Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак, Мнемозина, 2012г.


Рабочая программа по биологии
для 5 класса
базовый уровень
Срок реализации – 2014 -2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы основного общего образования. Биология. Естествознание. М.: Просвещение. 2010. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.
рабочая программа – Д.И. Трайтак, Н.Д. Андреева, Москва, изд-во Мнемозина, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «СОШ №2». Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (17.12.2011, №), примерной образовательной программы основного общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, федерального базисного учебного плана, учебного плана школы, созданного коллективом авторов под руководством Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.
Содержательный статус программы – базовый. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ №2»Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (часть1)построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования. Рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана гимназиидля базового изучения биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред Д. И. Трайтак, Н.Д. Трайтак осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Общая характеристика предмета, курса
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, а так же об окружающем мире в целом. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение»2010).Предлагаемая рабочая программа реализуется с помощью учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы» и соответствующего учебно-методического комплекса, созданных коллективом авторов под руководством Д.И.Трайтак, Н.Д. Трайтак.
Изучение биологии по данной программе предполагает наряду с изучением теоретического материала, ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебнойдеятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью обучающихся (летней практикой, кружковой работой и внеурочной деятельностью.)
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
овладение интеллектуальными умениями:доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
В метапредметном направлении:
формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;овладение ИК компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В предметном направлении:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов и классов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы;
формированиенавыков ухода за комнатными и культурными растениями.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Задачи обучения биологии в 5 классе:
Роль программы в образовательном маршруте обучающихся и преемственность обучения заключается в адаптации обучения биологии и смежных с ней наук в основной школе, в овладении биологическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин.
Часы, предусмотренные авторской программой перераспределены следующим образом: 1 час – из темы: «Разнообразие растительного мира» добавлен к изучению темы «Клетка», так как материал этого учебного модуля содержит много базовых понятий, которые требуют дополнительной отработки, представляют сложность для понимания обучающихся, так же необходимо формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием. В теме «Семя» произошло уплотнение материала, так как материал не представляет сложности для понимания обучающихся и освободившийся час, добавлен на итоговое повторение и объяснение выполнения летних заданий по курсу биологии 5 класса.
Основное содержание учебного курса.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (часть1)
Введение (1ч.)
Биология – наука о живой природе. Растения как составная часть живой природы.Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Раздел 1. Разнообразие растительного мира(3 ч.)
Растительный покров Земли. Растительность, флора, растительные сообщества. Дикорастущие, культурные и распространение их по Земному шару. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Условия жизни растений: факторы среды. Почва как биокосная среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Демонстрации: гербарные экземпляры растений различных мест обитания. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.
Раздел 2. Клеточное строение растений(4 ч.)
Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их расположение и функции.
Демонстрации: увеличительные приборы, готовые микропрепараты растительных тканей. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
1.Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами.
2.Рассматривание клеток растений невооружённым глазом и с помощью лупы.
3. Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.
Раздел 3.Семя – орган голосемянных и цветковых растений (3ч.)
Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Условия прорастания семян.
Демонстрация: коллекция семян двудольных и однодольных растений своего района. Демонстрация опытов дыхание и прорастание семян. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
Строение семени.
Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах.
Прорастание семян.
Раздел 4.Корень. Связь растений с почвой (4ч.)
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы.Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Рост корня. Минеральное питание корней. Видоизменение корней и экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Демонстрация: Виды корней, типы корневых систем, коллекция удобрений. Микропрепарат корневого волоска и корневого чехлика. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
Определение типов корневых систем по гербарным экземплярам.
Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков.
Раздел 5.Побег(4 ч.)
Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Роль побега в жизни растения. Разнообразие побегов. Стебель – осевая часть побега. Рост стебля в длину и толщину. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Ветвление. Видоизменение побегов. Отложение органических веществ в запас.
Демонстрация: побеги с разными типами расположения почек. Спилы растений с годичными кольцами прироста. Готовые микропрепараты внутреннего строения стебля. Разные типы видоизменённых побегов. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
1.Строение почек
2.Опрделение возраста растения по годичным кольцам.
3. Внутреннее строение стебля.
4. Видоизменения подземных побегов.
Раздел 6. Лист. Связь растений с внешней средой (7ч.)
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Функции листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.
Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Листопад и его роль.
Демонстрация: Листья растений с разной формой листовой пластинки, листорасположением, жилкованием. Микропрепарат кожицы и мякоти листа. Опыт Фотосинтез. Испарение воды листьями. Презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
Клеточное строение листа.
Раздел 7. Цветок. Образование семян и плодов (7ч.)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Биологическое значение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян.Жизнь плодов вне материнского растения.
Демонстрация: модели цветков, схемы соцветий, коллекции плодов и семян, презентации к урокам данного раздела.
Лабораторные и практические работы:
1.Строение цветка.
2.Изучение и определение плодов.
Летние задания (1 ч.)
Резервное время – 1 час.
Тематическое планирование по биологии V класс.
Курс «Биология», раздел «Растения. Ббактерии. Грибы. Лишайники».
(Учебник под редакцией Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.)
1 час неделю (35часов в год)

урока Тема занятия К-вочасов Содержание
Лабораторные и
практические
работы Проектная и
исследовательсеая деятельность Контроль
Введение. 1 1 1.Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях Разнообразие растительного мира. 3 2 Растительный покров Земли и влияние на него человека. Практическая работа №1 «Правила ухода за комнатными растениями». «Составление паспорта растений». Коллективная проектная деятельность на тему «Растения солнечных и тенистых мест обитания». 3 Среды обитания растений. 4 Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клеточное строение растений. 4 5 Строение увеличительных приборов. Лабораторная работа №2
«Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами»
Лабораторная работа№3
«Рассматривание клеток растений невооружённым глазом с помощью лупы» Биологический диктант
6 Строение растительной клетки. Лабораторная работа№4
«Приготовление препарата сочной чешуи луковицы лука»
7 Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Биологический диктант
8 Ткани растительного организма. Семя – орган голосеменных и цветковых растений 3 9 Строение и многообразие семян. Лабораторная работа №5
«Строение семени». 10 Химический состав семян. Лабораторная работа №6
«Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах». Биологический диктант
11 Условия прорастания. Дыхание семян. Практическая работа № 7
«Прорастание семян». Исследовательская деятельность на тему «Прорастание семян» Корень. Связь растения с почвой. 4 12 Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №8
«Типы корневых систем». Исследовательская работа «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем»
Исследовательская работа «Влияние пикировки на развитие корневой системы» 13 Клеточное строение и рост корня.
Лабораторная работа № 9
«Рассмотрение корневогочехлика и корневыхволосков». Исследовательская работа «Наблюдение за ростом корня» «Конструирование модели корневого волоска» 14 Потребность растений в минеральных веществах. Удобрения. Исследовательская работа «Выявление избытка солей на растение» 15 Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Видоизменения корней. Побег. 4 16 Строение и значение побега и почки. Лабораторная работа № 10
«Строение почек» Тест
17 Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление побега. Исследовательская деятельность по теме: «Особенности прорастания почек на клубне картофеля».
Коллективная проектная деятельность по теме: «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги», «Вертикальное озеленение школьной территории» 18 Внутреннее строение стебля в связи с его функциями. Лабораторная работа № 11
«Внутреннее строение стебля», «Определение возраста растения по годичным кольцам». Исследовательская работа. «Передвижение по стеблю органических веществ» 19 Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 12
«Видоизменения подземных побегов». Исследовательская деятельность «Наблюдение за прорастанием луковицы» Лист. Связь растения с внешней средой. 7 20 Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Лабораторная работа №13
«Внешнее строениелиста». «Разнообразие листьев». Тест
21 Внутреннее строение листа. Лабораторная работа № 14
«Клеточное строение листа». 22 Видоизменения листьев. 23 Воздушное питание растений. Фотосинтез. Исследовательская деятельность «Доказательство выделения кислорода в процессе фотосинтеза» 24 Дыхание растений. Транспирация. 25 Листопад и его роль в жизни растений. 26 Вегетативные органы и их значение в жизни растения. Зачет
Цветок. Образование семян и плодов 7 27 Строение и значение цветка Лабораторная работа № 15
«Строение цветка». 28 Соцветия и их биологическое значение. Коллективная проектная деятельность «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника» 29 Опыление у цветковых растений. Исследование на тему «Отработка приёмов искусственного опыления» Биологический диктант
30 Оплодотворение у цветковых растений. Образование и созревание семян и плодов. 31 Плоды и их разнообразие. Лабораторная работа № 16
«Изучение и определение плодов». 32 Распространение плодов и семян. Жизнь плодов вне материнского организма. Биологический диктант
33 Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения. Зачет
34 Летние задания. 1 35 Резервное время. 1 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
«ядро», «работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
определять понятия:растительные ткани, семя, корень, лист, побег, цветок, плод;
объяснять значение семени, корня, побега, листа, цветка, плодов в природе и жизни человека;
давать общую характеристику органам растения.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатовне выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта(перечень исследовательских работ прилагается).
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических, междисциплинарных и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАКабинет биологии- оснащён с учётом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.
Оборудование кабинета классифицируют по частоте его использования, разделам курса, видам пособий. Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации);экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (диапроекторы, мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.
Тематическое и поурочное планирование курса «Биология»
5 класс (35 часов)
*Обозначения: Метапредметные: Регулятивные (Р), Личностные (Л), Коммуникативные (К),Познавательные (П)
Основное
содержание Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся Планируемые результаты
Введение (1 час)
1.Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растительного мира. Первоначальное представление о классификации растений. Типы питания организмов. Значение растений в природе и жизни человека.
Ботаника – комплексная наука. Методы изучения растений. Правила безопаснойработы в кабинете биологии. Определение понятий: ботаника, методы, исследования, моделирование, эксперимент,
наблюдение, техника безопасности, лабораторное
оборудование Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно-методического комплекта. Работа с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами иинструментами в биологическом кабинете. Построение схемы «Типыпитания организмов».Просмотр презентациипо теме «Разнообразиерастительного мира» Предметные: иметь представление оботанике, о многообразии растений и ихзначении. Знать правила работы сбиологическими приборами иинструментами, правила работы в кабинете биологии.
Личностные: уметь объяснять рольрастений в жизни человека и собственнойдеятельности, необходимость их охраны.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации (П).
Восприятие красоты и гармонии в природе(Л). Умение заполнять таблицу илисоставлять схему по заданному содержанию(Р). Умение отвечать на вопросы учителя,
вести диалог (К).
Тема 1. Разнообразие растительного мира (3 часа)
2.Растительный покров Земли и влияние на него человека.
Условия произрастания
растений.Видовой состав
растительных сообществ.Типы растительныхсообществ на примерелеса. Зональностьрастительных сообществ. Влияние человека нарастительный покровЗемли. Определение понятий: растительность, растительноесообщество, флора.
Культурные идикорастущие растения. Работа с учебником,словарем,географическими картами.Распознаваниекультурных идикорастущих растений,типов растительныхсообществ по рисункам и фотографиям. Предметные: иметь представления обусловиях произрастания растений, типахрастительных сообществ и их зональномрасположении. Знать отличие культурных идикорастущих растений.
Личностные: уметь объяснять влияниечеловека на растительный покров Земли.Понимание необходимости бережногоотношения к природе, значенияразнообразия культурных и дикорастущих растений для человека.
Метапредметные: уметь работать сообразительной наглядностью (П).Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельностьдля выполнения заданий учителя (Р). Уметьвоспринимать разные виды информации,отвечать и задавать вопросы (К). Понимание
социальной значимости полученных знаний и
роли развития науки для благополучия человека (Л).
3.Среды обитания растений. Среды обитаниярастений. Условиянеобходимые дляразвития растений:освещение, тепло,влажность, воздух. Почва – как среда жизнирастений. Состав, структура исвойства почвы. Влияние растений напочву. Группы растений
существующие без почвы(водные, эпифиты,паразиты). Определение понятий:
светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения, минимум, максимум, оптимум, биокосное вещество,
плодородие почвы, среда
обитания, эпифит, гидрофит, паразит, плодородие, косное вещество. Работа с учебником, словарем, лабораторным оборудованием и почвой, как объектом исследования. Работа с изобразительной наглядностью. Составление схемы по текстовой информации «Условия произрастания растений». Предметные: иметьпредставление осредах обитания растений. Иметьпредставление о составе, структуре и
плодородие почвы. Знать условиях ихпроизрастания.
Метапредметные: уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью (П). Уметь структурироватьучебный материал и давать определениепонятиям (П). Уметь воспринимать разныевиды информации, отвечать и задавать
вопросы (К). Умение взаимодействовать содноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы,определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).
Личностные: уметь объяснять необходимость охраны почв для сохранения растительного покрова Земли.
4.Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Основные жизненныеформы растений и иххарактеристика: деревья,кустарники, кустарнички,полукустарники, травы. Продолжительностьжизни растений.
Однолетние, двулетние,
многолетние растения иих характеристика. Условия обитания,влияющие на внешнийоблик растений. Определение понятий:форма жизни, дерево,кустарник, кустарничек,травянистое растение,однолетнее, двулетнее,многолетнее,продолжительностьжизни, жизненные циклы,сезонность.Практическая работа
«Составление паспорта растений» Работа с учебником, словарем. Работа с изобразительнойнаглядностью, гербарнымматериалом икомнатными растениями. Работа с инструктивнымикарточками повыполнению практической работы. Предметные: иметь представление ожизненных формах растений,продолжительности их жизни, сезонныхизменениях в жизни растений. Знатьдикорастущие и культурные растения.
Личностные: уметь объяснять рольдикорастущих и культурных растений в
жизни человека и собственной деятельности.Знать и использовать приемы работы с комнатными растениями.
Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыковустной и письменной речи (П). Умение
применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивнымикарточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.
Умение воспринимать устную форму информации (К).
Тема 2. Клеточное строение растений (4 часа)
5.Строение увеличительных приборов. История создания и совершенствования увеличительных приборов. Устройство увеличительных приборов: лупа, микроскоп. Приемы работы с увеличительными приборами. Правила работы с микроскопом и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Определение понятий: лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, предметный столик, предметное, покровное стекло, микропрепарат. Лабораторная работа «Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа». «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы». Просмотр слайд-фильма по данной теме. Работа с увеличительными приборами. Рассмотрение объектов с помощью лупы и микроскопа. Подготовка микроскопа к работе. Выполнение лабораторных работ и составление отчета по ним. Предметные: иметьпредставление оразнообразии увеличительных приборов.Знать строение лабораторной лупы и
микроскопа. Знать правила работы сувеличительными приборами и правилатехники безопасности.
Личностные: уметь объяснять рольтехнического прогресса для изучения живой природы.Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видами
лабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
делать выводы на основе полученной информации (П).
6.Строение растительной клетки.
Строение растительнойклетки. Строениеклеточных органоидов:оболочка, цитоплазма,ядро, пластиды, вакуоли,включения. Определение понятий:клеточная мембрана,хлоропласты,
хромопласты,лейкопласты, включения,протопласт.
Лабораторная работа
«Строение клеток кожицы лука». Работа с увеличительными приборами. Рассмотрение объектов с помощью микроскопа. Подготовка микроскопа к работе. Выполнение лабораторных работ и составление отчета по ним. Предметные: иметь представление об особенностях строения растительной клетки.
Знать последовательность этаповприготовления микропрепарата. Знатьправила работы с увеличительнымиприборами и правила техники безопасности.
Личностные: уметь объяснять рольтехнического прогресса для изучения живой природы.Метапредметные: уметь работать карточками, выполнятьзадания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную и письменную форму информации(К). Уметь работать с различными видами
лабораторного оборудования,
изобразительной наглядностью. Умениеделать выводы на основе полученной информации (П).
7.Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Рост растения. Краткая характеристика фаз митоза. Результаты митотического деления. Определение понятий: хромосомы, хроматиды, митоз, гаметы, соматические клетки, наследственная информация, клеточная теория. Работа с текстом и рисунками учебника. Презентация. Предметные: иметь представление об особенностях митотического деления клеток,росте растений, основные положения клеточной теории.
Личностные: уметь объяснять рольпроцесса деления клеток для роста организма.
Метапредметные: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыковустной речи (П). Умение применятьполученные знания на практике, соблюдатьправила поведения на уроке. С уважениемотносится к одноклассникам и учителю (Л).Умение организовать выполнение заданийучителя, развитие навыков самоанализа (Р).Умение осуществлять эффективноевзаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К).
8.Ткани растительного организма.
Понятие о тканях и их функциях в растительном организме и их функциях в растительном организме. Краткая характеристика образовательных, основных, механических, проводящих, покровных, выделительных тканей. Определение понятий: меристема, камбий, восходящий и нисходящий ток, проводящие пучки. Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Заполнение таблицы «Ткани растений».
Предметные: иметь представление отканях растений, их разновидностях,выполняемых ими функций.
Личностные: уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.
Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии дляхарактеристики объектов. Умение работатьс понятийным аппаратом (П). Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности состороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умениевоспринимать устную информацию и
правильно формулировать вопросы (К)
Тема 3. Семя – орган голосеменных и цветковых растений (3 часа)
9. Строение и многообразие семян. Строение семян голосеменных и цветковых, однодольных и двудольных растений. Многообразие семян и способы их распространения.
Определение понятий: зародыш, эндосперм, перисперм, кожура. Лабораторная работа «Строение семени». Работа с текстом и рисунками учебника, натуральными объектами. Просмотр презентации. Выполнение лабораторной работы и отчета по ней. Иллюстрация результатов в виде схемы. Предметные: иметь представление омногообразии семян. Знать строение семян.Знать правила техники безопасности при выполнениилабораторных работ.
Личностные: уметь объяснять роль семян растений в жизни человека.Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную и письменную форму информации(К). Уметь работать с различными видами
лабораторного оборудования,
изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).
10. Химический состав семян.
Понятие о химическом составе семян. Понятие органические и неорганические вещества. Органические вещества, характерные для объектов растительного мира: крахмал, масла, белки.
Определение понятий: органические вещества, минеральные вещества, углеводы (крахмал, целлюлоза), белки, жиры. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах». Работа с наглядными материалами и натуральными объектами. Выполнение лабораторной работы и отчета по ней. Иллюстрация результатов в виде схемы. Предметные: иметь представление о строение ихимическом составе семян, органических, неорганических веществах.
Личностные: уметь объяснять роль семян растений как одного из важнейших источников питания животных и человека.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение восприниматьустную и письменную форму информации(К). Уметь работать с изобразительной наглядностью. Уметь структурировать информацию в виде схемы и таблицы, делать выводы на основе полученной информации (П).
11. Условия прорастания. Дыхание семян. Процессы жизнедеятельности семян. Понятия о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян. Определение понятий: период покоя,всхожесть,стратификация, скарификация, проросток. Практическая работа «Прорастание семян». Работа с текстом, рисунками учебника и натуральными объектами. Представление отчетов о практической работе. Предметные: иметь представления ожизнедеятельностисемян, этапах и условияхих прорастания. Знать правила техникибезопасности при выполнении практических работ.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний об условияхпрорастания семян для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
делать выводы на основе полученной информации (П).
Тема 4. Корень. Связь растения с почвой (4 часа)
12. Виды корней и типы корневых систем. Развитие корня иззародышевого корешкасемени. Виды корней и типыкорневых систем. Значение корней длязакрепления корней впочве. Определение понятий:
корень, главный, боковыеи придаточные корни,положительныйгеотропизм, стержневая имочковатая корневая
система, ветвление,пикировка, прищипка,окучивание, регенерациякорней
Лабораторная работа«Типы корневых систем». Работа с текстом и
рисунками учебника, натуральными объектами, гербарным материалом
Заполнение таблицы«Типы корневых систем». Выполнениелабораторной работы и
составление отчета по ней. Предметные: Знать функции корня, виды итипы корней и корневых систем. Иметьпредставление о росте и регенерациикорней. Знать правила техники безопасностипри выполнении лабораторных работ
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о видах корней,типах корневых систем, агротехническихприемах для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).
13. Клеточное строение и рост корня.
Характеристика роста корней. Характеристика зон
корня. Особенности строенияклеток с корневымиволосками. Ролькорневых волосков впоглощении воды иминеральном питании
растений. Характеристика процессавсасывания и движенияводы по корню вверх кстеблю. Определение понятий:корневой чехлик, зона
деления, зонарастяжения. Зонавсасывания, зонапроведения, корневой волосок, корневоедавление. Лабораторная работа«Рассмотрение корневогочехлика и корневыхволосков». Работа с текстом и
рисунками учебника, словарем. Работа с натуральнымиобъектами. Выполнениелабораторной работы и
составление отчета поней. Иллюстрациярезультатов работы в виде рисунков.
Предметные: Знать зоны корня и ихфункции. Иметь представление обособенностях строения клеток корня, омеханизмах всасывания и передвиженииводы и минеральных веществ по клеткам
корня. Знать правила техники безопасностипри выполнении лабораторных работ.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о внутреннемстроении корня и процессах егожизнедеятельности для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
делать выводы на основе полученнойинформации (П).
14. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрения. Потребность растений вминеральных веществах.Размеры корневыхсистем растений.Удобрения. Видыи значениеудобрений. Выращивание растенийбез почвы.
Определение понятий:макроэлементы,микроэлементы, простыеи комплексныеудобрении, подкормка,рыхление, гидропоника. Работа с текстом и
рисунками учебника,просмотр презентации.
Составление кластеров. Предметные: иметь представление оминеральных веществах, необходимыхрастению и их классификации, многообразииудобрений и способах выращиваниярастений.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о почве и удобрениях,агротехнических приемах для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии дляхарактеристики объектов. Умение работатьс понятийным аппаратом. Устанавливать
соответствие между объектами и иххарактеристиками (П). Уважительноеотношение к одноклассникам и учителю.
Потребность в объективной оценке своейдеятельности, оценки результатовдеятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания.Развитие навыков самооценки (Р). Умениевоспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).
15. Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Видоизменения корней. Экологические факторы,определяющие росткорней растений:температура, вода,
воздух. Видоизменения корнейпо месту обитания, и всвязи с выполняемымифункциями. Определение понятий:корнеплоды, корневыеклубни, дыхательные
корни, корни-присоски, ходульные ивтягивающие корни,микориза, клубеньки. Работа с текстом и
рисунками учебника,просмотр презентации. Представлениеинформации в формемини-сообщений и презентаций. Предметные: иметь представление овидоизменениях корней, о взаимодействиикорней растений с другими живыми
организмами, об экологических факторах,определяющих рост корней растений.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о видоизмененияхкорней, условиях их роста и биотическоговзаимодействия для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. Представлять результаты своейработы (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности со
стороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умение
воспринимать разные формы информации иправильно формулировать вопросы ислушать ответы (К)
Тема 5. Побег (4 часа)
16. Строение и значение побега и почки. Строение побега. Разнообразие побегов. Расположение листьевна побеге. Строение иразнообразие почек. Определение понятий:побег, почка,вегетативная,генеративная, побеги ипочки, узел, междоузлие,пазуха листа, листовой рубец.
Лабораторная работа
«Строение почек». Работа с текстом и
рисунками учебника. Ответы на вопросы и задания учебника. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям. Предметные: иметь представление остроении побегов и их классификации. Знать строение вегетативной и генеративной почек.
Личностные: уметь объяснять знаний остроении побегов и почек для определения растений и ухода за ними. Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).
17. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление побега. Строение стебля. Разнообразие стеблей понаправлению роста. Виды рост. Ветвление и кущение. Определение понятий:стебель травянистый,
древесный, конус нарастания, верхушечный и вставочный рост, эфимеры, формирующая обрезка. Работа с нагляднымматериалом, просмотр презентации.
Работа с натуральнымиобъектами.
Составление схемы-классификации.
Предметные: иметь представление оразнообразии побегов или стеблей понаправлению роста и типах ветвления. Знать типы роста побегов.
Личностные: уметь объяснять значениезнаний о росте и ветвлении побегов дляухода за растениями и формирующейобрезке.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамиизобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П)
18.Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.
Внутреннее строение
древесного стебляПорядок расположениятканей. Образование годичныхколец. Функции проводящейсистемы стебля. Механизмы движениявеществ по стеблю. Определение понятий:кора, пробка, чечевички,луб, лубяные волокна,ситовидные трубки,сердцевинные лучи,
древесина, сердцевина,камбий, восходящий ток,нисходящий ток. Лабораторная работа «Внутреннее строение стебля», «Определение возраста растения по годичным кольцам», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Работа с текстом и
рисунками учебника, сословарем.Работа с вопросами изаданиями учебника. Работа с натуральнымиобъектами илабораторнымоборудованием. Составление отчета повыполненным заданиям и
его представление окружающим. Предметные: знать внутреннее строениедревесного стебля. Иметь представление о
годичных кольцах, механизмах нисходящегои восходящего тока.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о внутреннемстроении стебля и механизмахпередвижения веществ по стеблю дляорганизации работы по уходу за растениями.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).
19.Видоизменения побегов. Видоизменения надземных и подземныхпобегов. Их значение вжизни растенияСтроение клубня,корневища и луковицы. Определение понятий:корневище, клубень,столон, ус, луковица,донце, бровки, глазки. Лабораторная работа«Видоизменениеподземных побегов».
Работа с нагляднымматериалом, просмотр презентации.
Ответы на вопросы изадания учебника. Работа с натуральнымиобъектами илабораторным
Оборудованием. Составление отчета повыполненным заданиям иего представление окружающим. Предметные: иметь представление овидоизмененных побегах. Знать их виды изначение в жизни растений.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о видоизмененных побегах для вегетативного размножения.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).
Тема 6. Лист. Связь растения с внешней средой (7 часов)
20.Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Внешнее строение листа. Продолжительностьжизни листьеводнолетних имноголетних растений. Классификация листьевпо количеству листовыхпластинок на черешке.По форме листовых
пластинок. Порасположению жилок(проводящих пучков).Расположение листьев настебле. Определение понятий:листовая пластинка,черешок, жилка,влагалище листа,прилистники, листоваямозаика,листорасположение,жилкование листьев.Лабораторная работа
«Внешнее строениелиста». «Разнообразие листьев». Работа с текстом и
рисунками учебника.Просмотр презентации.Составление схем-классификаций листьев
по строению,листорасположению и
жилкованиюРабота с натуральными
объектами,лабораторнымоборудованиемСоставление отчета повыполненным заданиям и
его представление окружающим. Предметные: иметь представление овнешнем строении листа. Знать листьяпростые и сложные, виды илисторасположения, виды жилкования
листьев.
Личностные: уметь объяснять знание оформах и многообразии листьев длявыполнения работ по ландшафтномудизайну и декоративному озеленению помещений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
проводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П).
21. Внутреннее строение листа. Внутреннее строениелиста. Расположение истроение тканей листа. Функции листа и ихобеспечение. Определение понятий: транспирация, мезофилл, хлоропласты, фотосинтез. Лабораторная работа «Клеточное строение листа». Работа с текстом и
рисунками учебника.Работа с натуральнымиобъектами илабораторным
оборудованием. Составление отчета повыполненным заданиям и его представление окружающим. Предметные: иметь общее представлениео внутреннем строении листа, его функциях,
значение устьичного аппарата.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о внутреннемстроении листа для выращивания растений в разных условиях.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять заданияпо алгоритму (Р). Умениеприменятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П).
22. Видоизменения листьев. Видоизменение листьев
и их функции: колючки,усики, чешуйки. Причины разнолистности Определение понятий: гетерофилия.
Работа с нагляднымматериалом, просмотр презентации.
Работа с текстом и
рисунками учебника,интернет - ресурсами (помере возможности). Ответы на вопросы и
задания учебника и
учителя. Предметные: иметь представление овидоизменении листьев, в связи с условиямиобитания растений.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о видоизменениилистьев для выращивания растений в разных условиях.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. Представлять результаты своейработы (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности со
стороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умение
воспринимать разные формы информации иправильно формулировать вопросы и
слушать ответы (К).
23.Воздушное питание растений. Фотоситез.
Содержание веществ в растенииОсобенности воздушногопитания растений. Характеристикафотосинтеза. Значение фотосинтезадля живых организмов,населяющих Землю. Круговорот Веществ. Определение понятий:фотосинтез, круговорот
Веществ.
Работа с текстом и
рисунками учебника,просмотр
демонстрационных
опытовПросмотр учебногофильма,
демонстрирующего
процессы, происходящиепри фотосинтезеСоставление схемыбиологическогокруговорота. Предметные: иметь представление опроцессе фотосинтеза и условиях егопротекания. Знать значение фотосинтеза
для живых организмов и их эволюции. Иметьпредставление о круговороте веществ.
Личностные: уметь объяснять значениезнаний о фотосинтезе для жизни на Земле.Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии дляхарактеристики объектов. Умение работатьс понятийным аппаратом. Устанавливатьсоответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительноеотношение к одноклассникам и учителю.Потребность в объективной оценке своейдеятельности, оценки результатовдеятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания.Развитие навыков самооценки (Р). Умениевоспринимать разные формы информации иправильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).
24. Дыхание растений. Транспирация. Дыхание растений и его значение. Газообмен. Сравнение дыхания и фотосинтеза. Транспирация и еезначение
Приспособительныеособенности растений кжизни в разных условияхувлажнения
Определение понятий:
дыхание, газообмен, транспирация. Работа с текстом и
рисунками учебника, гербарным материалом. Заполнение таблицы по выделенным критериям. Описание особенностей строения растений, обитающих в разных условиях увлажнения. Ответы на вопросы и задания учебника. Предметные: иметь представление одыхании растений и газообмене, уметьвыделять особенности процессовфотосинтеза и дыхания. Иметьпредставление о транспирации и ее значении.
Личностные: уметь объяснять значениезнаний о дыхании и транспирации привыращивании растений в разных условиях, для озеленения помещений.Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии дляхарактеристики объектов. Умение работатьс понятийным аппаратом. Устанавливатьсоответствие между объектами и иххарактеристиками, умение сравнивать иделать выводы (П). Уважительноеотношение к одноклассникам и учителю.
Потребность в объективной оценке своейдеятельности, оценки результатовдеятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания.Развитие навыков самооценки (Р). Умениевоспринимать разные формы информации иправильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).
25. Листопад и его роль в жизни растений. Листопад, его значение вжизни растений. Процессы,
Предшествующиелистопаду.
Листопадные ивечнозеленые растения. Определение понятий:листопад, отделительный слой. Работа с текстом и
рисунками учебника,ответы на вопросы изадания учебника иучителя
Просмотр учебногофильма «Осенниеявления в жизни растений». Предметные: иметь представление о ролилистопада в жизни растений, о процессах,протекающих в растении в период листопада.
Личностные: уметь объяснять значениезнаний о листопадных и вечнозеленыхрастениях для проведении работ поландшафтному дизайну и озеленению помещений.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. Представлять результаты своейработы (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности со
стороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умение
воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).
26. Вегетативные органы и их значение в жизни растения. Значение вегетативныхорганов в жизни растений. Значение вегетативногоразмножения растений. Видоизменениявегетативных органов иих значение. Приспособительныеособенности
вегетативных органоврастений к различным условиям обитания. Работа с нагляднымматериалом, просмотр презентации, работа синтернет - ресурсами.Выполнениеиндивидуальных заданий,
их оформление в видепрезентаций,
выступление перед классом. Предметные: иметь представление омногообразии и значении вегетативныхорганов растений и знать формы и значениевегетативного размножения растений.
Личностные: уметь объяснять знания овегетативных органах растений,вегетативном размножении длявыращивания растений в разных условиях и их расселения.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. Представлять результаты своейработы (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности со
стороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умение
воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).
Тема 7. Цветок. Образование семян и плодов (7 часов)
27. Строение и значение цветка. Цветение какбиологическое явление. Продолжительность
цветения растений. Строение цветка. Строение тычинок и
пестиков. Растения однодомныеи двудомные. Диаграммы и формулыцветков. Определение понятий: цветоножка, прицветник,цветоложе, чашечка,венчик, тычинка, пестик,тычиночная нить,пыльник, завязь, столбик,рыльце, семязачатки,однополые, обоеполыецветки, однодомные,двудомные растенияЛабораторная работа«Строение цветка». Работа с текстом и
рисунками учебника, снаглядным материалом,просмотр презентации.
Работа с моделями
цветковРабота с
натуральными объектамии лабораторнымоборудованиемСоставление отчета повыполненным заданиям и
его представление окружающим. Предметные: иметь представление оцветении и плодоношении растений,значении этих процессов в жизни растения.Знать строение цветка, виды цветков.
Личностные: уметь объяснять значениезнаний о цветении и плодоношении растений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
проводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П).
28.Соцветия и их биологическое значение. Разнообразие форм иокраски цветков. Значениеразнообразия в жизнирастенийСоцветие. Рольсоцветий в жизнирастений. Многообразиесоцветий. Определение понятий: определенные и неопределенные соцветия, початок,головка, корзинка, щиток,кисть, зонтик, метелка,колос, сложные соцветия, извилина, развилина, завиток.Лабораторная работа
«Простые и сложные соцветия». Работа с текстом и
рисунками учебника. Составление схемыклассификации соцветий. Работа снатуральными объектами,гербарным материалом,лабораторным
оборудованием. Составление отчета повыполненным заданиям и его представление окружающим. Предметные: иметь представление осоцветиях и их многообразии.
Личностные: уметь объяснять рользнаний о соцветиях для цветочного дизайна помещений и ландшафтов.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умение
проводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П).
29.Опыление у цветковых растений. Виды опыления. Значение опыления вжизни растений. Приспособленияцветковых растений кразным формамопыления. Определение понятий:опыление, самоопыление,перекрестное опыление,искусственное опыление,гибридизация, гибриды. Работа с текстом и
рисунками учебника. Просмотр слайд –фильма. Работа с интернет -ресурсами. Составление схемы –классификации типов опыления. Предметные: иметь представление оспособах опыления растений. Знать признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о способах опылениярастений для выращивания культурных растений и их селекции.
Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов.Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение
сравнивать и делать выводы (П).Уважительное отношение к одноклассниками учителю. Потребность в объективнойоценке своей деятельности, оценкирезультатов деятельности со стороныокружающих (Л). Умение организовано
выполнять задания. Развитие навыковсамооценки (Р). Умение восприниматьразные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы
30. Оплодотворение у цветковых растений. Образование и созревание семян и плодов. Двойноеоплодотворение уцветковых растений. Строениезародышевого мешка и
пыльцы. Образование семян. Образование плодов. Определение понятий: оплодотворение, зигота, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, микропиле, эндосперм. Работа с текстом и
рисунками учебника,интернет - ресурсами, снаглядным материалом(макетами, рисунками),динамическимипособиями.
Составление схемы классификация плодов. Предметные: иметь представление одвойном оплодотворении цветковыхрастений, образовании семян и плодов.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний об особенностяхоплодотворения цветковых растений для выведения новых сортов культурных растений.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности состороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умениевоспринимать разные формы информации и
правильно формулировать вопросы ислушать ответы (К)
31.Плоды и их разнообразие. Разнообразие плодов по количеству семян и строению околоплодника. Определение понятий: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные, листовка, боб, стручок, стручочек, семянка, зерновка, коробочка, ягода, костянка, тыквина, померанец, яблоко, сборные плоды.Лабораторная работа «Изучение и определение плодов». Работа с нагляднымматериалом (муляжами, макетами, рисунками),коллекциями. Работа снатуральными объектамии лабораторнымоборудованиемСоставление отчета повыполненным заданиям и
его представление окружающим. Предметные: иметь представление омногообразии пловов и семян. Знатьклассификацию плодов.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о разнообразииплодов и семян для выращиваниясельскохозяйственных и декоративных растений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность в объективной оценки своей
работы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).
32.Распространение плодов и семян. Жизнь плодов вне материнского организма. Многообразие плодов. Способы распространения. Жизнь плодов вне материнского растения. Сохранение плодов и семян. Условия прорастания семян. Определение понятий: всхожесть, скарификация.
Работа с текстом и
рисунками учебника, снагляднымиматериалами. Составление схемы «Способы распространения плодов и семян». Составление правил хранения плодов и семян.
Предметные: иметь представление оспособах распространения плодов и семян,условиях их сохранности, условиях
прорастания семян.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о способахраспространения плодов и семян, условияхпрорастания семян, об условиях храненияплодов и семян в практической деятельности человека.
Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. (П). Уважительное отношение кодноклассникам и учителю. Потребность вобъективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности состороны окружающих (Л). Умениеорганизовано выполнять задания. Развитиенавыков самооценки (Р). Умениевоспринимать разные формы информации и
правильно формулировать вопросы ислушать ответы (К)
33.Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения. Обобщение знаний огенеративных органовцветкового растения .Правила техники
безопасности при работес инвентарем припересадке комнатныхрастений. Практическая работа«Уход за цветущимирастениями в кабинетебиология»
Выполнениеиндивидуальных заданийи составление
презентаций,представление их в
классе. Работа снатуральными объектамиинвентарем дляпересадки комнатныхрастений. Составление отчета повыполненным заданиям иего представление
окружающим Предметные: иметь представление оспособах размножения и приемах пересадкикомнатных растений. Знать правила техникибезопасности при выполнении практическихработ в кабинете биологии.
Личностные: уметь объяснять
необходимость знаний о пересадкекомнатных растений для искусственного озеленения жилых и общественных помещений.
Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике.Потребность вобъективной оценки своейработы (Л). Умение работать в малыхгруппах. Умение эффективновзаимодействовать при совместномвыполнении работы. Умение воспринимать
устную форму информации (К). Уметьработать с различными видамилабораторного оборудования,изобразительной наглядностью. Умениепроводить сравнение и делать выводы наоснове полученной информации, умениеклассифицировать объекты поопределенному признаку (П).
34. Летние задания.
Исследовательская и проектная деятельностьобучающихся.
1. Коллективная проектная деятельность на тему «Растения солнечных и тенистых мест обитания».
2. Коллективная проектная деятельность « Составление коллекций семян растений своей местности».
3. Исследовательская деятельность на тему «Прорастание семян».
4. Исследовательская работа «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем».
5. Исследовательская работа «Влияние пикировки на развитие корневой системы».
6. Исследовательская работа «Наблюдение за ростом корня» «Конструирование модели корневого волоска».
7. Исследовательская работа «Выявление избытка солей на растение».
8. Исследовательская деятельность по теме: «Особенности прорастания почек на клубне картофеля».
9. Коллективная проектная деятельность по теме: «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги» «Вертикальное озеленение школьной территории».
10. Исследовательская работа. «Передвижение по стеблю органических веществ».
11. Исследовательская деятельность «Наблюдение за прорастанием луковицы».
12. Исследовательская деятельность «Доказательство выделения кислорода в процессе фотосинтеза».
13. Коллективная проектная деятельность «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника».
14. Исследование на тему «Отработка приёмов искусственного опыления».

Литература для учителя.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.
2. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М. : Просвещение, 2010. – 79 с. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.
3. Базисный учебный план гимназии.
4. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. М. : Просвещение. 2011.
5. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники. 5-6 классы. В 2 ч. Ч.1. М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
6. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 -11 классы; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина. 2011. – 69 с.
7. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.
8. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М., ОНИКС 21 век, 2004.
9. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Сфера, 1999.
10. Корин Стокли. Биология. Школьный иллюстрированный справочник., М.: РОСМЭН 1995.
11. Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника. Учебно-методическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.
12. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.
13. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. –М.: «РАУБ» «ТОПИКАЛ»,1994.
14. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
15. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.
16. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
17. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения. М.:Просвещение, 1996.
18. Тягловае.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.
19. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Сборник задач и упражнений. –М.: Мнемозина, 2008.
20. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008.
21.Якушкина Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
22. Журналы: «В мире науки», «Природа», «Биология в школе».
23. Интернет-ресурсы.
Литература для обучающихся1. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники. 5-6 классы. В 2 ч. Ч.1. М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.
3. Белоусов Ю.А. Школьный справочник. Биология. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 255с.
4. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – С.-Петербург: Издание А.Ф. Девриена, 1994.
4. Кристоф Нидон, Д-р ИоханнесПетерман, Петер Шеффель, Бернд Шайба. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
7. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
8. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения. М.:Просвещение, 1996.
9. Энциклопедия для детей. – М.: – Аванта +, 2006.
10. Журналы: «Биология для школьников», «Юный натуралист».
11. Интернет-ресурсы.