Адаптированная программа по социально – бытовой ориентировке для подготовительного, 1 — 4 классов (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, VIII вид)
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутская школа с профессиональной подготовкой
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по социально – бытовой ориентировке
для подготовительного, 1 - 4 классов
на 2015 - 2016 учебный год
Составила: Л.В. Носкова
Сургут 2015 г.
Пояснительная записка
Данная адаптированная программа по социально – бытовой ориентировке для подготовительного, 1 – 4 классов, составленная Л.В. Носковой, разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Издательский Центр ВЛАДОС, 2013
Адаптированная программа содержит учебный материал по социально – бытовой ориентировке для обучающихся подготовительного , 1 – 4 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. В данном курсе изучаются следующие разделы: «Здравствуй, школа!», «Мой класс», «Я и моя семья», «Моя школа», «Мой класс», «Общение и культура поведения», «Улица. Правила поведения на улице», «Транспорт», «Телефон. Радио. Телевизор», «Магазины», «Организация общественного питания», «Культурные места отдыха», «Почта», «Бытовые электроприборы», «Больницы. Поликлиники», «Занятия людей в городах и деревне».
Цель данного предмета: снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современных экономических условиях, к включению в мир человеческих отношений.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение социальной личностной позиции;
После изучения курса «Социально - бытовая ориентировка» обучающиеся должны:
Знать:
- своё имя, фамилию, свой возраст, имена своих ближайших родственников, профессии родителей;
- свои обязанности в семье, домашний адрес;
- местонахождение класса, гардероба, столовой, спортивного зала, мест общего пользования в
здании школы;
- правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников, незнакомых людей;
- правила поведения в школе, классе, обязанности дежурного в классе, столовой;
- названия частей улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход), правила поведения на
улице;
- правила безопасного поведения в подъезде, лифте;
- указатели на перекрёстке «стойте – идите», правила перехода дороги;
- виды транспорта, правила выхода из общественного транспорта, правила обхода транспорта;
- остановки транспорта вблизи школ;
- правила проезда и приобретения билета в автобусе;
- дорогу из дома в школу и обратно;
- правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере, общественных местах;
- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;
- назначение телефона, номера домашнего телефона, телефона родителей, номеров экстренных
служб;
- назначение радиоприёмника, телевизора, других бытовых электрических приборов; правила
техники
безопасности при пользовании электроприборами;
- виды магазинов;
- виды поликлиник и больниц;
- организации общественного питания (столовая, кулинария, детское кафе);
- предприятия в городе, деревне, профессии городские и сельские,
Уметь:
- выполнять поручения родителей, заботиться о младших и старших членах семьи;
- обращаться за помощью в экстремальной ситуации, сказать «нет» в случае опасности;
- переходить дорогу по пешеходному переходу, на перекрёстке;
- оплатить проезд в транспорте;
- безопасно выйти из транспорта, обойти транспорт;
- слушать телефонный разговор, негромко говорить направленно в микрофон;
- пользоваться телевизором, другими бытовыми электроприборами (настольная лампа, пылесос, утюг);
- покупать в магазине штучный товар первой необходимости, фасованных товаров;
- считать стоимость покупки и сдачи;
- сложить купленный товар в сумку, сделать отчёт о покупке дома;
- адекватно вести себя на приёме у врача;
Программа реализуется в рамках федерального компонента через уроки социально – бытовой ориентировки.
Подготовительный класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
1 класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
2 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованный учебный кабинет, иллюстрированный и дидактический материал, натуральные дидактические пособия, предметные и сюжетные иллюстрации.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками чтения, русского языка, математики.
Основной формой обучения является урок, принцип коррекционной направленности является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающих технологий (физминутки), игровых технологий, технология уровневой дифференциации, технология развивающего обучения («зона ближайшего развития»).
При изучении данного курса используются словесные (рассказ, объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций), а также практические методы (экскурсия, практическая работа, игра). Домашние задания предусматривает выполнение упражнений практической направленности
Компенсация не проведённых уроков проводится за счёт дополнительных занятий, внеурочной деятельности.
Знания, умения и навыки оцениваются по пятибалльной системе, учитываются индивидуальные особенности обучающихся и контролируются через устный опрос, выполнение практических работ. Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Текущая аттестация проводится в следующей форме: обобщение текущих отметок, выставленных обучающимся в течение всей учебной четверти. Промежуточная аттестация: обобщение четвертных отметок, выставленных обучающимся в течение учебного года.
Тематическое планирование.
Социально – бытовая ориентировка. Подготовительный класс
№
п/п Название темы Содержание темы Всего
1 Здравствуй, школа! Школа (экскурсия). Школьные принадлежности. Внешний вид школьника. Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников. 5
2 Мой класс
Рабочее место ученика. Как правильно сидеть за партой. Подготовка к уроку. Я сегодня дежурный. Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). 4
3 Я и моя семья
Моё имя, фамилия. Мой возраст.
Мои родители. 3
4 Общение и культура поведения
Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в школе, классе). 4
5 Улица.
Правила поведения
на улице.
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход) (экскурсия). Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора (экскурсия). Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка. 3
6 Транспорт.
Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге.
Правила поведения пассажиров в транспорте. 4
7 Организация общественного питания
Буфет. Школьная столовая.
Правила поведения в столовой, за столом.
Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения. 5
8 Культурные места отдыха Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера.
Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере.
Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года.
Правила поведения в общественных местах
(театр, кинотеатр, игровая площадка). 5
Итого: 33 часа
Содержание.
Подготовительный класс
Здравствуй, школа! 5 часов
Школа (экскурсия).
Школьные принадлежности.
Внешний вид школьника.
Учитель, воспитатель, другие работники школы.
Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
Мой класс. 4 часа
Рабочее место ученика. Как правильно сидеть за партой.
Подготовка к уроку.
Я сегодня дежурный.
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия).
Я и моя семья. 3 часа
Моё имя, фамилия.
Мой возраст.
Мои родители.
Общение и культура поведения. 4 часа
Я – ученик школы.
Правила приветствия и прощания.
«Волшебные слова».
«Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в школе, классе).
Улица. Правила поведения на улице. 3 часа
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход) (экскурсия).
Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора (экскурсия).
Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка.
Транспорт. 4 часа
Правила дорожного движения.
Светофор. Переход.
Поведение пешеходов на дороге.
Правила поведения пассажиров в транспорте.
Организация общественного питания. 5 часов.
Буфет. Школьная столовая.
Правила поведения в столовой, за столом.
Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду).
Уборка за собой грязной посуды.
Правила безопасного поведения.
Культурные места отдыха. 5 часов
Парк, сквер.
Отличие леса от парка, сквера.
Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере.
Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года.
Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
Тематическое планирование.
Социально – бытовая ориентировка. 1 класс
№
п/п Название темы Содержание темы Всего
1 Я и моя семья
Моё имя, фамилия. Мой возраст.
Моя семья. Мои родители. 4
2 Общение и культура поведения
Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова».
Правила безопасного поведение в школе. 4
3 Моя школа
Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников. 3
4 Мой класс
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку. «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе). 3
5 Улица.
Правила поведения
на улице.
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода.
Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка. 5
6 Транспорт.
Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход.
Поведение пешеходов на дороге.
Следование от дома до школы и обратно (экскурсия). Правила поведения пассажиров в транспорте. 5
7 Организация общественного питания
Буфет. Школьная столовая.
Правила поведения в столовой, за столом.
Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения. 4
8 Культурные места отдыха Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера.
Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах
(театр, кинотеатр, игровая площадка). 5
Итого: 33 часа
Содержание.
1 класс
Я и моя семья. 4 часа
Моё имя, фамилия.
Мой возраст.
Моя семья.
Мои родители.
Общение и культура поведения. 4 часа
Я – ученик школы.
Правила приветствия и прощания.
«Волшебные слова».
Правила безопасного поведение в школе.
Моя школа. 3 часа
Школа (адрес, близость к остановке транспорта).
Учитель, воспитатель, другие работники школы.
Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
Мой класс. 3 часа
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия).
Рабочее место ученика, подготовка к уроку.
«Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе).
Улица. Правила поведения на улице. 5 часов
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода.
Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора.
Экскурсия по улице, на которой расположена школа.
Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка.
Транспорт. 5 часов
Виды транспорта.
Правила дорожного движения. Светофор. Переход.
Поведение пешеходов на дороге.
Следование от дома до школы и обратно (экскурсия).
Правила поведения пассажиров в транспорте.
Организация общественного питания. 4 часа.
Буфет. Школьная столовая.
Правила поведения в столовой, за столом.
Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду).
Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.
Культурные места отдыха. 5 часов
Парк, сквер.
Отличие леса от парка, сквера.
Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере.
Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года.
Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
Тематическое планирование.
Социально – бытовая ориентировка. 2 класс
№
п/п Название темы Содержание темы Всего
1 Я и моя семья
Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст.
Чем я занимаюсь (я – ученик школы).
Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра. 5
2 Общение и культура поведения
Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом.
Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю. 4
3 Улица. Правила уличного движения
Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия). 4
4 Транспорт
Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы. Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте. 6
5 Организация общественного питания
Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе. 6
6 Телефон
Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат). Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб (01,02,03,04). 6
7 Культурные места отдыха Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха. 3
Итого: 34 часа
Содержание.
2 класс
Я и моя семья. 5 часов
Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст.
Чем я занимаюсь (я – ученик школы).
Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка).
Профессии родителей.
Где учатся мои брат и сестра.
Общение и культура поведения. 4 часа
Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками.
Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом.
Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам.
Обращение с просьбой или предложением к учителю.
Улица. Правила уличного движения. 4 часа
Улица, на которой расположена школа.
Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно.
Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе).
Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия).
Транспорт. 6 часов
Виды транспорта.
Остановки транспорта вблизи школы (экскурсия).
Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки.
Правила входа и выхода из транспорта.
Проезд в транспорте. Оплата проезда.
Безопасное поведение в транспорте.
Организация общественного питания. 6 часов
Школьная столовая.
Правила дежурства в столовой.
Правила поведения за столом.
Уборка за собой посуды.
Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе).
Правила поведения в кафе.
Телефон. 6 часов
Телефон. Назначение телефона.
Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат).
Правила пользования телефонами.
Правила разговора по телефону.
Домашний телефон, телефон родителей, родственников.
Телефон экстренных служб (01,02,03,04).
Культурные места отдыха. 3 часа
Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр).
Места культурного отдыха (аквапарк, каток).
Правила поведения в местах культурного отдыха.
Тематическое планирование.
Социально – бытовая ориентировка. 3 класс
№
п/п Название темы Содержание темы Всего
1 Я и моя семья
Профессии родителей, сестры и брата. 1
2 Общение и культура поведения
Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет».
Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке. 8
3 Улица. Правила уличного движения. Транспорт.
Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». Правила перехода дороги. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через улицу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия). 12
4 Телефон. Радио. Телевизор.
Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором. 5
5 Магазины.
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчёт о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсия). 5
Итого: 34 часа
Содержание.
3 класс
Я и моя семья. 1 час
Профессии родителей, сестры и брата.
Общение и культура поведения. 8 часов
Правила приветствия с незнакомыми людьми.
Разговор с незнакомцем.
Я умею сказать «нет».
Культура поведения на улице.
Культура поведения в общественных местах.
Поручения в семье.
Забота о младших.
Забота о бабушке.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 часов.
Улица. Площадь.
Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия).
Номера домов, подъездов, квартир.
Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте.
Перекрёсток. Переход.
Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте».
Правила перехода.
Узнавание дороги у прохожих, полицейского.
Помощь старым людям в переходе через дорогу.
Транспорт. Виды транспорта.
Правила выхода из транспорта и обход его.
Остановки транспорта (экскурсия).
Телефон. Радио. Телевизор. 5 часов
Телефон. Назначение телефона.
Как разговаривать по телефону правильно.
Телефон родителей, экстренных служб.
Радио. Радиоприёмники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Магазины. 8 часов
Виды магазинов: специализированные, универсальные.
Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия).
Покупка в магазине товаров первой необходимости.
Складывание покупки в магазине.
Отчёт о покупке дома.
Организация общественного питания.
Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии, 2 часа)
Тематическое планирование.
Социально – бытовая ориентировка. 4 класс
№
п/п Название темы Содержание темы Всего
1 Транспорт. Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт. 4
2 Почта. Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты. 7
3 Бытовые электроприборы. Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник. Пылесос. Стиральная машина. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. 5
4 Больницы. Поликлиники. Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача». 4
5 Магазины.
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия). 8
6 Занятия людей в городах и деревне. Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники. 6
Итого: 34 часа
Содержание.
4 класс
Транспорт. 4 часа
Правила проезда и приобретения билета в автобусе.
Правила пользования проездным месячным билетом.
Железнодорожный и автомобильный транспорт.
Воздушный и водный транспорт.
Почта. 7 часов
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки.
Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия).
Почтовые ящики.
Конверты, почтовые карточки, открытки.
Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок.
Отправление писем и открыток (экскурсия).
Перевозка почты.
Бытовые электроприборы. 5 часов
Электричество. Розетка, выключатель, провод.
Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа.
Утюг. Электроплита. Электрочайник.
Пылесос. Стиральная машина.
Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.
Больницы. Поликлиники. 4 часа.
Больницы для детей и взрослых.
Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства.
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача.
Игра «На приёме у врача».
Магазины. 8 часов
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары».
Игра «Магазин».
Стоимость покупки, сдача, размен денег. 2 часа
Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. 2 часа.
Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия).
Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).
Занятия людей в городах и деревне. 6 часов
Значение слов: город, деревня.
Предприятия в городе, деревне.
Профессии городские и сельские.
Что даёт город деревне.
Что даёт деревня городу.
Кем работают мои родители, родственники.
Учебно – методический комплекс
Учебная программа Учебник Методический материал ЦОР Дидактический материал Дополнительная литература
Адаптированная программа по социально – бытовой ориентировке для подготовительного, 1- 4 классов
Составила: Носкова Л.В.
Не издан В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.
http://school-collection.edu.ru/ ЕДИНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница ВИКИПЕДИЯ
http://1sentyabrya.ru/ О ШКОЛЕ (КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, ПРАЗДНИКИ, ПОДЕЛКИ)
http://festival.1september.ru/subjects/12/
http://festival.1september.ru/subjects/12/ Будьте добрыми и человечными
http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv14.htm
http://festival.1september.ru/articles/411926/ - правила поведения с незнакомыми людьми
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодияплакаты,
иллюстрации, карточки,
натуральный дидактический материал,
настольные игры
Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г.
Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2000г.
Урок и экскурсия во вспомогательной школе. Кузнецов Ю.Ф. Учеб - метод. пособие -Екатеринбург: УГПУ, 1998.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998г.
Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
1,2,3, 4 класс. – М: Просвещение, 2014г.
Практический материал к урокам СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Пособие для учителя- 5-9 классов.
М.: ВЛАДОС, 2005г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. / Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2008г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008г
.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. / И.Ф. Мулько – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М.:АРКТИ,2008г.
Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей», 2008г.
Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г.
Классный час: Поговорим о жизни… Материалы для воспитателей и классных руководителей. /Н.Е. Щуркова – М.:АРКТИ, 2005г.