанди,  Гольфстрим.  Характерные представители  животного  и  растительного  мира.
Индийский  океан.  История  исследования.  Васко  да  Гама,  Дж. Кук.  Размеры  и  географическое  положение  океана.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природы  океана.  Выдающиеся  объекты:  Красное  море,  Персидский  залив,  Сейшельские  острова.  Особенности  растительного  и  животного  мира  океана.
Северный  Ледовитый  океан.  История  исследования.  С.И. Челюскин,  Р. Пири,  Ф. Кук,  Н.А. Норденшельд,  Г. Седов,  Р. Амундсен,  Ф. Нансен,  О.Ю. Шмидт,  И.Д. Папанин.  Размеры  и  географическое  положение.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природных  условий  Арктики.  Выдающиеся  объекты:  Восточно-Сибирское  море,  остров  Гренландия,  Северная  Земля,  остров  Врангеля.  Характерные  представители  растительного  и  животного  мира.
Практические  работы:
8.  Изображение  на  контурной  карте  географических  объектов  одного  из  океанов  и  видов  хозяйственной  деятельности  человека.
9.  Сравнительная  характеристика  природы  двух  океанов.
 
Африка.
( 9  часов )История  исследования  материка:  путешествия  финикийцев,  Васко  да  Гама,  Д. Ливингстон,  Г. Стэнли,  Н.И.  Вавилов.
Размеры  и  географическое  положение  Африки.
Особенности  строения  земной  коры  и  размещение  основных  форм  рельефа.  Крупнейшие  равнины и  горы  Африки.  Размещение  важнейших  видов  полезных  ископаемых.
Климат  Африки.  Распределение  температуры  воздуха  и  осадков.  Африка – самый  жаркий  материк  Земли.  Климатические  пояса  Африки  и  их  характерные  черты.  Климатограмма.
Внутренние  воды  Африки.  Особенности  внутренних  вод  Африки.  Крупнейшие реки,  озёра,  водопады  материка.
Природные  зоны  Африки.  Характеристика  природных  зон  Африки:  влажные  экваториальные  леса,  саванны  и  пустыни  Африки.  Типичные  почвы,  характерные  представители  животного  и  растительного  мира.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки.
Страны  и  народы  Африки.  Особенности  формирования  политической  карты  Африки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового  и  национального  состава.  Крупнейшие  народы.  Особенности  хозяйства,  культуры  и  быта  африканских  народов.
Географическое  районирование  Африки:  характеристика  Северной  (Алжир,  Египет),  Западной  (Сенегал,  Нигерия),  Центральной  (ДР Конго),  Восточной  (Эфиопия,  Танзания,  Мадагаскар)  и  Южной  Африки  (ЮАР,  Намибия).
Практические  работы:
10.  Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек.
11.  Описание  физико-географического  положения  Африки.
12.  Определение  типов  климатов  по  климатограммам.
13.  Составление  характеристики  одной  из  рек Африки.
14.  Обозначение  на  контурной  карте  крупнейших  стран,  их  столиц  и  ареалов  проживания  крупнейших  народов  Африки.
15.  Составление  по  картам  и  другим  источникам  знаний  описания  природы,  населения  и  его  хозяйственной  деятельности  одной  из  стран  Африки.
 
Австралия  и  Океания.
( 4  часа )История  открытия  и  исследования Австралии  и  Океании.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  А. Тасман,  Дж. Кук,  Н.Н. Миклухо-Маклай.
Размеры,  особенности  географического  положения  и  природы  Австралии.  Крупнейшие  формы  рельефа.  Австралия – самый  сухой  материк  Земли.  Саванны  и  пустыни  Австралии.  Своеобразие  растительного  и  животного  мира.  Эндемики  Австралии.  Население  Австралии.  Австралийский  Союз.  Регионы  Австралии:  Восточная,  Центральная  и  Северная  Австралия.
Океания.  Особенности  природы  и  населения.  Микронезия  (Палау),  Меланезия  (Папуа-Новая  Гвинея)  и  Полинезия  (Гавайи  и  Таити).
Практические  работы:
16.  Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек.
17.  Сравнение  географического  положения  Австралии  и  Африки.
18.  Обоснование  причин  современного распространения  коренного  населения  Австралии.
 
Антарктида.
( 2  часа )История  открытия  и  исследования  Антарктиды.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Д. Кук,  Ф.Ф. Беллинсгаузен,  М.П. Лазарев,  Р. Амундсен,  Р. Скотт.
Географическое  положение  Антарктиды.  Антарктика.  Особенности  природы.  Антарктида – самый  холодный  материк  Земли.  Ледниковый  покров  материка.  Антарктические  пустыни.
Практические  работы:
19.  Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек.
20.  Сравнение  природы  Арктики  и  Антарктики.
 
Южная  Америка.
( 7  часов )История  открытия  и  исследования  Южной Америки.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Х. Колумб,  А. Веспуччи,  Ф. Писарро,  Ф.  де  Орельяно,  А. Гумбольдт,  Г.И Лангсдорф,  Н.И Вавилов.
Размеры  и  географическое  положение  материка.
Особенности  строения  земной  коры,  размещение  главных  форм  рельефа  и  важнейших  видов  полезных  ископаемых.
Особенности  климата  и  внутренних  вод  Южной  Америки.  Южная  Америка – самый  влажный  материк  Земли.  Крупнейшие  реки, озёра  и  водопады.
Природные  зоны  Южной  Америки:  сельва,  кампос  и  льянос,  пампа,  пустыни  и  области  высотной  поясности.
Страны  и  народы  Южной  Америки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового и  национального  состава.  Хозяйство,  культура  и  быт  южноамериканских  народов.
Регионы  Южной  Америки:  Амазония  (Бразилия),  Атакама  (Чили),  Патагония  и  Гран-Чако  (Аргентина),  Андские  страны  ( Перу  и  Боливия).
Практические  работы:
21.  Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек.
22.  Определение  черт  сходства  и  различия  географического  положения  Африки  и  Южной  Америки.
23.  Сравнение  крупных  речных  систем  Африки  и  Южной  Америки.
24.  Изучение  по  картам  ареалов  и  центров  наибольшего  и  наименьшего  антропогенного  воздействия  на  природу  Южной  Америки.
25.  Обозначение  на  контурной  карте  стран  Южной  Америки  и  их  столиц.
 
Северная  Америка.
( 7  часов )История  открытия  и  исследования  материка.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Лейф  Эйриксон,  Х. Колумб,  Э. Кортес,  Дж. Кабот,  Г. Гудзон,  Ла  Саль,  В. Беринг, А. Чириков,  Г.И. Шелихов,  А.А. Баранов,  Дж. Франклин,  Р. Амундсен.Размеры  материка,  его  географическое  положение.
Характерные  черты  строения  земной  коры,  рельефа    распространения  полезных  ископаемых.
Краткая  характеристика  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки,  озёра,  водопады  и  ледники.
Особенности  распространения  природных  зон,  типичные  почвы,  растительность  и  животный  мир  Северной  Америки.  Арктические  пустыни,  тундра,  леса  умеренного  пояса,  прерии,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Национальные  парки.
Крупнейшие  страны  Северной  Америки.  Характерные  черты  населения  Северной  Америки,  особенности  культуры  и  быта.
Регионы  Северной  Америки:  США,  Канада,  Мексика,  Центральная  Америка  и  Вест-Индия.
Практические  работы:
26.  Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и определение  географических  координат  крайних  точек.
27.  Сравнение климата  отдельных  частей  материка,  расположенных  в  одном  климатическом  поясе.
28.  Составление  проекта  путешествия  по  странам  континента.
29.  Нанесение  на  контурную  карту  стран  Северной  Америки  и  их  столиц.
 
Евразия.
( 13  часов )Размеры,  географическое  положение  и  история  исследования  Евразии.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  М. Поло,  А. Никитин,  П.П. Семёнов-Тян-Шанский,  Н.М. Пржевальский,  П.К. Козлов,  В.А. Обручев.
Особенности  строения  земной  коры.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Евразии.  Особенности  размещения  важнейших  полезных  ископаемых.
Особенности  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки  и  озёра.
Характерные  черты  размещения  природных  зон  Зарубежной  Евразии,  типичные  почвы,  флора  и  фауна.  Арктические  пустыни,  тундра,  тайга,  смешанные  и  широколиственные  леса,  степи,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  и  влажные  экваториальные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки  и  заповедники.
Крупнейшие  страны  и  народы  Евразии.  Особенности  их  хозяйства,  культуры  и  быта.  Выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  стран  Европы  и  Азии.
Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Европы  на  примере  отдельных  стран:  Северная  Европа  (Норвегия,  Швеция  или  Финляндия),  Средняя  Европа  (Великобритания,  Германия, Франция,  или  Швейцария),  Южная  Европа  (Испания,  Италия  или  Греция),  Восточная  Европа  (Польша,  Чехия  или  Венгрия).Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Азии  на  примере  отдельных  стран:  Юго-Западной  (Турция,  Израиль,  Саудовская  Аравия,  ОАЭ,  Ирак  или  Иран),  Южной (Индия),  Центральной  (Казахстан,  Туркмения,  Узбекистан,  Киргизия  или  Таджикистан),  Восточной  ( Китай  или  Япония)  и  Юго-Восточной  Азии  (Таиланд,  Малайзия,  Вьетнам,  Индонезия  или  Филиппины).
Практические  работы:
30.  Обозначение  на  контурных картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек.
31.  Определение  типов  климатов Евразии  по  климатограммам.
32.  Сравнение  природных  зон  по 40-й  параллели  в  Евразии  и  Северной  Америке.
33.  Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  стран  Евразии  и  их  столиц.
34.  Составление  комплексного  описания  одной  из  стран  Евразии.
35.  Составление  простейших  картосхем  размещения  культурно-исторических  центров  Европы  и  Азии.
36.  Составление  ”каталога”  стран  Европы  и  Азии.
 
Земля – наш  дом.
( 2  часа )Закономерности  географической  оболочки  и  взаимодействие  общества  и  природы.  Изменение  природы  хозяйственной  деятельностью  человека.
Практическая  работа:
37.  Работа  на  местности  по  выявлению  компонентов  природных  комплексов  и составлению  простейшего  плана  местности.
 Резерв – 3  часа
Учебно-методический комплект. Литература
Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2010 г.
Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2007 г.
Методическое пособие для ученика:
Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
Дополнительная литература:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2007.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Интернет – ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИИ 7 КЛАССВведение 1 часЦель: создать условия для освоения системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о методах географической науки, развитие познавательного интереса обучающихся.
№ п/п Система уроков
Дидактическая модель обучения деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметные предметные 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали мир.
Графический конспект,   составление таблицы с использованием карты и текста дополнительной литературы. Карта полушарий
Углубление учебно-информационных умений, работа с тематическими картами Называют предмет изучения курса, его структуру, называют признаки различия между материками и частями света, сравнивают размеры материков, показывают геогр. объекты.
Объясняют: соотношение площади суши и океанов Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
Д/з §1 номенклатура,
§2 таблица
Земля – уникальная планета 4 чЦель: создать условия для овладения умениями для изучения современного облика планеты Земля, происхождения материков и океанов, проявление общих географических закономерностей, географии населения, политической карты мира; освоение способов практической деятельности: получение и интерпретация информации из карт, схем, диаграмм и других источников; развитие познавательного интереса обучающихся.
№ п/п Система уроков
деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 2.
  Литосфера. Рельеф Земли.
Практическая работа №1

  Анализ дополнительной литературыСоставление схемы.
  Карта строения земной коры, таблицы движения литосферных плит.  Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации
  Называют отличия материковой коры от океанической. Показывают на карте «Строения земной коры» ее подвижные, устойчивые и активизированные участки, плиты литосферы, платформы, складчатости, сейсмические пояса.
Используют знания для определения территорий, сейсмически опасных
и для объяснения катастроф современности (землетрясения, цунами).Знают правила поведения при стихийных бедствиях. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
  Д/з §4, работа с атласом, §5
Контурная карта стр.2
3. Атмосфера. Климатические пояса Земли.
Работа с дополнительной литературой, составление климатической таблицы. Климатическая карта.Таблицы по теме «Климат» Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами Называют: типы климатов, разницу между погодой и климатом.
Определяют по климатической карте средние, максимальные, минимальные температуры
Характеризуют закономерности в распределении показателей климата. Формировать основу экологической культуры Д/з §6 читать, схему стр.33, Д/з §7 вопр. стр.40
4. Мировой океан. Взаимодействие океана, атмосферы и суши
Эвристическая беседа с использованием карт атласа Схема круговорота
Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи Приводят примеры взаимодействия с атмосферой и сушей.
Объясняют влияние океана на климат суши в зависимости от широты места, сезона, переноса ВМ., типа океанических течений (на конкретных примерах).Используют знания для объяснения особенностей умеренно-континентального климата, характерного для своей местности.
Называют и показывают океаны, моря, заливы, проливы, течения.
Объясняют различие температуры и солености воды в зависимости от широты и глубины.
Формировать основу экологической культуры Д/з §8 пересказ, §10
вопросы
5. Население Земли. Основные расы, религии.
Практическая работа №2 Эвристическая беседа с использованием карт атласа Географические картины: трудовые традиции населения различных регионов Умение работать с источниками информации, картами Называют расы, крупнейшие народы и места их компактного проживания, основные виды хозяйственной деятельности населения различных территорий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре  Д/з п. 14 пересказ
Материки и океаны: Африка 4 часаЦель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка и стран; взаимодействия человека и природы на разных этапах, освоение разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности.
№ п/п Система уроков
деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 6. Африка: географическое положение, история исследования. Рельеф материка.
Практическая работа №3
Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана. Физическая карта Африки
Умение работать с источниками информации, картами Называют исследователей Африки и результаты их работы, показывать элементы береговой линии.
Составляют характеристику ФГП материка по плану, определять координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах.
Прогнозируют влияние ФГП на природу материка.
Называют и показывают крупные географические объекты.
Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками  
Д/з §16, работа с атласом, §17 вопросы
7. Климат Африки. Внутренние воды.
Работы с климатограммами.Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа. Климатические карты Африки. Схема распределения температур, осадков, атм. давления, ветров Умение работать с источниками информации, картами Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.
Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.
Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте.
Называют и показывают крупные реки и озера.
Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
Д/з §18
вопросы, §19
вопросы
8. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, субтропики.
Работа с картографическим материалом.Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны Африки». Карта природных зон. Географические картины. Таблицы, видеофрагменты Умение работать с текстом, составлять таблицы Называют и показывают природные зоны Африки и представителей животного и растительного мира.
Составляют краткую географическую характеристику природной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Африки.
Характеризуют широтную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Формировать основу экологической культуры Д/з §20,21
9.
  Население Африки. Страны Африки.
  Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.
  Политическая карта, карта плотности населения, карта народов.
  Умение работать с источниками информации, картами
  Называют основные народы Африки и расы, к которым они принадлежат.
Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.
Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Африки. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
  Д/з §22
Контурная карта,
 §23-26 на выбор пересказ
Материки и океаны: Австралия и Океания 3 часаЦель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка; определения и сравнения различий населения разных регионов и материков, изучения правил природопользования, освоения разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности.

№ п/п Система уроков
деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 10.
  Австралия: географическое положение, история исследования
 
Составление ЛОК с использованием карты атласа и плана.
  Физическая карта Австралии
  Ставить учебную задачу под руководством учителя Называют исследователей Африки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.
Сравнивают ФГП Австралии с Африкой.
Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка.Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем
  Д/з §27
Практическая работа №4
11. Климат, внутренние воды, органический мир
Работы с климатограммами.Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа. Климатическая карта Австралии, картины
Оценивать работу одноклассников Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка, крупные реки и озера, природные зоны Австралии и представителей животного и растительного мира.
Объясняют особенности питания, режима, характера течения рек.Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Австралии (эндемичность). Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §28
вопросы
12. Австралийский Союз. Океания
Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Геогр. картины. Австралийский Союз Определять критерии для сравнения фактов Показывают по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения.
Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов страны. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Австралии. Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре Д/з §29
Контурная карта
Материки и океаны: Южная Америка 4 часаЦель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка и стран, для сравнения географических особенностей разных материков и регионов; освоения разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности.

№ п/п Система уроков
Деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 13.
  Южная Америка: геогр. положение, история исследования
Практическая работа №5
  Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.
  Физическая карта Южной Америки
  Ставить учебную задачу под руководством учителя
  Называют исследователей Южной Америки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.
Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Австралии, Африки и Южной Америки.
Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка.Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
  Д/з §31
Практическая работа №5
 
14. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат и внутренние воды.
Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации для составления схемы соответствия рельефа и залегания п/и. Физическая карта Южной Америки. Географические картины
Выявлять причинно-следственные связи Называют и показывают крупные географические объекты, месторождения цветных металлов, области вулканизма и землетрясений.
Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых, сейсмических явлений.
Называют и показывают крупные реки и озера, особенности питания, режима, характера течения рек
Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки климатических поясов и типов климата, влияние климатообразующих факторов на климат материка. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания Д/з §32, 33
вопросы
15.
  Природные зоны
 
Работа с картографическим материалом.Поиск и анализ информации для выполнения картосхемы
  Карта природных зон. Схема: высотная поясность в Андах
  Выявлять причинно-следственные связи
  Называют и показывают природные зоны Южной Америки и представителей животного и растительного мира.
Составляют краткую географическую характеристику природной зоны по картам и другим источникам информации.
Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Южной Америки.
Характеризуют широтную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Формировать основу экологической культуры Д/з §34
вопросы
16. Население. Страны Востока. Страны Анд.
Практическая работа №6
 
Работа с картографическим материалом.Поиск и анализ информации для выполнения.
Проектная деятельность. Политическая карта, карта народов
Выслушивать и объективно оценивать одноклассников, умение вести диалог Называют и показывают крупнейшие народы, языки и религии, густонаселенные районы, страны и столицы, крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения.
Описывают ГП страны. Объясняют этнический состав и происхождение населения, особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, своеобразие культуры населения отдельных стран. Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §35,36,37
Практическая работа №6
Материки и океаны: Антарктида 1 часЦель: создать условия для изучения природных особенностей материка, сравнения природы разных материков

№ п/п Система уроков
деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 17. Антарктида геогр. положение, история исследования.
ПриродаАнтарктиды
Составление фрейма (каркаса) «Общая характеристика материка».Работа с хронологическим материалом по истории исследования. Карты Антарктиды (ледовый и подледный рельеф). Геогр. картины. Ставить учебную задачу под руководством учителя Называют имена путешественников и ученых, внесших вклад открытие и изучение Антарктики.
Объясняют гипотезу образование Антарктиды. Теорию дрейфа материка.
Называют и показывают существенные признаки природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.), влияние ФГП материка на его природу (образование ледового покрова, стоковых ветров).
Сформировать основу саморазвития и самовоспитания Д/з §38
Пересказ, §39 вопросы
Материки и океаны: Океаны 2 часа
Цель: создать условия для изучения особенностей природы океанов как крупных природных комплексов Земли, сравнения географических особенностей океанов, катастрофических явлений природного характера, освоения способов познавательной, информационно-коммуникативной деятельности.
№ п/п Система уроков
деятельность учащихся Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные 18.
Северный Ледовитый океан.
Атлантический океан.
Анализ дополнительной литературы, составление краткой характеристики океанов
Карта океанов, схема поверхностных течений
Работать с текстом, составлять схемы и таблицы
Знают: географические особенности;
Называют: ресурсы океана, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений;
Объясняют связь между географическим положением, природными условиями, освоением океана
Сформировать основу саморазвития и самовоспитания Д/з §40,42
Пересказ на выбор
19. Тихий и Индийский океаны
Анализ дополнительной литературы, составление краткой характеристики океанов
Карта океанов, схема поверхностных течений
Работать с текстом, составлять схемы и таблицы
Знают: географические особенности;
Называют: ресурсы океана, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений;
Объясняют связь между географическим положением, природными условиями, освоением океана
Сформировать основу саморазвития и самовоспитания Д/з §41 пересказ
Северные материки Цель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка и стран, для развития навыков сравнения географических особенностей разных материков и регионов; стихийных явлений в геосферах и правил обеспечения безопасности людей, характера использования природных ресурсов, изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой, освоения разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности
Северная Америка
№ п/п Система уроков
деятельность учащихся  
Материально-техническое оснащение Планируемые результаты Домашнее задание
дата
личностные метапредметныепредметные
20.
  Северная Америка: географическое положение, история исследования,рельеф.
 
 
Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.
  Физическая карта Северной Америки. Геогр. картины
  Планировать свою деятельность под руководством учителя
  Называют исследователей Северной Америки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.
Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной и Южной Америки.
Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка.Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
  Д/з §43,44
21 Климат Северной Америки. Внутренние воды.
 
Практическая работа №7
 
Работа с климатограммами.Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа. Климатические карты
Работать с текстом, создавать схемы и таблицы Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.
Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.
Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте.
Называют и показывают крупные реки и озера.
Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §45
Практическая работа №12
49
  Природные зоны
  Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны С. Америки».
  Карта природных зон. Географические картины.
  Выявлять причинно-следственные связи
  Называют и показывают природные зоны Северной Америки и представителей животного и растительного мира.
Составляют краткую географическую характеристику природной зоны по картам и другим источникам информации.
Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Северной Америки.
Характеризуют широтную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками   Д/з §46
таблица
.
50 Население.
Анализ таблиц, статистических данных, исторических данных по освоению материка. Политическая карта Северной АмерикиГеограф. Картины.
Выявлять причинно-следственные связи
Называют основные народы Северной Америки и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования.
Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.
Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §47
пересказ
51 США. Канада.
Практическая работа №13
Анализ исторических данных по освоению материка.
творческие задания,защита компьютерных проектов творческие задания,защита компьютерных проектов Выслушивать и объективно оценивать одноклассников Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Северной Америки. Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §47,48
Практическая работа №13
52 Обобщение темы «Северная Америка» тестирование Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий. Евразия
53 Евразия: географическое положение, исследования
Практическая работа №14
 
Составляют ЛОК с использованием карты атласа и планаАнализ дополнительной литературы. Физическая карта мира, Евразии. Планировать свою деятельность под руководством учителя Называют исследователей Евразии и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.
Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной Америки и Евразии.
Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §49, работа с атласом
Практическая работа №14

54 Рельеф и полезные ископаемые Евразии
Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации для составления схемы «Рельеф – полезные ископаемые».
  Физическая карта Евразии
Выявлять причинно-следственные связи
Называют и показывают по карте крупные географические объекты.
Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §50,
вопросы
55 Климат Евразии
Практическая работа №15
 
Работа с климатограммами.Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа. Карта климатических поясов Выявлять причинно-следственные связи
Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.
Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.
Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §51 вопросы
Практическая работа №15
56 Внутренние воды Евразии
Контурная карта
Работа с картографическим материалом.Поиск и анализ информации для выполнения карты. Физическая карта Евразии
Выявлять причинно-следственные связи
Называют и показывают крупные реки и озера.
Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника.Выделяют и объясняют наиболее существенные признаки водных объектов, особенности питания, режима, характера течения рек. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками Д/з §52 вопросы
Контурная карта
57 Природные зоны Евразии
 
Работа с картографическим материалом.Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны Евразии». Карта природных зон мира, географические картины, схема ПК
Выявлять причинно-следственные связи
Называют и показывают природные зоны Евразии и представителей животного и растительного мира.
Составляют краткую географическую характеристику природной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Евразии.
Характеризуют широтную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Формировать основу экологической культуры Д/з §53
таблица
58 Население.
Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. ПКМ, карта плотности населения.Тематические карты, картины
Углубить умение составлять объяснительные тексты Называют основные народы Евразии и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования.
Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.
Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §54-55
вопросы
59-61 Народы и страны Европы
Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Тематические карты Углубить умение составлять объяснительные тексты Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §56-60
проекты
62- 64 Страны Азии
Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Тематические карты Углубить умение составлять объяснительные тексты Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре.
Формировать навыки общения со сверстниками Д/з §61-66
проекты
65 Обобщение темы «Евразия» Тестовый итоговый контроль    Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий.     
66 Повторение обобщение по теме «Северные материки» Контрольная работа Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий.  67 Взаимодействие человеческого общества и природы
Индивидуальные задания  презентации Ставить учебную задачу под руководством учителя Умение объяснять особенности взаимодействия человека и природы  Сформировать основу экологического мышления   Д/з §67 пересказ
68 Уроки жизни. Сохранить окружающую среду. Практическая работа № 16
Защита проектов презентации Ставить учебную задачу под руководством учителя Приобретение опыта природоохранной деятельности Сформировать основу экологического мышления Д/з §68
вопросы
69 Обобщение курса «География материков и океанов» тестирование Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий. 70 Резерв. Олимпиада по географии  
Практическая работа №1Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов ЗемлиА. 1. Пользуясь картой атласа нанести границы литосферных плит Земли и подписать их;2. Выделить в пределах материковой части плит платформы, пользуясь картой строения земной коры в атласе;3. Найти на физической карте эти же места и определить формы рельефа. Подписать название на к/к в районе платформ;4. Нанести штриховкой пояса землетрясений и вулканизма Земли;5. Нанести без подписи направление горных систем мира на материках.Б. В океанах - направление подводных хребтов.Какой вывод можно сделать из наложения карт о - а) размещении равнин;б) размещении горных системв пределах литосферных плит?
Практическая работа №2Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте
Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса:
а) эк 0?; б) суб 10?; в) троп. 20?; г) субтр. 40?; д) умер. 50?; е)  60?
провести примерные границы поясов Земли на к/к и подписать их сокращенно;
показать направления постоянных ветров в тропическом, умеренном и полярных поясах стрелками;
нанести на карту город с карточки. Описать климат в этом городе (6 вариантов):
а) - ср. t? января;б) - ср. t? июля;в) - амплитуда;г) - мин t?;д) - макс. t?;е) - годовое кол-во осадков;ж) - направление ветров летом;з) - направление ветров зимой;и) климатический пояс города.
 
Практическая работа  №3
См. учебник стр.70
Практическая работа №4Описание географического положения материкаПользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:
  План Африка Австралия
1 Как расположен относительно экватора, тропиков?    
2 Как расположен относительно 0? меридиана?    
3 Крайние точки:
С
ЮЗВ    
4 Какие океаны омывают?    
5 Какие моря и заливы омывают?    
6 Как лежит относительно других материков?    
7 В каких климатических поясах расположен?    
Одна колонка таблицы у каждого варианта остается пустой.
Практическая работа №5Характеристика ПК Африки по картам.Пользуясь картами строения земной коры мира, физической картой Африки, климатической природных зон и комплексной, дать описание ПК:а) - северо-западной части;                                         б) - юго-западной части.По плану:
Географическое положение ПК;
Рельеф территории в зависимости от строения земной коры;
Полезные ископаемые в ПК;
Климатический пояс и его черты;
Водные объекты и их характерные черты;
Типичные растения и животные в ПК;
Возможности хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №6 « Описание страны по плану»Характеристика страны
  план тезисы
1 ГП (часть материка, соседи, столица);  
2 Народы страны (раса, язык, размещение по стране);  
3 Особенности природы:а) рельеф,б) полезные ископаемые,в) климат,г) реки, озера,д) природные комплексы  
4 Хозяйственная деятельность человекаа) виды занятий,б) крупные города  
5 Экологические проблемы  
Практическая работа №7
Сравнение географического положения Африки и АвстралииОсновой для выполнения работы служит практическая работа №5.
Заполнить пустующую колонку в ПР. №5;
Определить географические координаты крайних точек;
Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (написать в тетради как вывод);
В чем главное отличие положения материков?
 
Практическая работа №8
Сравнение ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.
  Вопросы сравнивания Черты сходства Черты различия
только Ю. Америка только Африка
1 Положение к экватору, к тропикам, к 0? меридиану.      
2 Протяженность с севера на юг, с запада на восток в самых широких местах      
3 В каких климатических поясах лежат      
4 В каких климатических поясах лежат самые широкие части      
5 Какие океаны и моря омывают      
6 Как лежит по отношению к другим материкам      
 
Практическая работа №9Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана)Описать реку Ориноко, Парана, пользуясь картами атласа, таблицами атласа и планом.Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в к/к, применив условные обозначения.План:
Географическое положение:
а) в какой части материка;б) исток, направление течения, устье;в) бассейн какого океана;г) длина реки.
Каков рельеф местности, по которому течет река. Как это влияет на ее характер течения? Характер течения реки.
Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река, как это влияет на ее питание и режим?
Хозяйственное использование реки человеком.
Как может измениться природа реки в будущем?
Практическая работа №10Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.АмерикиДать описание страны: Чили, Венесуэла.План:
Географическое положение (часть материка, соседи, выход в океан, море, столица).
Особенности рельефа (основные формы, высоты). Полезные ископаемые, влияние на хозяйственную деятельность.
Климатические условия (пояс, t? января, , t? июля, годовые осадки), наличие сезонов. Влияние на хозяйственную деятельность.
Реки и озера. Использование в хозяйстве.
Природные зоны (растительность, почвы, животные).
Народы страны, их основные занятия. Орудия труда, жилища, одежда, традиции.
Крупные города.
Какие культуры выращивают, каких животных разводят.
 
Практическая работа №11Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами названы объекты.А. 1. На карте мира нанести по 2-3 маршрута любых путешествий в пределах океана стрелками, на стрелке указать годы и руководителя путешествия;Воспользуйтесь перечнем "Важнейшие географические открытия и путешествия" 2. Найти в океане 1-2 объекта, которые носят названия, связанные с людьми, участвовавшими в обозначенных экспедициях.Можно, наоборот, нанести 1-2 объекта, а потом экспедиции этих ученых.Б. Смоделируйте свою собственную экспедицию в один из океанов, на стрелке напишите цель вашего путешествия.

Практическая работа №12Характеристика особенностей климата Северной Америки.Заполнить таблицу с помощью карты:
Территория широта Средняя t? января Средняя t? июля Годовое количество осадков Режим осадков Климат
пояс Тип климата
П-ов Аляска55? с. ш.П-ов Лабрадор 0 -8?
-16? +10?
+16? 2000 м
500 м Весь год многоБольше летом УмеренныйумеренныйУмеренно континент
П-ов Калифорния30? с.ш.П-ов Флорида +8?
+16? +16?+24?
+24?+30? 250-500
1000-2000 Зимой больше
Весь год, больше летом Субтр.
Субтр. Средизем.
муссон
Черты сходства  
   
Практическая работа №13Характеристика одной из стран Северной Америки (по контурной карте)Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны:Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);
Рельеф и полезные ископаемые;
Реки и озера;
Границы климатических поясов;
Штриховкой природные зоны;
Крупные города;
Условно, что выращивают, кого разводят;
Выделить территории, наиболее освоенные человеком.
Практическая работа №14Особенности географического положения Евразии  и его влияние на природу материкаВзаимосвязь географического положения и особенностей природы
№ План описания Фактор географического положения Следствие в особенностях природы
1 Величина материка    
2 Положениек экватору,к тропикам,к полярному кругу    
3 Протяженность С-Ю, З-В, координаты крайних точек;    
4 Омываемые океаны    
5 Климатические пояса    
6 Положение к материкам    
 
Практическая работа № 15Характеристика климата места по климатограммеА. Пользуясь карточкой диаграммы определить:
Среднюю температуру января -
Среднюю температуру июля -
Амплитуду -
Годовое количество осадков -
Их режим в течение года -
Самый влажный месяц -
Самый сухой месяц -
Выражены ли времена года. Какие?
Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.
Б. Получают две диаграммы Евразии и Северной Америки. Делают вывод о сходстве и различии
Практическая работа №16Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира
Выбери на твой взгляд место на Земле, где существует необходимость создания заповедника или национального парка;
Опиши географическое положение будущего объекта;
Обоснуй, что именно надо создать: Заповедник или Национальный парк;
Какие объекты природы и почему будут взяты под охрану?
Нарисуй или составь аппликацию эмблемы своего объекта.