Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «История» 6 класс
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29 им. Сепсяковой Т.Ф.»
(МОУ «Средняя школа №29»)
Утверждаю
Директор школы
___________ Задунаева М.Р.
Адаптированная
основная общеобразовательная
программа основного общего
образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
по предмету «История»
6 класс
Составитель: Хорева О.А.
учитель истории и обществознания
Программа рассмотрена на заседании Программа принята на заседании
Методического объединения учителей педагогического совета школы
_________2015 г. _________ 2015 г.
Петрозаводск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России».
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 «В» (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) класса. Данная программа направлена на коррекцию недостатков в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Рабочая программа обеспечивает:
Удовлетворяет образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
Соблюдение допустимого уровня нагрузки.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2013.
Данилов А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2013.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. 1 час.
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый и тёмный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Особенности развития разных частей света в эпоху Средневековья. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.) 5 часов.
Завершение и итоги Великого переселения народов. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления. Салическая правда. Принятие франками христианства. Изменения в положении Церкви в IVв. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы Церкви. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Монастыри и книжное дело в раннее Средневековье. Церковь и культура.
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Особенности императорской власти. Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. 3 часа.
Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VIIв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств.Иран в V— VII вв. Династия Сасанидов. Территория и население. Иран при Хосрове I и Хосрове II. Войны с Византией. Утрата независимости.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. 2 часа.
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
. Тема 4. Феодалы и христиане. 2 часа
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Культура крестьян.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 часа.
Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2 часа.
Основы могущества Церкви. Упадок морального авторитета Церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение Церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI— XIII вв., причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвёртый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв). 6 часов.
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение пап. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. Положение Чехии в рамках Священной Римской империи. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Ухудшение условий жизни европейцев в XIVв. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и её итоги.Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Людовик XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв. 2 часа.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель Византии.
Тема 9. Культура Западной Европы в средние века. 5 часов.
Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их черты. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 часа.
Индия. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Япония. Отличительные черты японского общества и государства. Самураи. Культура Японии. Отличительные черты древнетюркского общества. Государства, основанные тюрками, и их роль в системе международных отношений. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Особенности развития Африки. Магриб и Чёрная Африка Освоение человеком Америки. Цивилизации майя, ацтеков инков, их достижения и особенности развития.
Тема 1. Русь Древняя. 9часов.
Введение.Чтоизучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
Восточные славяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации.Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь «из варяг в греки».
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение.Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управленииДревнерусскимгосударством.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества.Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.
Основные итоги развития древнерусского общества и государства.
Тема 2. Русь удельная в XII-XIII. 9 часов.
Начало дробления Древнерусского государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Устав Владимира Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической, власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.
Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII—XIII вв. Особенности культуры ХП—XIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нере-дице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI вв. 17 часов.
Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.
Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Иван Ш. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий Ш. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.
Московское государство в конце XV — начале XVI в. Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.Внешняя политика Ивана IV. Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.Опричнина и итоги правления Ивана IV. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны.
Русская культура в XIV—XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи минеи. Домострой. Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства.
Быт XIV—XVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.
Основные итоги развития русского общества и государства в ХIV-ХVI вв.
Итоговое повторение и обобщение. 1 час.
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
ЛИТЕРАТУРА.
Список литературы для учителя.
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М.: Русское слово, 2005.
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XVвв.): пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М.: Курсив, 2010.
Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М.: Сфера, 2000.
Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1Iвв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. - М.: Курсив, 2010.
Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2009.
Донской,Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 1992.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 20II.
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.
Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 2001.
Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся, / Т. Черкашина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс: хрестоматия /Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс-мо-Пресс, 1999.
Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Римская империя в IV-Vвв. Падение Западной Римской империи.
Великое переселение народов.
Франкское государство в V - начале IX в.
Византийская империя и славяне в VI-XIвв.
Арабы в VII-XIвв.
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIVвв.).
Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
Англия и Франция в XI - начале XIV в.
Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
Европа в XIV-XVвв.
Англия и Франция во второй половине XV в.
Чехия в XIII-XVвв.
Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
Индия и Китай в Средние века.
Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.
Демонстрационные таблицы:
Крестовые походы 1096-1270 гг.
Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
Крестьянская община.
Средневековый замок.
Городское самоуправление в XII-XVвв.
Вассальная пирамида XIII—XIV вв.
Календарно-тематический план
6 «В» класс.
Всеобщая история 34 часа.
№ Тема урока Основные виды учебной деятельности Объекты и формы текущего контроля Домашнее задание
1. Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. Стартовая работа за 5 класс. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) 5 часов.
2. Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Выявить сходства и отличия обществ германцев и римлян.
&1.
3. Христианская церковь в раннее Средневековье. Христианская церковь. Монастыри.
Работать с историческими документами. &2.
4. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Оценить деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. &3.
5. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.
Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. Назвать существенные черты представлений средневекового человека о мире. &4.
6. Англия в раннее Средневековье. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Назвать существенные черты представлений средневекового человека о
мире.
Тест. &5.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. 3 часа.
7. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Сравнить управление государством Византии и империи Карла Великого. &6.
8. Культура Византии. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Составить описание произведений искусства. &7.
9. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. Сравнить образ жизни народов (славян и германцев); оценить деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). &8.
Тема 3. Арабы в VI – XI веках. 2 часа.
10. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Работа с учебником. &9.
11. Культура стран халифата. Распространение ислама. Культура арабов. Составить описание произведений искусства. Таблица. &10.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа
12. Средневековая деревня и ее обитатели. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Выписать существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). &11.
13. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. &12.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 часа.
14. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Возникновение городов. Установить причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). &13.
15. Торговля в Средние века. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Создать описание городов по иллюстрации учебника. &14.
16. Горожане и их образ жизни. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. Установить причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). &15.
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. 2 часа.
17. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
Таблица Различие католической и православной церквей. &16.
18. Крестовые походы. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Выписать государства крестоносцев, характеристика. &17.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(XI – XV века) 6 часов.
19. Как происходило объединение Франции. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
Выявить изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). &18.
20. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Хартия Вольностей. Сравнить причины образования централизованного государства во Франции и Англии. &19.
21. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Зафиксировать причины войны и военные действия. &20.
22. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Дать самостоятельную оценку историческим явлениям. &21.
23. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Отметить в тетради движение реконкисты. &22.
24. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Сравнить особенности развития Германии и Италии; дать самостоятельную оценку историческим событиям. &23.
Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. 2 часа.
25. Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Оценить деятельность исторических личностей (Ян Гус). &24.
26. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Работа с учебником. &25.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 5 часов.
27. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов. Церковь и знания. Составить описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. &26.
28. Средневековая литература. Место религии в жизни человека и общества. Составлять описание достижений литературы; работать с дополнительной литературой. &27.
29. Средневековое искусство. Искусство раннего Возрождения.
Выявить новые черты в искусстве. &28.
30. Культура раннего Возрождения в Италии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Выявить черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. &29.
31. Научные открытия и изобретения Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Составить рассказ о технических открытиях и изобретениях. &30.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 часа
32. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии. &31.
33. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. Составить развернутый план параграфа; выявить особенности развития стран. &32.
34. Итоговое повторение.
Контрольная работа. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности их развития ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
(36 часов)
Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. 9 часов.
35. Введение. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. 36. Древнейшие народы на территории России. Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Составить рассказ о происхождении восточных славян; работать с историческими документами. &1.
37. Восточные славяне. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами. Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. &2.
38. Формирование Древнерусского государства.
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. Установить причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
&3.
39. Первые киевские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. Показать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. &4.
40. Принятие христианства. ВладимирСвятославич. Борьба за киевский престол. Начало правления князя
Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Установить причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. &5.
41. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. Дать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работа с документами. &6.
42. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Составить таблицу. &7.
43. Быт и нравы Древней Руси.
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. Работа с учебником. &8.
Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. 9 часов.
44. Начало раздробленности Древнерусского государства. Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. Дать Характеристику деятельности исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). &9.
45-46. Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. &10-11.
47. Нашествие с Востока Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Составить таблицу походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
&12.
48-49. Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). &13.
50. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Таблица. &14.
51. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Установить причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). &15.
52. Культура русских земель в XII – XIII веках. Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. Дать характеристику особенностям развития культуры; составить описание достижений культуры. &16.
Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. 17 часов.
53. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Определить причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). &17.
54-55. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. Начертить схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей. &18.
56. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Дать Характеристику политики исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. &19.
57. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. Таблица.
&20.
58. Московское государство в конце XV – начале XVI века. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. Выявить новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. &21.
59. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим. Заполнить сравнительную таблицу. &22.
60. Реформы Избранной рады. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Таблица. &23.
61-62. Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. Работа с учебником. &24.
63-64. Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. Дать характеристику деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. &25.
65. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература. Таблица. &26.
66-67. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Реферат, доклад. &27.
68-69. Быт XV – XVI веков. Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Таблица. &28.
Итоговое повторение и обобщение. 1 час.
70. Итоговое повторение.
Контрольная работа. Основные понятия курса.
Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. Обобщать и систематизировать изученный материал.
Контрольная работа.